Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В. и Потапченко И.Н, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителей административных ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) - Толкачевой А.В. и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") - Репухова А.Л. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 1 марта 2021 г, которым удовлетворены требования капитана Солохи Юрия Владимировича о признании незаконными действий должностных лиц Минобороны РФ и ФГКУ "Росвоенипотека", связанных с порядком начисления доходов от инвестирования накоплений для участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, объяснения представителя Минобороны РФ Лыкова А.И. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Солоха Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие Минобороны РФ и ФГКУ "Росвоенипотека", связанное с начислением ему дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, не в полном объеме;
- обязать ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчет и определить величину дохода от инвестирования средств при своевременном включении истца в реестр участников НИС за период с 20 июня 2015 г. по 1 февраля 2020 г, подлежащих зачислению на его именной накопительный счет (далее - ИНС), и истребовать установленным порядком данную сумму из Минобороны РФ;
- обязать Минобороны РФ перечислить на его ИНС участника НИС денежные средства в размере дохода от инвестирования средств, определенного и истребованного в ФГКУ "Росвоенипотека" за указанный период.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования истца удовлетворены.
В апелляционных жалобах представители Минобороны РФ и ФГКУ "Росвоенипотека" просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Излагая обстоятельства дела и приводя отдельные положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, представитель Минобороны РФ утверждает, что начисление доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участника НИС, несвоевременно включенного в соответствующий реестр, законом не предусмотрено. Поскольку в период с июня 2015 года по февраль 2020 года ИНС Солохи Ю.В. не был открыт, то положенные ему накопительные взносы в доверительном управлении не находились, а доход от них не рассчитывался и не начислялся. По мнению автора жалобы, истец был вправе ежегодно получать у уполномоченных должностных лиц информацию о средствах, учтенных на его ИНС, поэтому суд необоснованно не принял во внимание, что Солоха Ю.В. пропустил установленный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд с исковым заявлением. Представитель Минобороны РФ указывает, что данное военное ведомство не несет ответственности за действия должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением истца в реестр участников НИС. При этом, по его мнению, выплата инвестиционного дохода должна производиться за счет средств войск национальной гвардии Российской Федерации. Кроме того, суд необоснованно возложил на Минобороны РФ обязанность по возмещению истцу понесенных им судебных расходов.
Представитель ФГКУ "Росвоенипотека" обращает внимание в жалобе на отсутствие механизма восстановления инвестиционного дохода за период несвоевременного включения военнослужащего в реестр участников НИС и законных алгоритмов, в том числе способов его расчета. При этом в жалобе приводится возможный способ расчета инвестиционного дохода Солохи Ю.В. и делается вывод о том, что сумма фактически начисленных ему денежных средств превышает их плановый объем. Кроме того, отмечается, что полномочия ФГКУ "Росвоенипотека" производны от действий должностных лиц, отвечающих за своевременное внесение сведений о военнослужащих с целью открытия ИНС. Поскольку в период с июня 2015 года по февраль 2020 года у административного истца ИНС открыт не был, вины ФГКУ "Росвоенипотека" в неполучении им инвестиционного дохода за этот период нет.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Росвоенипотека" административный истец просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах и возражениях на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Как усматривается из материалов дела, уведомление о включении в реестр участников НИС было получено Солохой Ю.В. 8 февраля 2021 г, целевой жилищный заем ему не предоставлялся, поэтому его обращение в суд 12 февраля 2021 г, вопреки доводам жалобы представителя Минобороны РФ, имело место в пределах установленного процессуального срока.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, не представлены они и в суд апелляционной инстанции. Не свидетельствует об обратном и ссылка на имевшуюся у истца возможность обращаться к уполномоченным должностным лицам по вопросу учтенных на его ИНС средствах.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпунктом 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) к участникам накопительно-ипотечной системы относятся военнослужащие, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г. Эти обстоятельства, исходя из подпункта 1 п. 2 ст. 9 Закона, являются также основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников НИС.
По делу установлено, что 20 июня 2015 г. Солохе Ю.В, заключившему первый контракт о прохождении военной службы в августе 2011 года, в связи с окончанием Новосибирского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, присвоено первое офицерское звание.
Следовательно, с указанной даты истец подлежал обязательному включению в реестр участников НИС. При этом совершения каких-либо действий с его стороны для включения в указанный реестр не требовалось.
В соответствии со ст. 5 названного выше Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Пунктом 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, определено, что основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно положениям главы III Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденных приказом МВД России от 28 декабря 2005 г. N 1059, обязанность по представлению в вышестоящие органы военного управления комплекта документов для включения военнослужащих указанной выше категории в реестр участников НИС возложена на должностных лиц воинских частей.
