Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Стешовиковой И.Г, судей: Рогачевой В.В. и Белинской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Коткиной Светланы Владимировны на решение Ломоносовского районного суда г.Архангельска и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 марта 2021 года, по кассационной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 марта 2021 года по делу N2-2249/2020 по иску Коткиной Светланы Владимировны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонному) об обязании включить период обучения в страховой стаж, периоды работы в страховой стаж в полуторном исчислении и в стаж работы в районах Крайнего Севера и назначить страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия
установила:
Коткина С.В. обратилась в суд с требованиями о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Архангельске) обязанности включить в её страховой стаж в календарном исчислении период её обучения в Архангельском культурно-просветительном училище с 01.09.1983 по 30.06.1986, включить в страховой стаж в полуторном исчислении и в стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении периоды работы с 21.06.1983 по 01.07.1983, с 12.07.1985 по 06.08.1985, с 08.07.1986 по 31.07.1986, с 01.09.1986 по 01.12.1987, с 25.10.1988 по 10.02.1989, с 01.09.1989 по 31.03.1990 и с 01.06.1990 по 16.06.1990, и назначить ей страховую пенсию по старости с 28.04.2020 (за исключением фиксированной выплаты к пенсии).
Истица указала, что 28.04.2020 обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты) в соответствии с пунктом 6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; решением ответчика от 15.05.2020 в назначении пенсии ей отказано в связи с выводом о недостаточности страхового стажа. По мнению истицы, данный отказ является неправомерным, поскольку в страховой стаж не включен период обучения, а спорные периоды работы подлежали включению в страховой стаж в полуторном исчислении.
Решением Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 12 октября 2020 г. в порядке частичного удовлетворения исковых требований Коткиной С.В. на ответчика возложена обязанность включить в её страховой стаж в календарном исчислении период работы с 21 июня 1983 года по 01 июля 1983 г, периоды обучения с 1 сентября 1983 г. по 11 июля 1985 г. и с 7 августа 1985 г. по 30 июня 1986 г. В удовлетворении остальной части иска отказано; в пользу истицы присуждена с ответчика сумма расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 марта 2021 г, принятым по апелляционной жалобе истицы, решение суда первой инстанции частично отменено (в части отказа в удовлетворении требования о включении в стаж работы истицы в районах Крайнего Севера периода с 21.06.1983 по 01.07.1983) и принято новое решение, которым на УПФР в г. Архангельске возложена обязанность включить в страховой стаж Коткиной С.В. в районах Крайнего Севера в календарном исчислении период работы с 21 июня 1983 г. по 01 июля 1983 г, включить в её страховой стаж в календарном исчислении периоды обучения с 1 сентября 1983 г. по 11 июля 1985 г. и с 7 августа 1985 г. по 30 июня 1986 г.; в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 27.04.2021 и поступившей с делом в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11.05.2021, Коткина С.В. в лице представителя Коробкова М.П. просит отменить вышеназванные судебные постановления и принять новое решение об удовлетворении её исковых требований в полном объеме, считая не соответствующими нормам материального права выводы судов об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы в её страховой стаж в льготном исчислении.
17.06.2021 была направлена почтой и 24.06.2021 поступила в Третий кассационный суд общей юрисдикции кассационная жалоба УПФР в г. Архангельске, принятая к производству 28.06.2021 для совместного рассмотрения с кассационной жалобой истицы. Ответчик просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17.03.2021 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 12.10.2020, считая не соответствующим нормам материального и процессуального права вывод суда апелляционной инстанции о необходимости включения в стаж работы истицы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении периода с 21.06.1983 по 01.07.1983.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Коткиной С.В. и представителя ответчика УПФР в г. Архангельске, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что такие нарушения допущены судами, которые неправильно применили нормы материального права при оценке оснований для учета спорных периодов работы в льготном исчислении в целях определения пенсионных прав Коткиной С.В, а в связи с этим не установили в полном объеме обстоятельства, от которых зависело разрешение требования истицы о назначении страховой пенсии по старости.
