Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Мироновой Н.В, Батялова В.А, при секретаре Защитниковой А.М, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры - Куренкова Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Васильевой "данные изъяты", Максимовой "данные изъяты", Никитиной "данные изъяты", Медведева "данные изъяты" о признании недействующим Указа Главы Чувашской Республики от 23.11.2020 года N 294 "О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года N 166" в части перевода образовательных программ с 24 ноября по 5 декабря 2020 года для обучающихся 9-11 классов образовательных организаций, расположенных на территории города Чебоксары и Новочебоксарска Чувашской Республики на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий, по апелляционной жалобе Медведева "данные изъяты" на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения Васильевой Л.М, Медведева В.В, представителя Главы Чувашской Республики - Егоровой Т.М, представителя администрации Главы Чувашской Республики - Егоровой Н.Ф, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
20 июня 2020 года Главой Чувашской Республики принят Указ N 166 "О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики" (далее - Указ N 166).
Указ N 166 опубликован 20 июня 2020 года на портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (http://www.cap.ru), 22 июня 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), в печатном издании "Вести Чувашии" от 27 июня 2020 года N 25.
В дальнейшем в Указ N 166 неоднократно вносились изменения, которые были опубликованы в установленном порядке.
Указом Главы Чувашской Республики от 23 ноября 2020 года N 294 "О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года N 166" внесены изменения путем внесения дополнительного пункта 2.2 следующего содержания: Установить, что с 24 ноября по 5 декабря 2020 года включительно реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся: 9-11 классов общеобразовательных организаций, расположенных на территории городов Чебоксары и Новочебоксарска Чувашской Республики; организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики.
Данные изменения вступили в силу с 24 ноября 2020 года, опубликованы 23 ноября 2020 года на портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (http://www.cap.ru), 25 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), в печатном издании "Вести Чувашии" от 4 декабря 2020 года N 48.
Указом Главы Чувашской Республики от 12 февраля 2021 года N 15 п.2.2 Указа главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года N 166 признан утратившим силу.
Васильева Л.М, Максимова Е.А, Никитина Н.Г, Медведев В.В. обратились в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующим с момента опубликования Указ Главы Чувашской Республики N 294 от 23 ноября 2020 года "О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 года N 166", принятого Главой Чувашской Республики Николаевым О.А, в части установления с 24 ноября по 5 декабря 2020 года включительно реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся 9-11 классов образовательных организаций, расположенных на территории г. Чебоксары и Новочебоксарска Чувашской Республики; организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики.
В обоснование требований, административные истцы указали, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются их права, поскольку они имеют несовершеннолетних детей, которые являются учащимися, подпадающими под действие оспариваемого Указа. Административные истцы считают, что ограничивать детей в посещении школ в период коронавирусной инфекции является необоснованным и незаконным. При поступлении в школу дети были зачислены на очную форму обучения, в Уставе школ отсутствует возможность дистанционного обучения, закона о дистанционном обучении не имеется, своего согласия на такой перевод обучения они не давали.
Право на образование гарантировано статьей 43 Конституции Российской Федерации (далее Конституция). Конституционные права граждан согласно статье 18 Конституции являются непосредственно действующими и могут быть ограничены только в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии со статьей 56 Конституции.
