Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей Рачиной К.А, Дегтеревой А.В, при секретаре Джемгирове М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
дело по апелляционной жалобе ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2019 года, которым постановлено:
В иске ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" к Кошманову Е.В. о возмещении затрат, связанных с обучением работника, отказать, УСТАНОВИЛА:
ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" обратилось в суд с иском к Кошманову Е.В. о взыскании убытков по ученическому договору в размере 307 549 руб. 82 коп. и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 6 275 руб. 50 коп. В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 11 сентября 2006 года Кошманов Е.В. был принят на работу в ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" на должность пилота учебного отряда летного комплекса, 23 октября 2015 года с Кошмановым Е.В. был заключен ученический договор N *****, по условиям ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" обязалось направить Кошманова Е.В. на переобучение без отрыва от работы по программе подготовки второго пилота к вводу в строй в качестве командира ВС-777-300, а ответчик обязался по окончании переобучения проработать в ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" не менее 3 лет, приказом N ***** от 19 марта 2018 года Кошманов Е.В. был уволен с занимаемой должности по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника, вследствие чего в соответствии с условиями ученического договора обязан возместить работодателю понесенные в связи с его обучением затраты, однако до настоящего времени данные затраты ответчиком не возмещены.
В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в апелляционной жалобе.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 марта 2020 года решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2019 года было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01 октября 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 марта 2020 года - отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
При новом апелляционном рассмотрении, п роверив материалы дела, выслушав представителя ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" Сундукову С.Я, ответчика Кошманова Е.В, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 11 сентября 2006 года Кошманов Е.В. был принят на работу в ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" на должность пилота учебного отрада летного комплекса и с ним был заключен трудовой договор N **** от 11 сентября 2006 года.
Впоследствии ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" было реорганизовано в ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии".
23 октября 2015 года между ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в лице заместителя директора департамента управления персонал Я. и Кошмановым Е.В. был заключен ученический договор N ***** на переобучение для получения новой специальности (профессии) по месту нахождения организации, по условиям которого работодатель организует переобучение работника по программе подготовки второго пилота к вводу в строй в качестве командира ВС типа В-777-300 без отрыва от работы.
Согласно пункту 1.8 данного договора, по окончании переобучения работник получает допуск к управлению ВС В-777-399 в качестве командира ВС и при наличии вакансии переводится на должность командира ВС В-777-300.
В соответствии с пунктом 2.1.4 договора работник обязан проработать у работодателя не менее 3 лет с даты окончания ввода в строй по специальности в качестве командира ВС В-777-300.
Пунктом 2.1.5 договора установлено, что работник обязуется возместить работодателю денежные средства, затраченные работодателем на переобучение, в соответствии с пунктами 5.1.1 - 5.1.3, в том числе в случае увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного настоящим Договором срока обязательной работы.
Согласно разделу 4 ученического договора, стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляется ****** руб, кроме того НДС ****** руб. ** коп. Стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты и составляет ******* руб./час, кроме того НДС ***** руб. ** коп./час, но не менее ******* руб./курс, кроме того НДС ******** руб./курс.
Приказом N ************ от 09 октября 2015 года Кошманов Е.В. был направлен в департамент производства полетов ПАО "Аэрофлот" (ДПП) для прохождения ввода в строй в качестве командира ВС Б777 в период с 02 октября 2015 года по 02 декабря 2015 года.
В соответствии с решением Местной квалификационной комиссии ПАО "Аэрофлот" (протокол от 03 ноября 2015 года N 43) по окончании прохождения программы ввода в строй, по результатам контрольно-проверочного полета, на основании представленных документов, результатов проверки теоретических знаний и практической работы в летное свидетельство Кошманова Е.В. Росавиацией была внесена квалификационная отметка "КВС Б-777".
Приказом N ************ от 09 ноября 2015 года Кошманов Е.В. был переведен на должность командира воздушного судна авиационной эскадрильи ВС Б-777 N 2 с 11 ноября 2015 года и ему было выдано пилотское свидетельство с указанием отметки "Самолет В777".