Как установлено судами, Коткина С.В. в период с 23 июня 1995 г. по 30 апреля 2013 г. проходила военную службу, с 1 мая 2013 г. она является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (введен Федеральным законом от 22.07.2008 N156-ФЗ, действует в редакции Федеральных законов от 24.07.2009 N213-ФЗ, от 21.07.2014 N216-ФЗ, от 27.12.2018 N536-ФЗ и от 01.10.2019 N328-ФЗ) военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
28 апреля 2020 г. истица по достижении возраста 52 лет обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которым предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к данному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Тем же пунктом предусмотрено, что гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Решением пенсионного органа от 15 мая 2020 г. N704 в назначении пенсии Коткиной С.В. отказано в связи с выводом о недостаточности её страхового стажа, который, по расчетам ответчика, составил 15 лет 05 месяцев 12 дней (при исчислении стажа по нормам Федерального закона "О страховых пенсиях") или 17 лет 01 месяц 26 дней (при применении в соответствии с частью 8 ст.13 того же Закона в отношении периодов работы с 12.07.1985 по 16.12.1991 правил подсчета стажа, установленных законодательством, действовавшим в эти периоды, а именно норм Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", а в отношении периода с 01.01.1992 по 22.06.1995 - норм Закона РФ от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
При этом часть спорных периодов (с 12.07.1985 по 06.08.1985, с 08.07.1986 по 31.07.1986, с 01.09.1986 г. по 01.12.1987, с 25.10.1988 по 10.02.1989, с 01.09.1989 по 31.03.1990 и с 01.06.1990 по 16.06.1990) были включены ответчиком в подсчет страхового стажа истицы, но только в календарном исчислении.
Как следует из вышеназванного решения, а также из отзыва ответчика на исковое заявление, пенсионный орган исходил из того, что действующее законодательство (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N1015) не предусматривают льготного исчисления страхового стажа, а законодательство, действовавшее в периоды работы истицы до 01.01.1992 (даты введения в действие Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), позволяло применять льготный порядок исчисления трудового стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера (в полуторном размере) только в отношении работников, которые прибыли самостоятельно либо были переведены из другой местности в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности на условиях срочного трудового договора, в то время как истица этим признакам не соответствовала.
Кроме того, в целях определения продолжительности работы истицы в районах Крайнего Севера по второму варианту (с применением части 8 ст.13 Федерального закона "О страховых пенсиях") вышеназванные периоды были учтены как периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (исходя из законодательства, действовавшего в эти периоды, при отнесении Мезенского района Архангельской области к районам Крайнего Севера лишь с 01.01.1992 согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.11.1991 N25); в связи с чем, согласно выводам пенсионного органа, при расчете по указанному варианту стаж работы истицы в календарном исчислении (при приведении к стажу в районах Крайнего Севера) составил менее 15 лет - 14 лет 1 месяц и 3 дня.
Период работы истицы няней в детских яслях Мезенского района с 21.06.1983 по 01.07.1983 не был учтен ответчиком при подсчете страхового и "северного" стажа истицы по мотивам указания сокращённого отчества в архивных документах (лицевых счетах работников), на основании которых была основана выданная истице архивная справка администрации муниципального образования "Мезенский район".
В связи с этим не был включен ответчиком в подсчет страхового стажа и период обучения истицы с 01.09.1983 по 30.06.1986, поскольку в силу подпункта "и" пункта 109 "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" такие периоды могли засчитываться при условии, если им предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" пункта 109 Положения.
Разрешая спор, суд первой инстанции на основе надлежащей оценки представленных доказательств пришел к выводу о том, что период работы с 21 июня 1983 г. по 1 июля 1983 г. подлежит включению в страховой стаж Коткиной С.В, что позволяет также включить в этот стаж периоды обучения с 01.09.1983 по 11.07.1985 и с 07.08.1985 по 30.06.1986 в календарном исчислении (с учетом периода, частично уже зачтенного пенсионным органом при обращении истицы за назначением пенсии), поскольку обучению предшествовала работа.