На территории Чувашской Республики Правительством Российской Федерации не вводился режим чрезвычайного положения, а Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не вводился карантин. По мнению истцов, оспариваемой нормой нарушены права детей на очное образование, чем нарушена статья 18 Конституции Российской Федерации. Также указывают на то, что согласно статей 11, 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьями 5.1 и 6 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Глава Чувашской Республики не правомочен самостоятельно вводить какие - либо нормативные акты, затрагивающие санитарные нормы и правила.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 16 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Медведев В.В. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права, без оценки всех доводов административного искового заявления, просят принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы Главой Чувашской Республики и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Васильева Л.М, Медведев В.В, (с использованием систем видео-конференц-связи) просили апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Главы Чувашской Республики - Егорова Т.М. (с использованием систем видеоконференц-связи) просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебной заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Главы Чувашской Республики - Егорова Н.Ф. (с использованием систем видеоконференц-связи) просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, проанализировав нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, во взаимосвязи с материалами дела, установил, что Глава Чувашской Республики принял оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Отклоняя доводы о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и о нарушении прав, свобод и законных административных истцов, суд первой инстанции исходил из того, что установленная оспариваемым пунктом Указа N 166 о принятии ограничительных мер применительно к учащимся 9-11 классов образовательных учреждений, находящихся на территории городов Чебоксары и Новочебоксарска соответствует требованиям федерального законодательства, и направлена на предупреждение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), носит временный характер, вызванный особыми условиями введенного в регионе режима повышенной готовности в связи с угрозой данного заболевания, представляющего опасность для окружающих, и не нарушает прав на получение образования.
По результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции, констатировав, что оспариваемое положение Указа N 166 не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, соразмерно конституционно значимым целям и соответствуют критериям, определенным Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с пунктами "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В абзаце втором статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции Федерального Закона 159-ФЗ от 3 июля 2019 года) дается понятие предупреждения чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В абзаце шестом статьи 1 названного закона раскрыто понятие режима функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции Федерального Закона 159-ФЗ от 3 июля 2019 года) предусмотрено, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Давая толкование приведенным нормам права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на региональном уровне, могут действовать в режиме повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации путем проведения комплекса мероприятий, направленных на уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, сохранения здоровья людей, снижения размера ущерба окружающей среде и материальных потерь. При этом, абзац первый статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ к чрезвычайной ситуации относит распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 (в редакции постановления от 31 января 2020 года N 66) коронавирусная инфекция является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера изложены в статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона 159-ФЗ от 3 июля 2019 года), так, подпунктами "а, м" пункта 1 названной статьи предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "д" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2019 года N 159-ФЗ) предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения по итогам второго совещания Комитета по чрезвычайной ситуации в соответствии с Международными медико-санитарными правилами, в связи со вспышкой заболевания, вызванного новым коронавирусом 2019 г. (nCoV).рекомендовала всем странам принять меры по сдерживанию инфекции, включая активный эпиднадзор, ранее выявление, изоляцию и ведение случаев, отслеживание контактов и недопущение дальнейшего распространения инфекции 2019-nCoV, а также к представлению полных данных в ВОЗ.
В силу положений статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила), которые предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, при этом при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Согласно положений подпунктов "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 5 от 2 марта 2020 года) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписывается с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогнозе ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Пунктом 1.5 указанного постановления высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписывалось принимать меры по введению режима повышенной готовности.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На территории Чувашской Республики принят и действует Закон Чувашской Республики от 15 апреля 1996 года N 7 "О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", целью которого, среди прочих, является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
Статьей 6 данного Закона предусмотрено, что Глава Чувашской Республики, который является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Чувашской Республики, в установленном порядке принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Чувашской Республики (статья 68 Конституции Чувашской Республики), принимает решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ.
Распоряжением Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 года N 113-рг в связи с угрозой распространения на территории Чувашской Республики новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Чувашской Республики с 18 марта 2020 года до особого распоряжения введен режим повышенной готовности.
Разделом IY Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)", которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 определены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19, которые включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4.4 названным правил к мероприятиям, направленным на "разрыв" механизма передачи инфекции отнесено использование мер социального разобщения, к которым отнесены меры по переводу на дистанционное обучение образовательных организаций.
Анализируя приведенные нормы материального права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что реализуя предоставленные приведенными федеральными и региональными нормами полномочия, Глава Чувашской Республики своим Указом N 166 (с последующими изменениями) в условиях режима повышенной готовности ввел на территории региона соответствующие ограничительные меры, в том числе, в виде установления с 24 ноября по 5 декабря 2020 года включительно реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся 9-11 классов образовательных организаций, расположенных на территории г. Чебоксары и Новочебоксарска Чувашской Республики; организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики.
