Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А, судей Морозковой Е.Е. и Стаховой Т.М.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-224/2020 по административному исковому заявлению Рыболовецкой артели "Орион" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по апелляционной жалобе Рыболовецкой артели "Орион" на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А, судебная коллегия
установила:
Административный истец Рыболовецкая артель "Орион" на основании договора аренды владеет земельным участком с кадастровым N общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенным по адресу: "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - пищевая промышленность, сведения о котором внесены в Государственный кадастр недвижимости 14 января 2013 года.
В результате государственной оценки земель населенных пунктов Ямало-Ненецкого автономного округа установлена и утверждена приказом Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 ноября 2019 года N3-О по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельного участка в размере 9 054 372 рубля 60 копеек ("данные изъяты" приложения к приказу Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 ноября 2019 года N3-о).
Полагая размер определенной в процессе государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельных участков завышенным, 29 июля 2020 года Рыболовецкая артель "Орион" обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2019 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N в размере его рыночной стоимости 1 312 620 рублей на период с 1 января 2020 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в обоснование чего представила отчет об оценке N 221-04.2020 от 30 апреля 2020 года, выполненный ООО "Судебная экспертиза и оценка".
Определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 сентября 2020 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, во исполнение которого экспертом ООО "ЭСКО" Саблуковым Е.И. определена рыночная стоимость земельного участка в размере 5 250 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Решением суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N в размере рыночной стоимости 5 250 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года, датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости постановлено считать 29 июля 2020 года.
В пользу ООО "ЭСКО" с административного истца взысканы расходы по производству судебной экспертизы в размере 40 000 рублей.
Распределяя судебные расходы, суд исходил из того, что превышение кадастровой стоимости земельного участка ("данные изъяты" рублей) над рыночной стоимостью (5 250 000 рублей), составляя 42%, не является существенным и не свидетельствует об ошибке, допущенной в ходе государственной кадастровой оценки, в связи с чем расходы по установлению рыночной стоимости названного земельного участка отнесены на административного истца.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции в части распределения судебных расходов отменить, взыскать расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В обоснование жалобы со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N20-П, административный истец указывает, что судебные расходы по данной категории дел взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости при условии, когда кадастровая стоимость значительно превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере рыночной, и когда административный ответчик оспаривал право на установление кадастровой стоимости. При этом ни одним нормативным правовым актом не установлено, что свидетельством ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, выступает погрешность в размере 50%. Истец полагает, что интервал допустимого расхождения стоимостей в своих максимальных значениях составляет 33%, что следует из положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от 4 мая 2012 года N263, Рекомендаций по определению и обоснованию границ интервала, в котором может находиться стоимость объекта оценки, под ред. Лейфера Л.А. Разница между оспариваемой кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося о владении Рыболовецкой артели "Орион", и рыночной его стоимостью объективно существенна. Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, будучи органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также лицом, возражавшим против удовлетворения административного иска, должен нести бремя судебных расходов.
Представители административного истца Рыболовецкой артели "Орион", административных ответчиков Управления Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу, Департамента имущественных отношений ЯНАО, заинтересованных лиц Администрации муниципального образования города Салехард, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по ЯНАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. Департамент имущественных отношений ЯНАО ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Закон о государственной кадастровой оценке) кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 245 КАС РФ, частями 1, 7 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде, в том числе на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28) разъяснено, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Допустимым письменным доказательством при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости является также экспертное заключение, что следует из содержания статьи 70 КАС РФ.
Оценив возражения административного ответчика Департамента имущественных отношений ЯНАО, содержащие замечания к представленному истцом отчету об оценке, в том числе и о значительной разнице между стоимостью объектов, определенной в ходе государственной кадастровой оценки, и рыночной стоимостью, определенной оценщиком ООО "Судебная экспертиза и оценка", оценив названный отчет на соответствие требованиям ФСО, суд первой инстанции не принял отчет независимого оценщика в качестве доказательства, достоверно подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, установилпо состоянию на юридически значимую дату кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном рыночной стоимости и подтвержденном заключением судебной экспертизы N028-20 от 5 октября 2020 года, которое признал отвечающим принципам допустимости, относимости и достоверности.
