В целях оптимизации муниципальных расходов, реализации методов бюджетного планирования ориентированных на результат и обеспечения единого подхода к формированию проекта муниципального бюджета на 2005 год:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию "Об основных принципах и приоритетах формирования бюджета муниципального образования "Турочакский район" на 2005 год".
2. Финансовому отделу обеспечить реализацию положений Концепции при подготовке проекта бюджета муниципального образования на 2005 год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы администрации (Сарайкина В.В.)
Глава Администрации
муниципального образования
"Турочакский район" |
Н.Я.Болтухин |
Концепция
"Об основных принципах и приоритетах формирования бюджета
муниципального образования "Турочакский район" на 2005 год"
(утв. постановлением Администрации муниципального образования
"Турочакский район" Республики Алтай от 4 ноября 2004 г. N 273)
Настоящая Концепция разработана в целях оптимизации муниципальных расходов, реализации методов бюджетного планирования ориентированных на результат и обеспечения единого подхода к формированию муниципального бюджета на 2005 год.
1. Принципы формирования муниципального бюджета
Основные подходы к формированию муниципального бюджета на 2005 год разработаны в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством, а также Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2005 году", Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584, основными параметрами прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Турочакский район" на 2005 год.
Бюджет муниципального образования "Турочакский район" должен основываться на следующих принципах:
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего покрытия расходов бюджета;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
Бюджет 2005 года планируется сформировать с точки зрения учета наличия ресурсов, потребностей и возможностей достижения поставленных задач и целей социально-экономического развития муниципального образования "Турочакский район".
Необходимыми условиями при формировании бюджетно-финансовой политики на 2005 год являются:
- положительная динамика кредиторской задолженности по социально значимым статьям расходов;
- ликвидность бюджета, то есть способность точно в срок выполнять свои основные обязательства, в первую очередь по приоритетным статьям;
- целевое и эффективное вложение бюджетных средств.
Важным моментом при проведении бюджетно-финансовой политики в 2005 году является уточнение статуса бюджетного учреждения. Предполагается осуществить процесс формирования систем оценки планов и показателей работы всех органов власти муниципального образования, сохранить статус бюджетного учреждения только за теми, которые нуждаются в административном контроле и сметном финансировании.
2. Доходы
При формировании доходной базы муниципального бюджета на 2005 год предусматривается осуществление реальной оценки возможностей по увеличению доходов бюджета и существенное повышение роли собственных доходов местного бюджета.
Для достижения этой цели необходимо в 2005 году законодательно закрепить основные доходные источники (собственные налоги, отчисления от налоговых поступлений) за местными бюджетами на постоянной (долгосрочной) основе в соответствии с установленным разграничением расходных полномочий и обязательств.
Разграничение налогов (налоговых полномочий) и доходных источников между органами власти базируется на следующих принципах:
- стабильность разделения доходов между уровнями бюджетной системы на основе единых принципов и подходов, обеспечивающего заинтересованность органов власти республики и местного самоуправления в формировании благоприятных условий для экономического развития и наращивания налогового потенциала;
- собственные доходы бюджетов каждого уровня должны стать основным ресурсом для эффективной реализации закрепленных за ними расходных полномочий, включая выравнивание бюджетной обеспеченности республики и муниципальных образований;
- каждому муниципальному образованию гарантируется минимальный норматив отчислений от налогов;
- часть доходов от регулирующих налогов может распределяться между местными бюджетами на основе формализованных методик (по численности населения и др.), учитывающих местные особенности.
В основу прогноза объема доходов муниципального бюджета на 2005 год положена ожидаемая оценка по поступлению налоговых и других обязательных платежей в местный бюджет в 2004 году с учетом разграничения доходных источников и мер по привлечению дополнительных финансовых ресурсов на основании макроэкономических показателей на 2005 год и повышения уровня собираемости доходов.
При разработке проектировок основных параметров учтены следующие изменения налогового законодательства:
изменение, в связи со снижением единого социального налога,
ставки налога на прибыль с 5 до 6.5%- для зачисления в федеральный бюджет и с 19 до 17.5% - для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации;
принятие главы Налогового Кодекса, регулирующей уплату государственной пошлины;
увеличение базовой доходности по видам деятельности облагаемым единым налогом на вмененный доход в 1.5 раза;
В расчетах доходов муниципального бюджета учтены выпадающие доходы в связи с изменением нормативов распределения по уровням бюджетной системы:
передача 2% ставки налога на прибыль;
С учетом предстоящих изменений в бюджетное и налоговое законодательство в части распределения доходов, а также пропорций распределения отдельных доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами Республики Алтай предусматривается передача местным бюджетам следующих доходов:
- акцизов на алкогольную продукцию в размере 100% от контингента. В соответствии с законопроектом предусматривается зачисление в бюджет субъекта 100% акцизов на спиртосодержащую продукцию, акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин) и акцизов на вино и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, акцизов на пиво 100%;
- налога на добычу полезных ископаемых в размере 100% от сумм, зачисляемых в бюджет субъекта;
- сбора за пользование объектами животного мира в размере 100%;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (специальные режимы налогообложения) в размере 90%;
- налога на доходы физических лиц в размере 80%;
- налога на имущество организаций в размере 50% от контингента;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду 40%;
- налога на игорный бизнес в размере 100%;
- земельного налога в размере 100%.