В остальной части суд признал правильным произведенный пенсионным органом подсчет страхового стажа истицы и в связи с этим пришел к выводу о том, что с учетом дополнительного включения в подсчет вышеназванных периодов её страховой стаж составит 19 лет 11 месяцев 12 дней, т.е. менее требуемых 20 лет, а следовательно, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости у истицы не возникло.
В отношении продолжительности работы истицы в районах Крайнего Севера суд указал на отсутствие оснований для её определения с учетом периода работы в детских яслях с 21.06.1983 по 01.07.1983, поскольку в этот период Мезенский район относился не к районам Крайнего Севера, а к местностям, приравненным к таким районам.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части включения отдельных периодов в подсчет страхового стажа истицы, но признал, что продолжительность работы истицы в районах Крайнего Севера подлежит определению с учетом периода работы с 21.06.1983 по 01.07.1983, указав на то, что Мезенский район с 01.01.1992 отнесен к районам Крайнего Севера, а в соответствии с ч.2 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 этой статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г.
Вместе с тем оснований для удовлетворения требования истицы о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости суды не усмотрели в связи с выводом об отсутствии у неё необходимого страхового стажа.
Однако данный вывод и его правовое обоснование нельзя признать правильными.
Утверждение пенсионного органа о том, что действующее в настоящее время законодательство не предусматривает льготного исчисления страхового стажа, формально соответствует понятию страхового стажа как продолжительности периодов работы, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 ст.3 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также связанным с этим положениям статей 11 и 12 того же Закона о периодах работы и (или) иной деятельности и об иных периодах, включаемых в страховой стаж, статьи 13 Закона о порядке исчисления страхового стажа).
Вместе с тем, как указано выше, частью 8 ст.13 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
С этим связаны и положения пенсионного законодательства о порядке определения размеров страховых пенсий.
Так, положения статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривают использование индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), определяемого согласно части 9 этой статьи исходя из нескольких показателей, одним из которых является определяемый отдельно индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01.01.2015, порядок расчета которого установлен частью 10 той же статьи и включает, в частности, использование размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части пенсии), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В свою очередь, порядок определения размера страховой части трудовой пенсии по старости установлен ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и предусматривает согласно пункту 1 этой статьи использование расчетного пенсионного капитала, порядок определения которого установлен ст.29.1 этого Закона и включает в качестве одного из элементов часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 этого Федерального закона.
Данной статьей предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал на основе расчетного размера трудовой пенсии, определяемого в соответствии с той же статьей по одному из вариантов, предусмотренных её пунктами 3, 4 и 6 (по выбору застрахованного лица), при этом согласно этим пунктам в целях определения расчетного размера трудовой пенсии используется общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, а пунктом 4 установлено, что исчисление продолжительности таких периодов производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Из изложенного следует, что, вопреки позиции пенсионного органа, действующее законодательство и в настоящее время допускает возможность льготного исчисления общего трудового стажа (и в частности, стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера) в целях оценки пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002.
Приведенные нормы законодательства связаны с тем, что статьей 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 31.12.2001, предусматривалось льготное исчисление трудового стажа, и в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере; аналогичные положения содержались в статье 28 Закона РФ от 19.02.1993 N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (утратила силу с 01.01.2005 на основании Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ), при этом в данной статье дополнительно указывалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Тем самым федеральное законодательство с 01.01.1992 (даты введения в действие Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации") исключило какие-либо различия в оценке трудового стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от условий выполнения соответствующей работы (в частности, от заключения срочного трудового договора).
Кроме того, законодательство, действовавшее до 01.01.1992, также не могло применяться судами в таком истолковании, которое приводило бы к установлению различий в правовом положении граждан, по существу носящих дискриминационный характер, а именно лишающих местных жителей, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, права на льготное исчисление трудового стажа, в отличие от лиц, прибывших на работу из других местностей и заключивших срочный трудовой договор.