В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Согласно части 3 статьи 108 КАС РФ эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
В соответствии с определением суда первой инстанции от 4 сентября 2020 года о назначении по делу судебной оценочной экспертизы судебные издержки на ее производство в размере оплаты стоимости работы эксперта подлежат взысканию при вынесении решения по существу.
Из материалов дела следует, что стоимость услуг эксперта ООО "ЭСКО" по исполнению определения суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 сентября 2020 года составила 40 000 рублей (л.д.179 том 1).
Общим принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят судебный акт по делу, что следует из положений главы 10 КАС РФ и разъясняется в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Судебные издержки состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу пункта 1 статьи 106 КАС РФ суммы, подлежащие выплате экспертам, относятся к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено, что по делам по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вопрос о распределении судебных расходов подлежит рассмотрению в порядке главы 10 КАС РФ, учитывая, что в указанной части главой 25 КАС РФ не предусмотрено каких-либо особенностей.
Правила о распределении судебных расходов применительно к делам об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, которым были сформулированы основные правовые позиции, нашедшие отражение в Постановлении от 11 июля 2017 года N20-П.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации критерием для разрешения вопроса о распределении судебных расходов выступает степень превышения кадастровой стоимости объекта недвижимости, ранее определенной в порядке массовой оценки, над установленной судом его рыночной стоимостью, когда значительное расхождение может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и напротив - не исключен учет того обстоятельства, что допущенное расхождение может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не будет являться свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, сужает реальную доступность правосудия и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно.
Вместе с тем в настоящем случае допущенное при установлении кадастровой стоимости земельного участка (9 054 372, 60 рублей) расхождение с его установленной рыночной стоимостью (5 250 000 рублей) не достигает кратного значения; с учетом различий в методах оценки в процедуре массовой кадастровой оценки и в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки такой показатель превышения не дает оснований для признания выявленного расхождения допустимым и достаточным для того, чтобы признать наличие ошибки в формировании или в применении методики определения кадастровой стоимости, которая привела к нарушению прав административного истца и повлекла его вынужденное обращение в суд с административным иском.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость, будучи условными, считаются достоверными; имеющиеся допустимые различия в методах оценки делают неизбежными и определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, притом что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление кадастровой стоимости равной рыночной, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки.
Проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости призвано подтвердить достоверность кадастровой стоимости, оценка которой должна быть не произвольной и обеспечивать соотносимость (приближенность), насколько это возможно, результатов определения кадастровой стоимости с существующими рыночными реалиями, но и не исключает вариативности оценок кадастровой стоимости, обусловленной объективными факторами, включая особенности применяемой методологии кадастровой оценки и возможности различной профессиональной интерпретации имеющихся экономических и иных значимых данных.
Соответственно, достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости предполагается в отношении результата ее определения, укладывающегося в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения.
Положения статьи 40 Налогового кодекса РФ, на которые ссылается истец в апелляционной жалобе, не регулируют правоотношения, возникающие в связи с установлением кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости объекта недвижимости; Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N263 (не исключая пункт 20), регламентирует деятельность соответствующих комиссий, определяя круг конкретно их полномочий; Рекомендации по определению и обоснованию границ интервала, в котором может находиться стоимость объекта оценки, под редакцией Лейфера Л.А. не являются источником права, в связи с чем приведенные истцом нормы права и источники сведений не подлежат применению при разрешении вопроса о распределении судебных расходов по настоящему делу.
Само по себе принятие судом решения о пересмотре кадастровой стоимости не является свидетельством ошибочности, незаконности и недостоверности ранее состоявшейся государственной кадастровой оценки объекта недвижимости.
С учетом изложенного расходы, связанные с проведением судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым N, в размере 40 000 рублей относятся на административного истца Рыболовецкая артель "Орион".
Руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыболовецкой артели "Орион" без удовлетворения.
Кассационная жалоба на судебные акты по делу может быть подана в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 мая 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.