Приказом N **** от 19 октября 2018 года на основании заявления от 13 марта 2018 года Кошманов Е.В. был уволен с занимаемой должности по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника.
Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на положения статей 197, 198, 199, 200, 207, 249 Трудового кодекса Российской Федерации и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" о возмещении расходов, понесенных на обучение Кошманова Е.В, поскольку из содержания ученических договоров следует, что конкретная сумма расходов работодателя на обучение работника не определена, объективные и допустимые доказательства непосредственно проведения учебного процесса и документы, свидетельствующие об окончании курса, ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" в суд не представило. Также суд указал на то, что сведения о количестве часов, необходимых для ввода в строй в рейсовых условиях, и точной дате окончания переподготовки работника ученические договоры не содержат. Кроме того, суд учел, что доказательства, подтверждающие реальный размер расходов работодателя, понесенных в связи переподготовкой Кошманова Е.В, в материалах дела отсутствуют.
С такими выводами суда согласилась судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда.
Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 ноября 2019 года, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции указала на то, что судами не учтены условия ученического договора, устанавливающие, что целью заключенного с Кошманова Е.В. ученического договора являлось получение им квалификации командира ВС-777-300, по окончании обучения ответчику была присвоена соответствующая квалификация, что подтверждено выданным ему свидетельством. При этом, судами не выяснено, являлось ли данное обучение основанием для внесения новой квалификации в свидетельство пилота ответчика и возникли ли у него самостоятельные права по управлению воздушным судном. Кроме того, судами не дан правовой анализ условиям ученического договора применительно к установлению стоимости переподготовки Кошманова Е.В, не дана оценка всем представленным доказательствам, в том числе оплате труда летных инструкторов, в целях достоверного установления какие расходы были фактически понесены истцом именно на обучение ответчика, исходя из конкретных периодов и этапов его обучения, составляющих частей затрат и их оснований.
Согласно положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Принимая во внимание изложенное, а также нормы трудового законодательства, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к следующему.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно части первой которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть 2 статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть 1 статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью второй названной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Таким образом, из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников для нужд работодателя между работодателем и работником может заключаться в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Действующее трудовое законодательство не конкретизирует состав расходов работодателя, которые включаются в стоимость обучения как возмещаемые затраты. Данный вопрос может быть урегулирован в локальном акте организации и в ученическом договоре. При этом факт понесенных затрат на обучение должен быть подтвержден надлежащими документами, и размер этих расходов должен быть с достоверностью установлен.
Необходимость установления действительного размера расходов работодателя на обучение конкретного работника, подлежащих возмещению этим работников, следует и из содержания подпункта 2 пункта 2 Рекомендации N 85 Международной организации труда "Об охране заработной платы" (принята в г. Женеве 1 июля 1949 г. на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ), предусматривающего, что сумма удержаний из заработной платы работника в порядке возмещения потерь или ущерба, нанесенного им работодателю, должна быть умеренной и не должна превышать действительной стоимости потерь или ущерба.
Отказывая ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт несения работодателем расходов на переобучение Кошманова Е.В. в заявленной в иске сумме, на отсутствие бесспорных документов, подтверждающих присвоение ему квалификации, а также несоответствия ученических договоров требованиям статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации в части указания в ученических договорах размера фактически затраченных работодателем денежных средств именно на обучение работника Кошманова Е.В. и конкретной даты окончания переобучения.
В апелляционной жалобе ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" ссылается на то, что в процессе рассмотрения и разрешения настоящего спора судом первой инстанции факт прохождения Кошмановым Е.В. переобучения под сомнение не ставился, требования истец заявляет только о возмещении расходов на ввод в строй в рейсовых условиях (расходы на теоретический и тренажерный курсы предметом данного спора не являются).
