Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Жуленко Н.Л, Уфимцевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Щинниковой Марии Олеговны, Ширяева Евгения Леонидовича, Щинникова Александра Дмитриевича к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" об оспаривании решения об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
по кассационной жалобе Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации и Филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Советского районного суда г. Красноярска 12 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, выслушав объяснения представителя истцов - Цурпалюка В.Р, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Щинникова М.О, Ширяев Е.Л, Щинников А.Д. обратились в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ), Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу (далее - ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Центральному военному округу) об оспаривании решения об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование требований указано, что Щинникова М.О. является вдовой прапорщика ФИО12, а Щинников А.Д. и Ширяев Е.Л. его детьми, умершего во время прохождения военной службы в войсковой части N Министерства обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в пос. Нижний Ингаш, общая выслуга лет которого составляет 17 лет 3 месяца 24 дня.
В ДД.ММ.ГГГГ истцы письменно обратились в адрес начальника отделения (территориальное г. Красноярск) ФКГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с просьбой признать истицу и членов ее семьи нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на что было получено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения по избранному месту проживания, предоставляемого по договору социального найма. Считают данное решение незаконным.
Просят признать незаконным решение начальника отделения (территориальное г. Красноярск) ФКГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, связанное с непризнанием Щинниковой М.О, Ширяева Е.Л, Щинникова А.Д. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; возложить обязанность на начальника отделения (территориальное г. Красноярск) ФКГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ повторно рассмотреть вопрос о признании Щинниковой М.О, Ширяева Е.Л, Щинникова А.Д. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 12 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 апреля 2021 г, исковые требования Щинниковой М.О, Ширяева Е.Л, Щинникова А.Д. удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 апреля 2021 г. произведена замена ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ на его правопреемника Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации и Филиал "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации и Филиалом "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, от Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Щинникова М.О. состояла в браке с ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ От брака имеют сына Щинникова А.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
От предыдущего брака Щинникова М.О. имеет сына ФИО2, а также двоих дочерей Ширяеву С.Л, Ширяеву Т.Л. Отец детей ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ
Сын Ширяев Е.Л. имеет "данные изъяты" дата освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о смерти ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ
ФИО12 был призван на военную службу Тобольским объединенным городским военкоматом Томской области ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 присвоено воинское звание прапорщик, в связи с чем он утратил статус военнослужащего, проходящего действительную срочную военную службу, и приобрел статус военнослужащего, проходящего действительную военную службу прапорщиков.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части N и ФИО12 заключен контракт на 5 лет.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N прапорщик ФИО12 начальник хранилища отдела хранения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, причина смерти временно не установлена (не связана с исполнением обязанностей военной службы), исключен из списков личного состава части.
В соответствии с выпиской из приказа начальника 32 арсенала N от ДД.ММ.ГГГГ (по личному составу) ФИО12 исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ
Продолжительность службы ФИО12 на момент смерти в календарном исчислении составила 17 лет 2 месяца 24 дня, из которых в звании прапорщик - 15 лет 3 месяца 04 дня.
В соответствии с записями в послужном списке в разделе семейное положение записаны: жена Щинникова М.О, сын Ширяев Е.Л, дочь Ширяева Т.Л, дочь Ширева С.Л, сын Александр, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Щинникова М.О, и ее сыновья Ширяев Е.Л, Щинников А.Д. проживают в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение является собственностью Российской Федерации.
Щинникова М.О. работает на складе (авиационного вооружения и средств поражения ВКС) войсковой части N в должности стрелка.
ДД.ММ.ГГГГ Щинникова М.О. обратилась в отделение (территориальное г. Красноярск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" с заявлением о включении ее и членов ее семьи - сыновей Ширяева Е.Л. и Щинникова А.Д, в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении постоянного жилья, по договорам социального найма по избранному месту жительства - г. Краснодар, с учетом права на общую площадь умершего ФИО12
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" N от ДД.ММ.ГГГГ Щинниковой М.О, Ширяеву Е.Л, Щинникову А.Д. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства - г. Краснодар, предоставляемых для постоянного проживания, отказано. При этом указано, что условием обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, является факт принятия до 1 января 2015 г. органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Реализация жилищных прав носила заявительный характер и предполагала постановку соответствующего вопроса перед органами местного самоуправления по избранному месту жительства до 1 января 2005 г. По состоянию на дату смерти ФИО12 жилыми помещения по избранному месту жительства граждане обеспечивались органами местного самоуправления за счет средств федерального бюджета.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент смерти ФИО12 имел основания быть признанным нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", следовательно, и вдова военнослужащего ФИО1, а также ее дети имеют право быть признанными нуждающимися в жилом помещении, поскольку за время прохождения военной службы супруг истца не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, безвозмездную финансовую помощь на приобретение жилья не получал; на момент смерти ФИО12 имел выслугу по военной службе более 17 лет; при вынесении оспариваемого решения ответчиком не проверялось наличие условий для признания истцов нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, не исследовался вопрос о наличии у истцов собственности, предпринимались ли истцами действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, вступала ли вдова в повторный брак.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, суд второй инстанции согласился с его выводами, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям гражданского и жилищного законодательства. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций учтены положения Конституции Российской Федерации, предусматривающие, что обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7, часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула) (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих").
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О статусе военнослужащих" правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2007 г. N 5-П, от 03 февраля 2010 г. N 3-П и от 27 февраля 2012 г. N 3-П).
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 1 статьи 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих").
При предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти) (пункт 1.1 статьи 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих").
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения Щинниковой М.О. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с данным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 названного Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем пункта 3.1 статьи 24 ФЗ "О статусе военнослужащих", денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с данным Федеральным законом во внеочередном порядке (абзац четвертый пункта 3.1 статьи 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения Щинниковой М.О. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения).
Из содержания положений пункта 3.1 статьи 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, действовавшей на момент обращения Щинниковой М.О. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения) следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено законом не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Вышеуказанные нормы закона нашли свое дополнительное разъяснение в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", которым установлено, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Приведенные законоположения пункта 3.1 статьи 24 ФЗ "О статусе военнослужащих" ответчиком применены не были.
Соответственно, вопрос о том, имела ли Щинникова М.О. и ее сыновья основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении до гибели мужа-военнослужащего, в качестве юридически значимого обстоятельства ответчиком при вынесении решения ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях определен не был.
Согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, и действовавших на момент обращения Щинниковой М.О. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что жилищные права истцов, как членов семьи умершего ФИО12, были соблюдены путем закрепления за ними служебного жилого помещения, в котором они проживают до настоящего времени и не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения в соответствии с требованиями ст. 108 ЖК РСФСР.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, выводы судов обеих инстанций не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, тогда как иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов в кассационном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, тщательно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений ст. 67 ГПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска 12 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации и Филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.