Из изложенного с очевидностью следует вывод о том, что Указ N 166 принят Главой Чувашской Республики края в пределах предоставленных ему полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 285 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" в связи с масштабным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции образован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Принятыми в целях реализации положений статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Следовательно, не вызывает сомнения то обстоятельство, что совокупность введенных Указом N 166 в границах территории Чувашской Республики ограничительных мер, включая вышеназванные меры, которые оспариваются административными истцами, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, была оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, верно руководствуясь взаимосвязанными положениями статей 18, 21, 41, 42, 55, 56, 72 Конституции Российской Федерации и приведенных ранее нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также учитывая разъяснения, данные в подпункте "а" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", обоснованно отклонил как несостоятельные, не способные повлечь признание оспариваемого пункта 2.2 Указа N 166 не действующим доводы административных истцов о его противоречии данным нормативным правовым актам, а также о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вопреки указанным доводам установление Указом N 166 обязанности по соблюдению ограничительных мер, в том числе предусмотренных его пунктом 2.2, направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, находящихся на территорию Чувашской Республики, включая административных истцов и их несовершеннолетних детей, на жизнь и здоровье как высших и наиболее значимых конституционных ценностей, согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправдано необходимостью создания условий для предупреждения возникновения и распространения на территории республики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не нарушает право административных истцов на получение образования детьми.
Является ошибочным довод истцов о нарушении их прав введением дистанционного обучения для несовершеннолетних граждан, ввиду отсутствия законодательно закрепленного дистанционного образования в России в силу следующего.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3); основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (часть 4); Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (часть 5).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).
Частью 2 статьи 13 названного Закона определено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентирована статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (часть 1).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (часть 2).
Дистанционное обучение также предусмотрено пунктом 1.2. Приказа Минпросвещения России от 17 марта 2020 года N 104 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации".
Приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года N 816 утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Согласно пункту 6 указанного Порядка, при реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
- создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 мая 2020 г. N 692 "О деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19) на территории Российской Федерации" руководителям находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации научных и образовательных организаций в соответствии с актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), издаваемыми исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19) на соответствующей территории Российской Федерации, наряду с мерами по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), указано обеспечить реализацию образовательных программ, в том числе прохождение обучающимися промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. N 104 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" установлено, что при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ необходимо использование различных образовательных технологий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Понятие "реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения" было введено Федеральным законом с момента его принятия. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение являются одними из видов реализации образовательных программ.
Согласно статье 2 Федерального закона образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Исходя из системного анализа и толкования норм права, судебная коллегия пришла к выводу, что установленные Указом Главы Чувашской Республики от 23 ноября 2020 года N 294 ограничения в виде реализация образовательных программ с 24 ноября по 5 декабря 2020 года включительно осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся: 9-11 классов общеобразовательных организаций, расположенных на территории городов Чебоксары и Новочебоксарска Чувашской Республики; организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики не противоречат статье 43 Конституции Российской Федерации, поскольку не ограничивают право граждан на образование.
В связи с изложенным, не имеет правового значения и не ставит под сомнение законность оспариваемого нормативного правового акта позиция административных истцов об отсутствии угрозы данной инфекции для детей и об отсутствии, по их мнению, на территории Чувашской Республики в 2020 году эпидемии коронавирусной инфекции.
Доводы административных истцов о том, что дети не подвержены новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и об отсутствии летальных исходов среди детей от коронавирусной инфекции (COVID-19), являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административными истцами в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Учитывая, что отсутствуют правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречило оспариваемое положение Указа N 166, что права, свободы и законные интересы административных истцов и иных лиц им не нарушены, а предусмотренные им ограничительные меры носят временный характер, обусловлены введением на территории Чувашской Республики с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) режима повышенной готовности, продиктованы необходимостью достижения конституционно одобряемых и социально значимым целей, соответствуют принципам разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации вследствие возникновения и распространения данного заболевания, представляющего опасность для окружающих, суд первой инстанции правомерно на основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ отказал в удовлетворении заявленных административными истцами требований.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 16 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Медведева "данные изъяты" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 августа 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.