Из абзацев первого и третьего пункта 1 статьи 52, абзаца первого пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 670, следует, что для получения соответствующего свидетельства лицу необходимо пройти подготовку по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, а затем проверку соответствия своих знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Федеральный законодатель в статье 54 Воздушного кодекса установилспециальное правовое регулирование подготовки специалистов, закрепив правило, согласно которому требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2), а также обязал осуществлять подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации исключительно по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию которых также устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4).
Приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 утверждены Федеральные авиационные Правила "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", устанавливающие требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота) (пункт 3 Правил).
Программа подготовки кандидатов на получение свидетельств, квалификационных отметок должна содержать, в том числе, продолжительность и режим занятий (общее количество учебных часов, максимальная продолжительность учебного дня в часах), этапы подготовки (теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка) (пункт 4).
Программа подготовки, указанная в пункте 4 настоящих правил, должна обеспечивать получение опыта, знаний и навыков (умений), установленных федеральными авиационными правилами в отношении специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 240 (зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2015 г, регистрационный N 38810) (пункт 5 Правил).
Правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, установлены Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 и разработанными в соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".
Согласно требованиям подпункта "г" пункта 5.12 и пункта 5.84 названных Правил планирование, организацию и проведение подготовки членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, разрабатывающий программы, по которым производится подготовка членов экипажей ВС, утверждает в Федеральном агентстве воздушного транспорта и издает в виде приложений к РПП (часть D "Подготовка авиационного персонала"). Программа считается выполненной с момента прохождения полного курса. Эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.
В соответствии с пунктом 5.82 Правил на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве КВС, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой менее 10000 кг - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой 10000 кг и более - имеет свидетельство линейного пилота.
В случае, когда эксплуатационной документацией воздушного судна предусмотрено обязательное наличие второго пилота, на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве второго пилота, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство коммерческого пилота или свидетельство пилота многочленного экипажа самолета; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство пилота многочленного экипажа или свидетельство коммерческого пилота, а также налет 500 часов в качестве пилота самолета или прошел подготовку не менее 50 часов на тренажерном устройстве имитации полета самолета, допущенном к применению для отработки взаимодействия пилотов; для управления вертолетом - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота (пункт 5.82.1 Правил).
Эксплуатант назначает пилота в качестве КВС под наблюдением, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота или свидетельство коммерческого пилота и налет не менее тысячи часов. Пилот выполняет функции КВС под наблюдением в составе экипажа, включающего КВС, имеющего налет в качестве КВС не менее 500 часов на этом типе воздушного судна (пункт 5.82.2).
Согласно пункту 2.8 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, обладатель квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.7 настоящих Правил, должен приобрести под контролем инструктора опыт на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере.
Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 (пункт 2.5 Правил).
Свидетельства авиационного специалиста выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в установленном порядке, и проверку соответствия их знаний, навыков и опыта, возраста и состояния здоровья требованиям ФАП. В свидетельстве указываются, в том числе, квалификационные отметки (тип воздушного судна, допуск к полетам по приборам, допуск к инструкторской работе, ограничение допуска к полетам только в качестве второго пилота).
