Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 25 июня 2009 г. N А02-371/2009
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2009 г. N Ф04-8072/2009
См. также Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда г. Томска от 9 октября 2009 г. N 07АП-6497/2009 (А02-371/2009)
(резолютивная часть оглашена 25 июня 2009 года,
мотивированное решение изготовлено 30 июня 2009 года)
Арбитражный суд Республики Алтай, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Кызыл-Озекского сельского поселения к индивидуальному предпринимателю В.Н.П. (далее - ИП Вдовина Н.П.), о признании здания самовольной постройкой и ее сносе, при участии третьих лиц: администрации муниципального образования "Майминский район" (далее - администрация МО "Майминский район"), Государственного учреждения Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (далее - РУАД "Горно-Алтайавтодор"), установил:
Кызыл-Озекская сельская администрация обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю В.Н.П. о признании объекта самовольной постройкой и ее сносе.
В исковом заявлении истец указал, что ответчиком осуществлено незаконное строительство здания по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Кызыл-Озек, ____. Строительство является незаконным в силу того, что ответчиком не получены соответствующие разрешения, не соблюден порядок согласования строительства, занят земельный участок, превышающий размеры ранее выделенного земельного участка.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ указанный объект недвижимого имущества является самовольной постройкой, так как создан на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами и подлежат сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Ответчик отзыв на исковые требования не признал, указал, что считает требования истца необоснованными по следующим причинам.
Земельный участок был выделен В.Н.П. в установленном законом порядке, истцом не доказан факт нарушения его прав данным строительством, не доказано право на земельный участок, технические условия были получены в РУАД "Горно-Алтайавтодор".
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.
Представитель ответчика требования не признал, поддержал доводы отзыва.
Третьи лица поддержали позицию истца.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что исковое требование подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что распоряжениями Главы МО "Майминский район" от 30.07.2007 г. N 679-р, 19.11.2007 г. N 1065-р, постановлением Главы МО "Майминский район" от 18.02.2008 г. N 115 утверждены проект границ и формирование земельного участка площадью 59 кв.м., расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с.Кызыл-Озек, ул.Советская, 60а.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, земельный участок с кадастровым номером: 04:01:030203:132, расположенный по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с.Кызыл-Озек,_____, имеет площадь 59 кв. м., полностью находится на землях населенных пунктов, имеет разрешенное использование: Для размещения и обслуживания остановочного павильона.
На момент рассмотрения дела в суде на данном земельном участке имеется постройка, возведенная ИП В.Н.П.
Администрация Кызыл-Озекского сельского поселения обратилась к ИП В.Н.П. с требованием о сносе самовольной постройки, в связи с отказом ответчика, истец обратился в суд с соответствующим иском.
При рассмотрении данного спора суд исходит из следующего:
В соответствии со статьями 16, 18 Земельного кодекса РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Согласно пункту 2 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки: 1) занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации; 2) предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3.1 Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (в редакции ФЗ от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения землями, находящимися в федеральной собственности, может быть определен Правительством Российской Федерации. Такой порядок на момент издания был установлен постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 07.08.2002 г. "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", которое действовало до 21.07.2006 г.
Согласно утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 07.08.2002 г. Правилам распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, орган местного самоуправления в течение 3 месяцев со дня поступления заявления обеспечивает выбор земельного участка и направляет заявителю, в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации оформленный в установленном порядке перечень свободных от прав третьих лиц земельных участков, на которых возможно размещение объекта. Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом мнения заявителя принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка соответственно федеральному органу исполнительной власти, федеральному учреждению и федеральному унитарному предприятию или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, государственному учреждению и государственному унитарному предприятию. Указанное решение, направляемое в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы, является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для размещения объекта.
Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное решение направляется в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 2-месячный срок со дня получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации создание недвижимого имущества должно осуществляться на земельном участке, отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, с получением на это необходимых разрешений, с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Статья 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" также устанавливает, что строительство любого объекта должно вестись при наличии двух условий:
- разрешения собственника земельного участка и (или) зданий, сооружения;
- соблюдения градостроительных, строительных норм и правил.
