г. Нижний Новгород
21 апреля 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Кузьмичева В.А, рассмотрев частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на определение Самарского областного суда от 15 февраля 2021 года о взыскании судебных расходов по административному делу по административному исковому заявлению Конева В.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установил:
Конев В.Г. обратился в суд с заявлением о взыскании судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N, полагая, что возмещению подлежат расходы по оплате: государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, отчета в размере "данные изъяты" рублей, услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Определением Самарского областного суда от 15 февраля 2021 года заявление Конева В.Г. удовлетворено частично. С Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в пользу Конева В.Г. взысканы судебные расходы по составлению отчета об оценке в размере "данные изъяты" рублей, по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" рублей, по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
В частной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области поставлен вопрос об отмене определения суда как незаконного.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Положениями статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами и другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу положений части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
По смыслу закона, для правильного разрешения вопроса о распределении судебных расходов между сторонами по данной категории дел суду необходимо установить: соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы по соответствующему налогу) объекта недвижимости; укладывается ли допущенное расхождение установленной кадастровой стоимости с рыночной стоимостью объекта недвижимости в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
Проанализировав приведенные положения КАС РФ и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявления Конева В.Г. и возмещении понесенных им судебных расходов.
С таким выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Конев В.Г. является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N.
Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года N 118 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Самарской области.
Согласно представленной ФГБУ "ФКП Росреестра" информации нежилое помещение с кадастровым номером N поставлено на государственный кадастровый учет 12 декабря 2013 года, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена на указанную дату актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года N 118 в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с такими результатами определения кадастровой стоимости нежилого помещения, Конев В.Г. обратился в суд с требованиями об установлении его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости.
Вступившим в законную силу решением Самарского областного суда от 29 октября 2020 года административное исковое заявление Конева В.Г. было удовлетворено, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2013 года в размере "данные изъяты" рублей.
Частично удовлетворяя заявление Конева В.Г. о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции, установив, что определенная судом кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N существенно отличается от его кадастровой стоимости, определенной ФГБУ "ФКП Росреестра", исходил из того, что указанное обстоятельство свидетельствует о наличии ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу административного истца судебных расходов.
Вместе с тем, оценка существенности разницы между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью объектов недвижимости должна быть дана на основании анализа конкретных обстоятельств каждого дела, с сопоставлением разницы между указанными величинами не только в кратном и процентном соотношении, но и в абсолютном выражении, поскольку иное бы означало отсутствие индивидуального подхода к решению вопросов о том, укладывается ли эта разница в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, является ли она свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод налогоплательщиков, и, как следствие, лишены ли в данном случае обстоятельства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований.
Судом первой инстанции не дана оценка существенности разницы между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью объекта недвижимости, а также не учтено, что разница между указанными величинами в процентном соотношении составляет 35, 9 %, что вопреки формальному подходу суда свидетельствует о том, что такая разница, в данном случае не является существенной, не выходит за пределы диапазона допустимых отклонений.
Разница между кадастровой и установленной рыночной стоимостью объекта недвижимости, выраженная в рублях, в сумме "данные изъяты" рублей, обусловлена высокой стоимостью самого объекта недвижимости, который представляет собой торговое помещение (магазин), расположенное на 1 этаже жилого пятиэтажного дома, имеющее площадь "данные изъяты" кв. м, и не связана с проведенными процедурами государственной кадастровой оценки. Сведений о том, что при проведении государственной кадастровой оценки имели место нарушения методологии проведения массовой оценки, материалы дела не содержат.
Кроме того, административным истцом не было представлено ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции каких-либо обоснований и доказательств, подтверждающих, что размер налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы по налогу) является значительным, что может свидетельствовать о существенном нарушении его прав как налогоплательщика.
В то же время суд апелляционной инстанции, сопоставив разницу между указанными величинами (как в денежном эквиваленте, так и в процентном соотношении), а также применительно к величине налога на имущество физических лиц, рассчитываемого от кадастровой стоимости объекта, приходит к выводу, что такая разница существенной признана быть не может. Отнесение на административного истца понесенных по делу судебных расходов не способно финансово обесценить значение судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с изменением налоговой базы по налогу на имущество, в связи с чем изложенные в обжалуемом определении выводы суда первой инстанции нельзя признать верными.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N1555-О разъяснено, что нарушение прав лица суд может установить как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований. Если в споре о пересмотре кадастровой стоимости суд установит, что стоимостные расхождения доказывают нарушение прав лица, он определит (в пределах иска) и меры восстановления нарушенного права, не исключая внесения новых сведений в государственный кадастр недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость объекта.
Следовательно, определение рыночной стоимости объекта недвижимости в размере меньшем, чем его кадастровая стоимость, само по себе не свидетельствует о наличии каких-либо ошибок допущенных в ходе кадастрового учета, поскольку разница между кадастровой и рыночной стоимостями объекта недвижимости объективно обусловлена использованием различных подходов (методов) оценки. Кадастровая стоимость определяется в ходе массовой оценки, в то время как рыночная стоимость объекта недвижимости определяется индивидуально, что позволяет учитывать конкретные особенности оцениваемого объекта. Административный истец в данном случае, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости находящего в его собственности объекта недвижимости, реализовал в судебном порядке имеющееся у него право на установление его кадастровой стоимости в размере рыночной, и данное требование было удовлетворено судом в полном объеме.
Таким образом, с учетом специфики данной категории дел и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, согласно которой при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов по делам об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, недопустима ситуация, при которой значение соответствующего судебного решения финансово обесценивается с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемой административным истцом налоговой выгодой, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что имеющееся соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом, и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости не свидетельствует о нарушении прав административного истца как налогоплательщика, соответственно судебные издержки по данному делу подлежат отнесению на административного истца, то есть не подлежат взысканию с административного ответчика.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение о взыскании судебных расходов не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Руководствуясь статьями 315 - 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Самарского областного суда от 15 февраля 2021 года отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления Конева В.Г. о взыскании судебных расходов отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.