Пунктом 4.3 названных Правил установлено, что к роме требований, установленных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет": должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере. В указанный налет входит: 100 ч налета в качестве командира воздушного судна или, если кандидат прошел курс обучения по утвержденной программе, 70 ч в качестве командира воздушного судна; 20 ч налета, выполняя полеты по маршруту в качестве командира воздушного судна, включая полет по маршруту протяженностью не менее 540 км с выполнением в ходе этого полета посадок до полной остановки на двух различных аэродромах; 10 ч налета в процессе обучения полетам по приборам, из которых не более 5 ч налета по приборам на тренажере; 5 ч налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и пяти посадок в качестве командира воздушного судна; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях: распознавание и контролирование факторов угрозы и ошибок; предполетная подготовка, включая расчеты массы и положения центра тяжести (центровки), осмотр и обслуживание самолета; аэродромное движение и полеты по схемам движения, методы и меры предотвращения столкновений; управление самолетом с помощью внешних визуальных ориентиров; полет на критически низких воздушных скоростях; предотвращение штопора; распознавание начального и развившегося сваливания и выход из него; полеты с асимметричной тягой при выдаче пилотам квалификационных отметок типа и класса самолетов с несколькими двигателями; полеты на критически высоких воздушных скоростях; взлеты и посадки в нормальных условиях и при боковом ветре; взлеты с коротким разбегом (с укороченной
взлетной полосы с учетом высоты пролета препятствий); посадки на аэродром ограниченных размеров; основные маневры и выход из необычных угловых положений с помощью только основных пилотажных приборов; полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методов счисления пути и радионавигационных средств; правила изменения маршрута; полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования и силовой установки; полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, правил ведения радиосвязи и фразеологии.
В соответствии с требованиями пункта 25 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246, эксплуатант организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций; осуществляет организацию и проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами; разработку и реализацию программ подготовки членов экипажей воздушных судов.
Согласно пункту 5.2.1 Руководства по производству полетов эксплуатанта РД-ГД-001 ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" в зависимости от специальности, уровня подготовленности и опыта работы членам экипажей воздушных судов, а также другим лицам авиационного персонала выдается соответствующее свидетельство.
Каждый член экипажа воздушного судна должен отвечать требованиям к обладателям свидетельств установленным в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, и иметь действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.
Свидетельства авиационного специалиста выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в установленном порядке, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Свидетельство действует бессрочно, за исключением случаев, когда оно аннулировано, приостановлено или заменено на новое свидетельство.
Пунктом 5.2.2 названного Руководства определено, что обладатель свидетельства имеет право выполнять функции члена экипажа или других лиц авиационного персонала в соответствии с квалификационными отметками и допуском к самостоятельным полетам (работе) на конкретных типах воздушных судов или к работе по обеспечению полетов.
Обладатель свидетельства пользуется правами, предусмотренными данным свидетельством, и квалификационными отметками лишь в том случае, если он сохраняет свою квалификацию, а его опыт (стаж работы, налет часов, тренажерная подготовка, перерыв в полетах) отвечает установленным требованиям.
Для получения свидетельства более высокого класса пилот должен соответствовать требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами к уровню знаний, навыков и умений обладателя свидетельства более высокого класса, а также получить необходимый практический опыт по управлению воздушным суднам соответствующего вида.
Для получения свидетельства более высокого класса полностью засчитывается суммарное время налета, в течение которого: обладатель свидетельства пилота выполняет функции второго пилота воздушного судна, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что оно может эксплуатироваться летным экипажем, включающим второго пилота; обладатель свидетельства второго пилота выполняет обязанности и функции командира воздушного судна под контролем командира воздушного судна (командир воздушного судна под наблюдением).
Пилот может быть назначен в качестве КВС под наблюдением для управления ВС с количеством пассажирских мест 103 и менее, если он имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота, а для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного или коммерческого пилота и налет не менее тысячи часов. Пилот выполняет функции КВС под наблюдением в составе экипажа, включающего КВС, имеющего налет в качестве КВС не менее 500 часов на этом типе воздушного судна.
В пункте 5.2.2.2 Руководства приведены требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота.
В пункте 5.2.4 Руководства указано, что к прохождению переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации допускаются члены летных экипажей гражданской авиации, либо члены летных экипажей других видов авиации, прошедшие дополнительную подготовку в объеме, необходимом для получения свидетельства специалиста гражданской авиации, годные к летной работе по состоянию здоровья, с учетом возраста, квалификации, стажа работы по специальности, образования и профессиональных качеств.