В силу статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Анализ материалов дела позволяет сделать вывод о том, что доказательств, подтверждающих наличие у ответчика согласований и разрешений на строительство, на предоставление ответчику под возведенную постройку земельного участка, на котором находится данная постройка, в материалах дела не имеется. Не имеется в материалах дела и доказательств, подтверждающих наличие у ответчика права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Кроме того, истец не доказал соблюдение им при возведении самовольной постройки требований законодательства о наличии разрешения на строительство или реконструкцию объекта, а также порядка согласования и утверждения проекта, на основании которого было осуществлено строительство этого объекта.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, для признания постройки самовольной необходимо наличие следующих условий: отсутствие отвода земельного участка под строительство либо создание объекта без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Наличие хотя бы одного из предусмотренных в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для застройщика.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что В.Н.П. возвела спорный объект на земельном участке, на территории Кызыл-Озекского сельского поселения, без необходимых разрешений на строительство, поэтому данный объект является самовольной постройкой, которую необходимо снести.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 17.05.1998 N 73-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик не предоставила арбитражному суду доказательств того, что были получены надлежащие разрешения на строительство, с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, и что объект недвижимости не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Доводы ответчика о том, что здание построено с соблюдением требований законодательства, строительных норм и правил, не доказаны соответствующими документами.
Технические условия, выданные ответчику в 2007 году РУАД "Горно-Алтайавтодор" как следует из их содержания, действовали один год, на момент рассмотрения дела в суде, данный документ не может быть признан надлежащим доказательством законности строительства в придорожной полосе.
Довод ответчика о том, что соседнее здание возведено с нарушением требований законодательства и строительных норм и правил, также не может быть положен в основу решения, незаконность постройки соседнего здания не влечет за собой законности строительства, осуществленного ответчиком. Кроме того, ответчиком не представлено суду никаких доказательств незаконности строительства соседнего здания.
Суд также признает несостоятельным довод ответчика о том, что администрация Кызыл-Озекского сельского поселения не надлежащий истец по данному спору.
Поскольку постройка расположена на землях поселений, а именно, на территории Кызыл-Озекского сельского поселения, суд считает истца правомочным обращаться с подобного рода исками в суд, поскольку данная территория подведомственна именно администрации Кызыл-Озекского поселения.
При рассмотрении спора суд также принимает во внимание, что судебный спор ведется сторонами не об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, а о признании здания самовольной постройкой и ее сносе.
Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право подлежит пресечению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Снос самовольной постройки и освобождение в результате этого самовольно занятого земельного участка и является восстановлением положения, существовавшего до нарушения права.
Суд удовлетворяет исковые требования администрации Кызыл-Озекского сельского поселения о признании здания, расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Кызыл-Озек,____, самовольной постройкой и об обязании ответчика произвести снос самовольной постройки.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, суд взыскивает судебные расходы в сумме 2000 рублей с ответчика в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьям 110,167-179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
исковые требования администрации Кызыл-Озекского сельского поселения к индивидуальному предпринимателю В.Н.П. удовлетворить.
Признать объект, расположенный по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с.Кызыл-Озек, ________, самовольной постройкой.
Обязать индивидуального предпринимателя В.Н.П., 2 марта 1953 г.рождения, уроженку с. Давыдовка Кемеровской области, проживающую: Республика Алтай, Майминский район, с. Кызыл-Озек,____, снести самовольную постройку, расположенную по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Кызыл-Озек,_____, и привести земельный участок в первоначальное положение за свой счет.
Взыскать с индивидуального предпринимателя В.Н.П. 23 марта 1953 г.рождения, уроженки с.Давыдовка Кемеровской области, проживающей: Республика Алтай, Майминский район, с.Кызыл-Озек,_____, в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 25 июня 2009 г. N А02-371/2009
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании