Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Агроторг" по доверенности Гусевой Е.Р. на постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 19 января 2021 года, которым ООО "Агроторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, УСТАНОВИЛ:
23 октября 2020 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЦАО Хансултановой Э.А. в отношении ООО "Агроторг" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Тверской районный суд города Москвы, судьёй которого 19 января 2021 года вынесено приведённое выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд защитник общества обжалует указанное постановление судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, процессуальные документы, оформленные по результатам проверки не могут являться допустимыми доказательствами по делу, так проверка проведена с грубым нарушением положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как распоряжение о проведении проверки не издавалось, проведение проверки с органами прокуратуры не согласовывалось, акт по результатам проверки не составлялся; в протоколе осмотра не указаны даты рождения понятых, административный орган не представил доказательств, что указанные лица достигли совершеннолетия; судья районного суда не учел, что на момент вынесения постановления СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организация торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов утратил силу; общество обращало внимание суда, что угроза возникновения эпидемии, причинения вреда жизни и здоровью людей исключена, в связи с чем имеются основания для изменения назначенного наказания ниже низшего предела.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель АО "Агроторг", будучи извещенным о месте и времени слушания дела не явился, обеспечил явку защитника Вяткина Д.А. в полном объеме поддержавшего указанные доводы поданной жалобы, настаивавшего на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав защитника общества оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда не имеется, ввиду следующего.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 вышеназванного Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи указанного Закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 3 статьи 29 того же Закона установлено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года N 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", которыми установлены требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с пунктом 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 ноября 2013 года N 63 утверждены Санитарные правила 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" (далее - СП 3.1.2.3117-13) которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
Согласно пункту 1.3. СП 3.1.2.3117-13 соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8.3. СП 3.1.2.3117-13 руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
Согласно пункту 9.1. СП 3.1.2.3117-13 в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями реализуются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по разработанным и утвержденным региональным планам профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с гриппом и ОРВИ в субъектах Российской Федерации.
Руководителями организаций и предприятий согласно пункту 9.8. СП 3.1.2.3117-13 должны приниматься меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта).
Организациями согласно пункту 9.9. СП 3.1.2.3117-13 обеспечивается проведение комплекса работ по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, а также выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ.
30 января 2020 года в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) решением Всемирной организации здравоохранения присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года данная ситуация признана пандемией.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 12 марта 2020 года N 1 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV в городе Москве" в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предписано обеспечить проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в организациях и на объектах, расположенных на территории города Москвы, 12 марта 2020 года до особого распоряжения.
В связи с этим Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве разработаны рекомендации работодателям по соблюдению санитарно-эпидемического режима, при соблюдении которых можно осуществлять экономическую деятельность (письмо от 07 апреля 2020 года N 02/6338-2020-15), согласно которым в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) рекомендуется осуществлять комплекс мероприятий, в том числе: оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования; обеспечение работников, контактирующих при работе с посетителями, запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), а также дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств. Повторное использование одноразовых масок, а также использование увлаженных масок не допускается; проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники; обеспечение не менее чем пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток; применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 19 октября 2020 года в период времени с 13 часов 30 минут до 14 часов 30 минут в ходе проведения должностным лицом ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЦАО Хансултановой Э.А. проверочных мероприятий выявлено что в помещениях магазина "Пятерочка" по адресу: г. Москва, ***, в котором осуществляет свою торговую деятельность ООО "Агроторг", которое в нарушение требований статей 11, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции", допустило приготовление рабочих растворов дезинфицирующих средств; нахождение торгового оборудования (охлаждаемая витрина) в неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии; не обеспечило сотрудников санитарной одеждой, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Агроторг" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Агроторог" основным видом деятельности которого является розничная торговля в неспециализированных магазинах; протоколом осмотра помещений магазина "Пятерочка" по адресу: город Москва, ***, в котором ООО "Агроторг" осуществляет торговую деятельность, с применением фотофиксации; фотоматериалами, являющимися приложением к протоколу осмотра помещений, принадлежащих юридическому лицу; протоколом об административном правонарушении от 23 октября 2020 года в отношении ООО "Агроторг", в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, указаны нормативные правовые акты, нарушение которых вменяется обществу, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного о месте и времени составления протокола, копия протокола для сведения посредством Почты России направлена по адресу места нахождения юридического лица, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, протокол содержит все сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, в том числе подпись должностного лица, его составившего.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств правильно установилвсе юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделал обоснованный вывод о доказанности вины ООО "Агроторг" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Приведенный в жалобе довод об отсутствии у должностного лица Роспотребнадзора оснований для проведения проверки нельзя признать состоятельным, поскольку допущенные Обществом по настоящему делу нарушения санитарно-эпидемиологических требований установлены не в результате проведения проверки, а непосредственно выявлено должностным лицом в ходе проводимого мониторинга предприятия торговли, предусмотренное статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", для чего вынесение распоряжения руководителя административного органа не требуется.
Статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что к мероприятию по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодательством предусмотрено проведение плановых (рейдовых) осмотров, не являющейся проверкой, в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Проведение уполномоченными должностными лицами органов государственной контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции плановых (рейдовых) осмотров (обследований) зданий осуществляется в порядке, предусмотренном специальной нормой статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294 ФЗ. Исходя из положений приведенного законодательства при проведении плановых (рейдовых) осмотров с представителями юридического лица, в отношении которого проводится данный осмотр, а также не требуется согласование проведения таких осмотров с органами прокуратуры.
Указание стороны защиты на то, что административный орган не представил доказательств наличия у понятых совершеннолетнего возраста, судом второй инстанции откланяется как несостоятельный и не влекущий безусловной отмены постановления судьи районного суда, так как в протоколе осмотра указаны адреса места жительства понятых, при этом письменных ходатайств о вызове понятых в качестве свидетелей, как в судебное заседание районного суда, так и в судебное заседание суда второй инстанции стороной защиты не заявлялось.
Доводы жалобы о том, что на момент вынесения постановления СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организация торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов утратил силу, не влекут отмену состоявшегося по делу постановления по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1).
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3).
Требования СП 2.3.6.1066-01, который являлся действующим на момент вынесения обжалуемого постановления и утратил силу только с 01 января 2021 года (постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 ноября 2020 N 36).
Таким образом, оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данных документах, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускались до 01 января 2021 и 01 марта 2021 года соответственно.
Кроме того, принятые впоследствии санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 20 ноября 2020 г. N 36 содержат аналогичные правила (п.10.1, 10.6, 10.7 и др.).
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Определенные судьей районного суда вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи и требованиям статей 2.1, 4.1 КоАП РФ, назначенное наказание является минимально предусмотренным санкциями части 2 ст. статьи 6.3 КоАП РФ для юридических лиц; соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Исключительных обстоятельств, для снижения в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначенного Обществу размера административного штрафа по делу не усматривается, поскольку совершенные Обществом нарушения могут повлечь причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Агроторг" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, решил:
постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 19 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Агроторг" оставить без изменения, жалобу защитника Гусевой Е.Р. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.