Переподготовка кандидатов на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации производится в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования и в авиационных учебных центрах либо в зарубежных учебных центрах, прошедших процедуру одобрения и признания в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.2.5 Руководства после окончания переподготовки на новый тип ВС на основании сертификата, выданного авиационным учебным центром, орган по выдаче свидетельств вносит в свидетельство члена летного экипажа квалификационную отметку о типе воздушного судна.
Из совокупного толкования названных правовых норм следует, что планирование, организацию и проведение подготовки (переподготовки) членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, то есть в данном случае - работодатель, который разрабатывает программы, в соответствии с которыми проводится переподготовка членов ВС, и утверждает эти программы в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Эксплуатант осуществляет допуск членов летных экипажей воздушных судов к выполнению своих функций, организовывает проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами, разрабатывает и реализовывает программы подготовки членов экипажей воздушных судов. При этом в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил программа переподготовки кандидатов на получение свидетельств или квалификационных отметок включает в себя следующие этапы подготовки: теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка). После успешного прохождения теоретической и тренажерной подготовки авиационный персонал эксплуатанта с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна в свидетельство пилота приобретает под контролем пилота-инструктора практический опыт и демонстрирует умение и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушного судна, которые отвечают обязанностям командира воздушного судна или второго пилота. Программа подготовки членов летных экипажей по решению эксплуатанта может включать летную подготовку как в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту, так и летную подготовку в рейсовых условиях. Завершается подготовка членов летного экипажа квалификационной проверкой и изданием эксплуатантом организационно-распорядительного документа до допуске членов летного экипажа воздушного судна к выполнению функций в качестве командира воздушного судна или второго пилота.
Из содержания искового заявления усматривается, что ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" заявлены требования о взыскании с Кошманова Е.В. затрат, связанных с вводом в строй в рейсовых условиях - за фактически выполненные полеты - 81, 43 часа исходя из стоимости ******* руб./час, определенной ученическим договором пропорционально неотработанному времени: ответчик должен был отработать 1096 дней, фактически до увольнения отработал 860 дней, соответственно, количество неотработанных дней - 236.
Судебная коллегия полагает, что исковые требования ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" о взыскании с ответчика расходов на ввод в строй в рейсовых условиях подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию (часть 2 статьи 71 ГПК РФ).
Правила оценки доказательств установлены статьей 67 ГПК РФ, согласно части 1 которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 3 и 4 статьи 67 ГПК РФ).
В материалы дела представлено свидетельство линейного пилота Кошманова Е.В. с квалификационной отметкой о виде воздушного судна - самолет В-777, основанием для получение такой отметки являются документы, содержащие сведения о соответствии кандидата на получение квалификационной отметки и решение Местной квалификационной комиссии ПАО "Аэрофлот" (протокол от 03 ноября 2015 года N **). Кроме того, как указывалось ранее, Приказом N ********** от 09 ноября 2015 года Кошманов Е.В. был переведен на должность командира воздушного судна авиационной эскадрильи ВС Б-777 N 2 с 11 ноября 2015 года. Указанные обстоятельства фактически сторонами не оспаривались.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом условия ученического договора были выполнены в полном объеме, Кошмановым Е.В. получена новая квалификация, о чем в установленном законом порядке оформлено свидетельство с соответствующей отметкой.
Разрешая вопрос о наличии доказательств, свидетельствующих о несении истцом расходов на обучение, судебная коллегия приходит к следующему.
Из совокупного толкования приведенных выше норм права следует, что одним из обязательных условий ученического договора являются условия о размере оплаты в период ученичества. По соглашению сторон в ученический договор могут включаться иные условия, не противоречащие закону и соглашению сторон. При этом условия договора не должны вызывать сомнений в их толковании и применении.
Вместе с тем из содержания ученического договора, заключенного ПАО (ОАО) "Аэрофлот-российские авиалинии" с Кошмановым В.Е, следует, что конкретная сумма расходов работодателя на обучение работника в части, касающейся расходов на ввод в строй, в нем не определена.
