Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Владимировича А.Н. на решение Фокинского районного суда города Брянска от 16 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 10 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Владимировича А.Н. к отделению (территориальное, город Брянск) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" в лице правопреемника федерального государственного автономного учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в признании участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения Владимирова А.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Владимиров А.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 10 октября 2019 года об отказе в признании участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", возложить обязанность признать участником основного мероприятия и предоставить государственный жилищный сертификат.
В обосновании административных исковых требований Владимиров А.Н. указал, что проживает на территории закрытого военного городка "адрес" вместе с несовершеннолетней "данные изъяты". В указанное жилое помещение вселены на основании договора найма служебного помещения, заключенного между "данные изъяты" и его матерью - ФИО6, которой жилое помещение было предоставлено в связи с работой в войсковой части N. Считал, что сам по себе факт проживания в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче государственного жилищного сертификата, подтверждающего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения. 6 марта 2019 года ему направлено требование об освобождении жилого помещения и подано исковое заявление в Карачевский районный суд Брянской области о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении, что свидетельствует о начале процедуры переселения. 5 сентября 2019 года административный истец обратился с заявлением в отделение (территориальное, город Брянск) ФГКУ "Западрегионжилье" о включении в состав участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N, однако решением от 10 октября 2019 года во включении в состав участников основного мероприятия отказано, со ссылкой на несоответствие его требованиям, предусмотренным названной выше целевой программы.
Решением Фокинского районного суда города Брянска от 16 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 10 ноября 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Владимирова А.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 6 января 2021 года почтой через Фокинский районный суд города Брянска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 января 2021 года, Владимиров А.Н, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает ошибочными выводы суда об отсутствии у государства обязательств по обеспечению его жильем, в связи с отсутствием связи с Министерством обороны Российской Федерации, поскольку проживает на территории закрытого военного городка и подлежит переселению, а следовательно, относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. Полагает, что наличие исков в Карачевском районном суде Брянской области свидетельствует о начале процедуры переселения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы имеются.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Владимиров А.Н. не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, определенного пунктом 2 Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Министерстве обороны Российской Федерации; реализация процедуры переселения граждан из закрытого военного городка не осуществлялась, а само по себе проживание Владимирова А.Н. в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для признания административного истца и членов его семьи участниками подпрограммы, в связи с чем оспариваемое решение от 10 октября 2019 года N об отказе в признании его участником целевой жилищной программы является законным.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ N, выданного "данные изъяты", ФИО6 состоящей в трудовых отношениях с войсковой частью N (в настоящее время войсковая часть N в закрытом военном городке N), в которой она служила с ДД.ММ.ГГГГ (уволена ДД.ММ.ГГГГ), на состав семьи "данные изъяты" была предоставлена однокомнатная "адрес", площадью 17, 48 кв.м.
По договору служебного найма от ДД.ММ.ГГГГ N на основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" предоставило ФИО6 на состав семьи "данные изъяты": "данные изъяты", двухкомнатную квартиру общей площадью 44, 26 кв.м по адресу: "адрес".
По условиям пункта 5 договора служебного найма от ДД.ММ.ГГГГ N квартира предоставляется до отселения из закрытого военного городка, но договор может быть прекращен в связи со смертью нанимателя, истечением срока трудового договора, окончанием срока службы (пункт 18).
ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем нанимателем жилого помещения в поквартирной карточке указан Владимиров А.Н, член семьи- ФИО9
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, "адрес" входит в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Владимиров А.Н, как член семьи работника войсковой части, подведомственной Министерству обороны, проживает на территории закрытого военного городка с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.
6 марта 2019 года отделение (территориальное, город Брянск) ФГКУ "Западрегионжилье" Министерство обороны Российской Федерации направило Владимирову А.Н. требование N об освобождении занимаемого им жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем обратилось в суд с иском о выселении.
5 сентября 2019 года Владимиров А.Н. обратился с заявлением к начальнику Отделения (территориальное, город Брянск) ФГКУ "Западрегионжилье" Министерство обороны Российской Федерации о включении его в состав участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку относится к категории граждан подлежащих переселению из закрытого военного городка.
Решением от 10 октября 2019 года N Владимирову А.Н. отказано в признании участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в связи с несоответствием требованиям, указанным в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции на основании изложенного выше приходит к выводу, что отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, судами нижестоящих инстанций не было учтено, что к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках не могут быть переданы безвозмездно в собственность занимаемым им лицам (абзац девятый пункта 1, пункт 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
"данные изъяты"
Исходя из положений законодательства в сфере жилищных правоотношений, включая Государственную целевую программу "Жилище", одобренную Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренные Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, Государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем, является одной из наиболее острых социальных проблем, что одной из форм бюджетного финансирования расходов по обеспечению их жильем для постоянного проживания является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
К таким гражданам в названных нормативных правовых актах наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила), которые в пункте 5 устанавливают категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Так, подпункт "б" пункта 5 Правил в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого административным истцом решения, устанавливает три самостоятельные группы имеющих такое право граждан:
- граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков;
- граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка;
- граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).
Из буквального содержания приведенной федеральной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.
Такое толкование согласуется с предписаниями пункта 19 Правил, не предусматривающих для подлежащих переселению из закрытых военных городков граждан обязанности вместе с заявлением в уполномоченный орган представлять иные документы, кроме справки об общей продолжительности военной службы (службы), справки о проживании на территории закрытого военного городка, копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право установлено законодательством Российской Федерации), копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
В соответствии с пунктами 31 и 32 Правил приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2017 года N 217 утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), который действовал на момент принятия оспаривемого решения.
Согласно пункту 2 Порядка социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставляется:
- военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, указанными в абзаце пятом подпункта "а" пункта 5 Правил, и членам семей военнослужащих, указанными в абзаце восьмом этого же подпункта (подпункт "а");
- гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил, названным в подпункте "б" пункта 5 Правил (подпункт "б").
В соответствии с пунктом 4 Порядка уполномоченный орган либо его структурное подразделение осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы по основаниям, определенным в пункте 22 Правил, вносит соответствующие изменения в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.
Названный реестр ведется исключительно в отношении граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 Порядка, и не предусматривает внесения иных сведений, кроме фамилии, имени, отчества заявителя, его состава семьи, данных паспорта, даты рождения, права на дополнительную площадь, военной части, избранного места жительства, площади оставляемого жилого помещения и даты включения в состав участников программы (приложение N 1 к Порядку).
Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта "б" пункта 5 Правил, неоднократно обращал внимание, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от 23 июня 2015 года N 1462-О, от 25 мая 2017 года N 1137-О, от 27 июня 2017 года N 1297-О, от 28 сентября 2017 года N 1922-О, от 19 декабря 2017 года N 2995-О).
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков", устанавливающим порядок получения такой категории граждан жилого помещения, в качестве одного из условий применения его положений также названо исключительно желание переселиться из закрытого военного городка (пункт 1).
Из совокупного правового анализа приведенных предписаний федерального законодательства следует, что самостоятельным и достаточным основанием для признания права административного истца на получение государственного жилищного сертификата является факт его постоянного проживания в закрытом военном городке.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами установлены не все имеющие значение для административного дела обстоятельства, в связи с чем доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, обжалуемые судебные акты приняты с нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таком положении судебные акты нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления указанных в настоящем кассационном определении обстоятельств. При новом рассмотрении административного дела суду надлежит учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фокинского районного суда города Брянска от 16 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 10 ноября 2020 года отменить, кассационную жалобу Владимировича А.Н. удовлетворить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Фокинский районный суд города Брянска.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.