Особенности расчета поступлений по отдельным видам налогов и нормативы распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы в 2005 году отражены в Приложении N 1 к данному постановлению.
3. Расходы.
Приоритетными направлениями при формировании муниципального бюджета по расходам на 2005 год считать:
- оптимизация сети бюджетных учреждений, реорганизация их с внедрением новых методов финансирования;
- совершенствование системы межбюджетных отношений;
- улучшение структуры бюджетных расходов, опираясь на обоснованность планируемых затрат;
- недопущения необоснованного увеличения расходов бюджета, соблюдение режима экономии бюджетных средств;
- обеспечение экономии муниципальных расходов в т.ч. и на оплату труда работников бюджетной сферы;
- погашение задолженности по внутреннему долгу;
- разграничение расходных полномочий с учетом требований законодательства;
- отмена расходных полномочий, не обеспеченных источниками финансирования.
Бюджетополучатели муниципального бюджета перед защитой смет расходов должны проинвентаризировать свои расходы. Предусматривается ревизия всех принятых целевых программ. Будут приняты к рассмотрению только те расходы, которые отражены в программе социально-экономического развития муниципального образования до 2010 года и обеспечены реально имеющимися бюджетными ресурсами. При формировании проекта бюджета и проведении процедур рассмотрения и согласования все участники бюджетного процесса должны будут четко обосновать принимаемые решения по использованию бюджетных средств.
Резервный фонд муниципального образования "Турочакский район" создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий районного значения, не предусмотренных в муниципальном бюджете на соответствующий финансовый год, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Как и в прошлые годы в составе бюджета предусматриваются доходы от оказания платных услуг бюджетными учреждениями района.
Целевые бюджетные средства "Развитие Турочакского района", средства которого предполагается направлять на расходы по финансированию инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе на условиях возвратности, платности, срочности, муниципальных целевых программ с целью роста налоговых поступлений от финансово-экономической деятельности, увеличения рабочих мест, снижения уровня безработицы в районе. Предполагается сохранить приоритет оказания финансовой помощи в виде субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, получаемой в банковской сфере.
С целью решения жилищных проблем граждан Турочакского района путем развития ипотечного кредитования и обеспечения жильем работников бюджетной сферы и молодых семей, планируется направлять средства на финансирование программы "Жилище" на условиях софинансирования.
Как и в прошлые годы в составе бюджета предусмотрены доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и осуществляемые за счет них расходы.
Предполагается сохранить социальную направленность расходов бюджета МО "Турочакский район".
Внутренний долг бюджета МО "Турочакский район" по состоянию на 01.01.2005 года принимается в полном объеме.
В целях обеспечения единого подхода к формированию расходной части республиканского бюджета планирование расходов по экономической статьям производится в соответствии с новой бюджетной классификацией расходов согласно методических рекомендаций, изложенных в Приложении N 2 к данному постановлению.
4. Межбюджетные отношения.
Основной целью выравнивания уровня бюджетной обеспеченности является предоставление межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования, который не в состоянии финансировать минимальные бюджетные услуги после разграничения доходных источников и расходных полномочий между региональным и местным уровнем.
Разграничение доходных и расходных полномочий производится в соответствии с Федеральными Законами от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также изменениями и дополнениями, вносимыми в Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Методическими рекомендациями Министерства финансов РФ.
Федеральным Законом N 131-ФЗ определен перечень расходных полномочий органов местного самоуправления, осуществляемых ими самостоятельно за счет местных бюджетов.
Федеральным Законом N 95-ФЗ определен перечень расходных полномочий субъекта Российской Федерации, осуществляемых им самостоятельно за счет республиканского бюджета. Данный перечень существенно расширяет круг республиканских полномочий и соответственно увеличивает прогнозируемые расходы республиканского бюджета, в частности на расходы по обязательному медицинскому страхованию населения, содержание СПТУ и ПТУ, выплату пособий гражданам, имеющим детей и др.
В соответствии с вышеуказанными законами формируются реестры расходных обязательств республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований. Реестры расходных обязательств отражают сферу ответственности органов власти по введению, установлению, финансовому обеспечению, исполнению расходных обязательств и служат основой для финансовой оценки разграничения полномочий между уровнями власти.
Система межбюджетных отношений в республике должна
- сократить встречные финансовые потоки между уровнями бюджетов;
- обеспечить выравнивание социально-экономического развития территорий;
- гарантировать всем гражданам, независимо от места их проживания, минимум бюджетного обеспечения.