Согласно условиям ученического договора стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет твердую сумму, однако стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты, то есть в итоге она зависит от количества часов ввода в строй и составляет различные суммы. При этом количество часов, необходимое для ввода в строй в рейсовых условиях, и точная дата окончания переподготовки ответчика договором не предусмотрена, завершение переподготовки обусловлено датой окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности, что повлечет, в случае продления ввода в строй к увеличению часов полетов и, соответственно, к увеличению стоимости этапа переподготовки - ввода в строй в рейсовых условиях, а также общей стоимости переподготовки работника.
В целях проверки приведенных доводов апелляционной жалобы судебной коллегией в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ были истребованы и приобщены к материалам дела новые доказательства, а именно: справка истца о часах налета в период ввода в строй ответчика с инструкторами Т. и Б, расчетные листки со сведениями об оплате работы инструкторов, реестр ввода в строй.
Исходя из представленных в дело доказательств и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.
В подтверждение обоснованности несения расходов на обучение, связанных с вводом Кошманова Е.В. в строй, ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" представило калькуляцию фактических расходов ПАО "Аэрофлот" на стажировку в рейсовых условиях, в которую входят: фонд оплаты труда инструкторов, затраты пилота на бортовое питание, общехозяйственные расходы Департамента производства полетов, административно-управленческие расходы (расходы на содержание подразделений аппарата управления (кадры, бухгалтерия, охрана труда, ИТ-блок, фин.блок, юр.департамент и др.)).
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что в спорный период экипаж воздушного судна, в состав которого входил ответчик, совершал регулярные, в том числе международные рейсы с пассажирами на борту.
Таким образом, Кошманов Е.В. на этапе подготовки - ввод в строй осуществлял полеты в рейсовых условиях с пассажирами на борту, которые оплатили перелет путем приобретения билетов, входил в состав экипажа и выполнял обязанности члена летного экипажа под наблюдением. При этом заявленная ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" к взысканию денежная сумма в виде заработной платы командира воздушного судна за совершение регулярного рейса с пассажирами на борту, обязанность по выплате, которой возникла у ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" на основании трудового договора, не подлежит включению в состав расходов, понесенных работодателем на обучение работника, так как доказательства начисления и выплаты соответствующей надбавки за инструктаж или наставничество, равно как и доказательства того, что при осуществлении рейсов без ответчика на борту заработная плата командира воздушного судна была бы иной, ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" в суд не представило.
Между тем, в материалах дела имеются документы, свидетельствующие о выплатах, осуществленных истцом инструкторам Т. и Б. за проведение инструктажа Кошманову Е.В. Так, согласно расчетным листкам, в октябре 2015 года Б. была осуществлена дополнительная выплата за выполнение инструкторской функции за 43, 83 часа в размере ******** руб. **коп, из них инструктаж Кошманова Е.В. составлял 19, 36 часов, то есть затраты составили ******** руб. ** коп (******** руб. ** коп. : 43, 83 х 19, 36), в ноябре 2015 года Т. была осуществлена дополнительная выплата за выполнение инструкторской функции за 62, 45 часа в размере ****** руб. ** коп. Таким образом, всего затраты составили ******* руб. ** коп. Указанные затраты, в отличие от иных заявленных к возмещению затрат, по мнению судебной коллегии, подтверждают понесенные истцом расходы на обучение ответчика. Соответственно, пропорционально неотработанному ответчиком времени сумма затрат составит 15 377 руб. 12 коп. (71 412 руб.39 коп.: 1096 х 236).
Эта сумма и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, следовательно, решение подлежит отмене, а требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 615 руб. 08 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2019 года - отменить, принять по делу новое решение о частичном удовлетворении требований.
Взыскать с Кошманова Е.В. в пользу ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" расходы, связанные с обучением, в размере 15 377 руб. 12 коп. и расходы по оплате госпошлины в сумме 615 руб. 08 коп.
В удовлетворении требований ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" к Кошманову Е.В. в большем размере - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.