Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Белинской С.В, Ирышковой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 7 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 февраля 2021 г. по делу N 2-899/2020 по иску ФИО1 к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения" о возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, возложении обязанности выплатить ежегодную компенсацию за вред здоровью и взыскании задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения явившихся лиц ФИО1, поддержавшего доводы жалобы; представителя Комитета по социальной защите населения Ленинградской области ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, и представителя Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения" ФИО6, действовавшей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения" о возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, возложении обязанности выплатить ежегодную компенсацию за вред здоровью и взыскании задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью.
Истец просил возложить на ответчиков обязанность выплачивать ежемесячною денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с 1 января 2020 г. в размере 3759 руб. 23 коп. с последующей индексацией; взыскать с ответчиков образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 224 197 руб. 15 коп.; возложить на ответчиков обязанность выплатить за 2020 г. ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 5968 руб. 72 коп. с индексацией по уровню инфляции на последующие годы с 1 января 2021 г.; взыскать с ответчиков образовавшуюся задолженность по выплатам ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 54920 руб. 19 коп.
В обоснование иска указано, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г, является инвалидом 2 группы, получает выплаты в качестве возмещения вреда здоровью в связи с инвалидностью, компенсацию на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодную компенсацию за вред здоровью. Сослался на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 25 октября 2006 г. и его неисполнение ответчиками.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 7 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 февраля 2021 г, в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные, и принять новое решение по делу об удовлетворении его требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель Ленинградского областного отделения Общественной организации Союз "Чернобыль", судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данной организации.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, поступивших от Комитета по социальной защите населения Ленинградской области и Ленинградского областного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения", судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 25 октября 2006 г. по делу N 2-574/2006 частично удовлетворен иск ФИО1 к комитету социальной защиты населения администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ. На ответчика, в том числе, возложена обязанность указывать истца в списках на ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1 ноября 2006 г. с размером компенсации 1467 руб. 52 коп.; указывать в ежемесячной заявке на финансирование расходов на выплату льгот и компенсаций по Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подаваемой в отделение по г. Сосновый Бор УФК по Ленинградской области, расходы на обеспечение выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом выплаты истцу компенсации в размере 1467 руб. 52 коп.
Вступившим в законную силу судебным актом установлено, что ФИО1 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г, является инвалидом 2 группы, причина инвалидности - "увечье, связанное с аварией на ЧАЭС".
Согласно справке ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" N 2-19-20/120 от 17 февраля 2020 г, ФИО1 назначена сумма денежной компенсации на оздоровление за период с 2007 г. по 2019 г. в следующих размерах:
г. - 718 руб. 69 коп. и 7 150 руб. 64 коп. единовременная выплата задолженности по ежегодной денежной компенсации на оздоровление по решению суда N 2-574 от 25 октября 2006 г.;
г. - 794 руб. 15 коп.; 2009 г. - 897 руб. 39 коп.; 2010 г. - 987 руб. 13 коп.; 2011 г. - 1051 руб. 29 коп.; 2012 г. - 1114 руб. 37 коп.; 2013 г. - 1175 руб. 66 коп.; 2014 г. - 1234 руб. 44 коп.; 2015 г. - 1302 руб. 33 коп.; 2016 г.- 1393 руб. 49 коп.; 2017 г. - 1468 руб. 74 коп.; 2018 г. - 1505 руб. 46 коп.; 2019 г. - 1570 руб. 19 коп.
Согласно справке ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" N 2-19-20/121 от 17 февраля 2020 г, ФИО1 назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с 01 января 2007 г. по 31 декабря 2019 г. в следующих размерах:
январь 2007 г. - 1467 руб. 52 коп. и 46 184 руб. 98 коп. единовременная выплата задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01 января 2001 г. по 01 ноября 2006 г. по решению суда N 2-574 от 25 октября 2006 г.; с февраля 2007 г. по декабрь 2019 г. - 1467 руб. 52 коп. ежемесячно.
Согласно справке ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" N 2-19-20/1585 от 07 декабря 2020 г, ФИО1 за выплатой ежегодной компенсации за вред здоровью в 2020 г. не обращался.
По сведениям ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" N 2-19-20/1586 от 07 декабря 2020 г, ФИО1 назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в сумме 1467 руб. 52 коп. ежемесячно.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 24 ноября 1995 г. и от 12 февраля 2001 г. и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", положениями Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку все предусмотренные действующим законодательствам выплаты истцу произведены в полном объеме, в том числе, ежегодные компенсации за вред здоровью.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон N1244-1), гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части 1 статьи 14 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона N 1244-1.
В соответствии со статьей 40 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, с 1 января 2005 г. ежегодно выплачивается компенсация на оздоровление в размере 300 руб.
В силу статьи 39 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в подпункте 1, 2 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере: инвалидам 3 группы - 400 руб.
Частью 3 статьи 5 Закона N 1244-1 предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Новый порядок исчисления размеров ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (далее - Закон N 122), согласно которому было предусмотрено исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. При этом в силу статьи 3 Закона N 122-ФЗ и статьи 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ, в 2000 г. выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно Законом N 122-ФЗ в положения статей 14 и 40 Закона N 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью 300 руб.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом N 1244-1.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 г. недополученных сумм, постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246, от 21 марта 2007 г. N 171, от 21 декабря 2007 г. N 914, от 16 декабря 2009 г. N 1024, от 21 декабря 2010 г. N 1079, от 8 декабря 2011 г. N 1019, от 4 декабря 2012 г. N 1255, от 19 декабря 2013 г. N 1189, от 18 декабря 2014 г. N 1411 утверждены Правила индексации с 2004 г. по 2015 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Названными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом N 1244-1 установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. После 1 февраля 2016 г. Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.
Таким образом, на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
29 января 2020 г. Правительством Российской Федерации принято постановление N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году", согласно которому ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила 646 рублей 88 копеек. В 2019 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 г. N 32 размер компенсации составлял 628 руб. 04 коп.
Тогда как, истцу в соответствии с решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 25 октября 2006 г. по делу N 2-574/2006 ежемесячно производится выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1467 руб. 52 коп.
Также согласно представленным доказательствам истцу в период с 2007 г. по 2019 г. производилась выплата ежегодной компенсации на оздоровление на основании поданных заявлений с учетом индексации в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 25 октября 2006 г. по делу N 2-574/2006 на Комитет социальной защиты населения была возложена обязанность выплачивать истцу ежегодную компенсацию на оздоровление в сумме 2 445 руб. 86 коп, ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров по 1497 руб. 52 коп, тогда как обязанность по индексации указанных выплат судом на ответчика возложена не была, вопреки доводам заявителя жалобы.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции об отказе истцу в иске основаны на правильном применении и толковании норм материального права, сделаны с соблюдением норм процессуального права.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждается. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, вывода судов не опровергли.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Кварацхелия М.В. не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 7 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.