Объем межбюджетных трансфертов муниципальному образованию должен находится в прямой зависимости от стоимости оказания государственных услуг в муниципалитете и в обратной - от его доходного потенциала. При этом минимальное бюджетное обеспечение должно стать базовым условием порядка определения объема финансовой помощи муниципалитету. При расчете помощи муниципальному образованию должны и будут учтены цели межбюджетного регулирования:
1. Обеспечение финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения (вертикальная сбалансированность);
2. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
3. Выполнение приоритетных задач в рамках региональной бюджетной политики;
4. Финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
5. Финансовое стимулирование экономического роста муниципального образования.
Для реализации целей межбюджетного регулирования будут созданы пять целевых бюджетных фондов:
- Фонд финансовой поддержки муниципальных образований Республики Алтай (ФФПМО);
- Региональный Фонд компенсаций (РФК);
- Фонд муниципального развития (ФМР);
- Региональный Фонд софинансирования социальных расходов (РФССР)
- Фонд финансирования государственных полномочий (ФФГП).
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований - основной источник предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных образований, предназначен для обеспечения равных условий доступа населения республики к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, финансируемым из бюджетов муниципальных образований республики. Источником образования фонда будут являться средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Распределяется в соответствии с единой формализованной методикой, основанной на сопоставлении бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В 2005 году распределение средств на государственную финансовую поддержку завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности по муниципальным образованиям республики будет производиться в соответствии с методикой, разработанной Министерством экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай и утвержденной Правительством Республики Алтай.
Фонд компенсаций - источник образования - субвенции из федерального Фонда компенсаций.
Принцип распределения - исходя из численности потребителей бюджетных услуг. Формируется в целях финансового обеспечения обязательств муниципальных бюджетов по предоставлению социальных пособий и льгот различным категориям населения, установленных федеральным законодательством. В составе Фонда предусматриваются ассигнования на реализацию следующих федеральных законов* :
- ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
- Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" в части льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
- ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в части льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
- ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" в части льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
- ФЗ "О ветеранах" (в части статей 14, 15, 16, 17, 18 по льготам на оплату жилья и коммунальных услуг);
- ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов";
- ФЗ "Об актах гражданского состояния" и др.
Фонд муниципального развития.
Цель - развитие муниципальной инфраструктуры - для осуществления работ капитального характера путем предоставления субсидий местным бюджетам для долевого финансирования программ и проектов развития инфраструктуры муниципальных образований. Источником формирования фонда будут являться средства Федерального фонда регионального развития, доходы республиканского бюджета и источники финансирования дефицита бюджета.
Фонд софинансирования социальных расходов.
Источники образования - средства Федерального фонда софинансирования социальных расходов, доходы республиканского бюджета и источники финансирования дефицита бюджета.
Образуется для стимулирования поддержания на определенном уровне предоставление основных общественных услуг. Прежде всего, на социально-значимые расходы: на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь при соблюдении определенных условий путем предоставления субсидии и субвенций. Отличие от других фондов, в том, что услуги находятся в компетенции органов местного самоуправления.
Фонд финансирования государственных полномочий (ФФГП).
Источники образования - средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, доходы республиканского бюджета и источники финансирования дефицита бюджета.
Размер средств на исполнение муниципальными образованиями переданных государственных полномочий определяется в виде субвенций отдельно по каждому полномочию.
Из данного фонда будут предоставляться:
- субвенции на реализацию ФЗ "О ветеранах" (в части статей 20, 22);
- субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- субвенции на выплату гражданам адресных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;
- субвенции на реализацию ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий";
- субвенции на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности;
- субвенции на реализацию Закона РА "О доплатах к пенсии в Республике Алтай";
- субвенции на реализацию ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и др.
В целях усиления финансовой дисциплины, укрепления материальной базы финансовых органов муниципальных образований Республики Алтай предполагается из Фонда финансирования государственных полномочий предоставлять субвенции бюджетам муниципальных образований на содержание финансовых отделов.
Порядок формирования и использования средств вышеуказанных фондов утверждается отдельными приложениями к Закону РА "О республиканском бюджете на 2005 год".
Система предоставления финансовой помощи муниципальному образованию будет подчинена следующим требованиям:
- быть прозрачной для всех сторон, имеющих дело с проверяемыми и легковоспроизводимыми расчетами, и по возможности представлена в форме доступной для понимания. Для этого планируется сформулировать ее в алгебраическом термине, без учета аспектов, требующих дополнительных расходных потребностей;
- быть стабильной в течение определенного периода, для того, чтобы муниципальное образование имело рамки планирования бюджетных расходов;
- расходные потребности не должны формулироваться без учета имеющихся доходов;
- система предоставления финансовой помощи должна быть легкой в применении с минимальными административными затратами;
- система предоставления финансовой помощи не должна препятствовать муниципальному образованию привлекать дополнительные доходы.
______________________
* Перечень льгот, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, может корректироваться в результате принятия федеральных нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 4 ноября 2004 г. N 273 "О концепции "Об основных принципах и приоритетах формирования бюджета муниципального образования "Турочакский район" на 2005 год"
Текст постановления официально опубликован не был