Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Солдатовой С.В, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело 23OS0000-01-2020-000867-19 по административному исковому заявлению Хачатряна Эдуарда Амбарцумовича об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка по апелляционным жалобам административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края, заинтересованного лица администрации г. Сочи на решение Краснодарского краевого суда от 5 ноября 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав объяснения представителя административного истца Хачатряна Э.А. - Сырцевой Н.В,
установил:
Хачатрян Э.А, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 3746 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что считает кадастровую стоимость земельного участка, определённую по состоянию на 19 марта 2013 г, в размере 138 284 526, 50 руб, завышенной. Полагает, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка увеличивает размер его налоговых платежей. В обоснование заявленного требования представил отчет об оценке земельного участка N 30/3 от 10 марта 2020 г, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Независимый оценщик" ФИО8, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 19 марта 2013 г. определена в размере 16 243 000 руб.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции в целях проверки достоверности размера рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, назначена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение эксперта N 840/ДПО от 9 октября 2020 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Департамент профессиональной оценки" ФИО7, согласно выводам которого, представленный административным истцом отчет об оценке земельного участка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 19 марта 2013 г. составляет 16 729 000 руб.
Решением Краснодарского краевого суда от 5 ноября 2020 г, постановленным в порядке упрощенного (письменного) производства, установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 19 марта 2013 г. в размере 16 729 000 руб. на период с 1 января 2014 г. до 4 февраля 2017 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка постановлено считать 19 мая 2020 года.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо администрация г. Сочи и административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края подали апелляционные жалобы, в которых полагают оспоренный размер кадастровой стоимости земельного участка определённым в установленном законом порядке и не нарушающим права административного истца, в связи с чем, просят обжалуемое решение суда отменить и принять решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца просила отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства - не заявляли.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя административного истца, суд приходит к выводу об изменении решения суда в части установления судом даты определения оспариваемой кадастровой стоимости и начала периода применения установленной судом кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость может определяться органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке - при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (статья 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности, Закон N 135-ФЗ)).
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, в действующей редакции, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в частности в суде.
Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела и установлено судом, кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 138 284 526, 50 руб. определена 18 марта 2013 г. в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "земельные участки под личным подсобным хозяйством" на "магазин" и являлась актуальной до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в порядке проведения очередной государственной оценки объектов недвижимости, результаты которой утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640, - 04 февраля 2017 г. Спорный земельный участок снят с кадастрового учета 13 декабря 2017 г.
19 мая 2020 г. административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Уведомлением от 21 мая 2020 г. N11-617/18020 комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю отказала в приеме заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в связи с тем, что сведения о кадастровой стоимости являются архивными.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовой заинтересованности у административного истца в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой являются архивными, поскольку согласно представленным суду налоговым требованиям, исчисление земельного налога до 4 февраля 2017 г. осуществляется исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленного административного искового требования административный истец представил отчет об оценке земельного участка N 30/3 от 10 марта 2020 г, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Независимый оценщик" ФИО10, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 19 марта 2013 г. определена в размере 16 243 000 руб.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции в целях проверки достоверности размера рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, назначена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение эксперта N 840/ДПО от 9 октября 2020 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Департамент профессиональной оценки" ФИО9, согласно выводам которого, представленный административным истцом отчет об оценке земельного участка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 19 марта 2013 г. составляет 16 729 000 руб.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку согласно материалам дела, в том числе, дополнительно представленным суду апелляционной инстанции ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена не 19 марта 2013 г, а 18 марта 2013 г, с внесением в ЕГРН сведений о ней в эту же дату, судом апелляционной инстанции назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза. Перед экспертом поставлен вопрос об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 18 марта 2013 г.
По результатам дополнительной судебной оценочной экспертизы представлено заключение эксперта N 855/ДПО от 11 марта 2021 г, согласно выводам которого, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 18 марта 2013 г. составляет 16 729 000 руб.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ принимает в качестве доказательств по настоящему делу заключение эксперта N 840/ДПО от 9 октября 2020 г. - в части выводов о несоответствии отчета об оценке, представленного административным истцом, требованиям законодательства об оценочной деятельности, и заключение дополнительной судебной оценочной экспертизы N 855/ДПО от 11 марта 2021 г. - в части выводов о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 18 марта 2013 г. Представленные суду экспертные заключения отвечают требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также не противоречат положениям Закона N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 297 от 20 мая 2015 г. "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 299, экспертом составлено точное описание объектов оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельного участка и жилого дома.
Экспертом при проведении дополнительной экспертизы и составлении дополнительного экспертного заключения также соблюдены требования пункта 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299, согласно которым в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 611 от 25 сентября 2014 г. утвержден Федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
Экспертом подробно описан процесс оценки земельного участка в части применения подходов к оценке с приведением расчетов с обоснованием применения выбранного экспертом подхода оценки. При этом, исследовано социально-географическое положение объекта экспертизы, произведен анализ рынка земельных участков.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.
В рамках сравнительного подхода экспертом использовался метод сравнения продаж, проведен анализ рынка в тех его сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта, по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости объекта оценки. Подобраны объекты-аналоги, сопоставимые по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектом оценки.
Применяемые в заключении эксперта корректировки к отобранным им объектам-аналогам введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов.
В силу пункта 25 ФСО N 7 выбор аналогов, метода оценки и методологии расчетов - исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.
Выполненные в заключении расчеты стоимости объекта оценки соответствуют выбранному подходу и методу, полученный результат находится в определенном экспертом на основе анализа рынка диапазоне средней рыночной стоимости объектов аналогичного назначения.
Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере его рыночной стоимости по состоянию на 18 марта 2013 г, равном 16 729 000 руб.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции, исходя из нормативного регулирования начала применения кадастровой стоимости, измененной по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда, закрепленного в статье 24.20 Закона об оценочной деятельности, положений части 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации о налоговом периоде, пришел к выводу об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости с 1 января 2014 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем, согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу части 4 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ) кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
Абзацем 3 части 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ) предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, в редакции, действовавшей на момент определения оспариваемой кадастровой стоимости, регламентировано, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле установлено, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 18 марта 2013 г.
Доводы апелляционных жалоб не нашли своего объективного подтверждения в ходе настоящего апелляционного производства, в силу чего, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
решение Краснодарского краевого суда от 5 ноября 2020 г. изменить, изложив абзац 2 его резолютивной части в следующей редакции:
"Установить в отношении объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 3 746 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровую стоимость по состоянию на 18 марта 2013 г, в размере равном его рыночной стоимости - 16 729 000 руб, на период с 18 марта 2013 г. до 4 февраля 2017 г.".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Судья С.В. Солдатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.