Судами также не учтено, что данное ими истолкование фактически ставит в неравное положение истицу и лиц, которые приобрели право на пенсию в период действия Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и на основании приведенных выше норм этого закона их трудовой стаж исчислялся в льготном порядке в том числе за периоды, имевшие место до его вступления в силу.
Кроме того, лишение местных жителей, осуществлявших трудовую деятельность в районах Крайнего Севера по трудовым договорам, заключенным на неопределенный срок, прямо не вытекало и из положений законодательства, действовавшего до 01.01.1992.
Пунктом 110 "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N590, предусматривалось, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Статьей 5 вышеназванного Указа было предписано предоставлять дополнительно льготы работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, и в частности, засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности (пункт "д" ст.5).
Той же статьей было установлено, что предусмотренные ею льготы предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Данные положения были направлены на стимулирование граждан к тому, чтобы оставаться на длительные сроки работать в соответствующих районах, и тем самым - на достижение целей освоения таких местностей, однако не давали оснований для их ограничительного толкования в том смысле, что местные жители, работающие в неблагоприятных климатических условиях постоянно, правом на соответствующие льготы не наделялись.
В дальнейшем пунктом 1 "Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", утвержденной постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 N 530/П-28 было предусмотрено, что льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В свою очередь, буквальный смысл пункта 2 той же Инструкции указывает на то, что требование о заключении срочного трудового договора как об условии предоставления льгот, предусмотренных статьей 5 Указа от 10 февраля 1960 г. и статьей 3 Указа от 26 сентября 1967 г, распространялось только на работников, прибывших на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), что никак не опровергает их распространение на лиц, проживающих в соответствующих местностях постоянно.
Соответственно, не опровергает права истицы на соответствующую льготу и норма подпункта "а" пункта 43 той же Инструкции, согласно которой общий стаж работы, дающий право на получение пенсии, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера для пенсий по старости и по инвалидности - за период с 1 марта 1960 г. один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев работы лицам, указанным в пунктах 2, 3 и 4 данной Инструкции.
Кроме того, как указано выше, в дальнейшем действующим законодательством граждане, приобретшие трудовой стаж в вышеназванных районах и местностях (в том числе до 01.01.1992), были полностью уравнены в пенсионных правах, на что было направлено, в частности, включенное в статью 28 Закона РФ от 19.02.1993 N4520-1 специальное указание о том, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Таким образом, законодательство, действовавшее к моменту прекращения обычной трудовой деятельности Коткиной С.В. в районах Крайнего Севера в связи с её поступлением на военную службу, гарантировало ей исчисление в льготном порядке приобретенного к этому моменту трудового стажа, а применение правил, действовавших в период работы истицы в 1983-1990 гг. (в порядке ч.8 ст.13 Федерального закона "О страховых пенсиях") также не исключает возможность использования такого льготного порядка.
Также в силу специальной нормы части 2 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 этой статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года, на что правильно обращено внимание в апелляционном определении по настоящему делу, в связи с чем правильно признано, что период работы истицы в 1983 году подлежит включению в календарном исчислении при определении продолжительности её работы в районах Крайнего Севера, поскольку на 31.12.2001 Мезенский район Архангельской области был отнесен к числу этих районов.
В связи с этим нельзя признать состоятельными доводы кассационной жалобы УПФР в г.Архангельске, направленные на опровержение соответствующего вывода, содержащегося в апелляционном определении.
Вместе с тем подсчет страхового стажа истицы с учетом льготного порядка исчисления стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера до 01.01.1992, судами при рассмотрении настоящего дела не производился, от чего зависело определение момента возникновения у неё права на пенсию.
Таким образом, обстоятельства, имеющие юридическое значение, установлены по настоящему делу не в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (п.37 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание, что поименованные выше требования закона и указания Пленума ВС РФ судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, учитывая также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), суд кассационной инстанции находит апелляционное определение по настоящему делу подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 17 марта 2021 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.