Аналогичные положения содержатся также в главе IV Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 14 марта 2017 г. N 79.
Из материалов дела видно, что в ноябре 2019 года в ходе проведенного разбирательства выявлено, что в связи с нераспорядительностью должностных лиц войсковой части N Солоха Ю.В, являющийся обязательным участником НИС, в соответствующий реестр включен не был.
22 января 2020 г. истец включен в реестр участников НИС в качестве обязательного участника с датой возникновения основания для этого 20 июня 2015 г, на его имя был открыт ИНС.
В соответствии с частью 1 ст. 13 Закона основанием для открытия ИНС участника является внесение сведений о нем в реестр участников НИС.
При этом Законом установлено, что ИНС участника представляет собой форму аналитического учета, включающую в себя совокупность сведений об учтенных накопительных взносах, о доходе от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, об иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлениях, об операциях по использованию накоплений для жилищного обеспечения, о задолженности участника НИС перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике (пункт 7 ст. 3).
В пункте 1 ч. 1 ст. 4 Закона определено, что реализация права на жилище участниками НИС осуществляется наряду с иными формами посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
На основании части 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Следовательно, доходы от инвестирования являются составной частью накоплений для жилищного обеспечения, посредством которых, в свою очередь, реализуется право участников НИС на жилище.
С учетом этого гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что несвоевременное включение Солохи Ю.В. в реестр участников НИС, вызванное нераспорядительностью воинских должностных лиц, привело к начислению на его ИНС накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в указанный реестр до даты открытия этого счета без учета дохода от их инвестирования, что указывает на невозможность реализации истцом жилищных прав в полном объеме.
Вопреки мнению представителя Минобороны РФ, данное право подлежит восстановлению именно федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы (уполномоченным федеральным органом), которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" является Минобороны РФ.
В соответствии с частью 2 ст. 7 Закона уполномоченный федеральный орган, в частности, оформляет получение в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на именных накопительных счетах участников; проводит учет накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на ИНС участников; проводит в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, конкурсы по отбору специализированного депозитария для заключения с ним договора об оказании услуг специализированного депозитария, а также конкурсы по отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения; является в соответствии с законодательством Российской Федерации стороной договоров с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса; истребует и получает от управляющих компаний средства для их целевого использования участниками НИС; осуществляет оформление и выдачу целевых жилищных займов участникам НИС; выплачивает участникам НИС или членам их семей накопления для жилищного обеспечения после возникновения права на их использование.
Согласно ст. 17 Закона уполномоченный федеральный орган передает накопления для жилищного обеспечения в доверительное управление управляющим компаниям, которые осуществляют доверительное управление в целях обеспечения права участников НИС на использование накоплений. Учредителем доверительного управления является Российская Федерация. От имени Российской Федерации права учредителя доверительного управления осуществляет уполномоченный федеральный орган. На основании Закона выгодоприобретателем по договору доверительного управления является Российская Федерация в лице уполномоченного федерального органа. Средства, переданные в доверительное управление управляющей компании, и доходы от инвестирования не переходят в собственность доверительного управляющего. Доходы от инвестирования относятся на прирост средств, переданных в доверительное управление.
Кроме того, в силу части 8 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию. При этом учет накоплений для жилищного обеспечения осуществляется уполномоченным федеральным органом (часть 9 ст. 5 Закона).
Из приведенных положений Закона следует, что накопления для жилищного обеспечения, в том числе доходы от инвестирования, всех участников НИС вне зависимости от ведомства, в котором они проходят военную службу, а также управление этими накоплениями, равно как и принятие решений об их выплате находятся в ведении уполномоченного федерального органа, в данном случае - Минобороны РФ.
То обстоятельство, что несвоевременное включение Солохи Ю.В. в реестр участников НИС произошло не по вине уполномоченного федерального органа, не освобождает этот орган от исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению прав участника НИС на получение в полном объеме накоплений для жилищного обеспечения, которые Законом предусмотрены.
Учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность по определению величины не начисленного на ИНС истца инвестиционного дохода, а на Минобороны РФ - перечислить указанные денежные средства на его ИНС.
Вопреки утверждениям представителя Минобороны РФ суд обоснованно возложил на названное Министерство обязанность по возмещению административному истцу понесенных им в связи с делом судебных расходов в сумме 300 руб, поскольку это предусмотрено ст. 103, 111КАС РФ. Ссылка же в жалобе на п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ необоснованна.
Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 1 марта 2021 г. по административному исковому заявлению Солохи Юрия Владимировича оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей административных ответчиков - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 июля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.