Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании (с использованием системы ВКС) гражданское дело по иску Сомов Ю.П. к ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточному военному округу" о признании права на получение стимулирующих выплат, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе Сомов Ю.П. на решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения Сомов Ю.П, его представителя Смородинова М.В, судебная коллегия
установила:
Сомов Ю.П. обратился в суд с иском к ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточному военному округу" о защите трудовых прав.
В обоснование исковых требований указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в обособленном подразделении - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора территориальный, г..Уссурийск Приморского края Федерального ФГКУ "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации в должности "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением об увольнении по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ В заявлении об увольнении просил предоставить в день увольнения копии документов и справок, выдаваемых работодателем работнику в обязательном порядке. ДД.ММ.ГГГГ обратился к работодателю с заявлением о предоставлении заверенной в установленном порядке копии расчета среднего дневного заработка. В нарушение требований трудового законодательства в день увольнения ДД.ММ.ГГГГ работодатель выдал только трудовую книжку и расчетные листы за ноябрь, декабрь 2019 г..По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ документов не предоставлено. Трудовым договором, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между работодателем и истцом, а также коллективным договором ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ предусмотрены стимулирующие надбавки по показателям и критериям эффективности деятельности работника, в том числе "Дорожная карта".
Заработная плата выплачивается 2 раза в месяц, не позднее 10 числа следующего за отработанным месяцем. В нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г..N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г..N 2599-р, распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г..N 2021-р, от 30 апреля 2014 г..N 721-р, приказа Министра обороны от 02 июня 2014 г..N 380 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан" в 2014 и последующих годах в Министерстве обороны Российской Федерации" работодателем в 2017, 2018, 2019 годах не выплачивалась зарплата в предусмотренных размерах - "200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе". При увольнении работодателем не выплачена причитающаяся в 2017, 2018, 2019 годах заработная плата в размере 200 процентов средней заработной платы в Приморском крае. Действиями ответчика причинены нравственные страдания.
Просил суд признать право на получение стимулирующих выплат, обязать ФГКУ "1029 ЦГСЭН" Минобороны РФ начислить и выплатить стимулирующие выплаты по программе "Дорожная карта" за 2017, 2018, 2019 г.г, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, расходы за оказание юридических услуг в размере 50 000 рублей.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 27 февраля 2020 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу".
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 05 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 04 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сомов Ю.П. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций.
В заседании суда кассационной инстанции с использованием системы ВКС Сомов Ю.П. и его представитель поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав участников процесса с использованием системы ВКС, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
В статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп. "е" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительство Российской Федерации должно обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг, имеющего высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В соответствии с. п. 1 приказа Министра обороны РФ от 02.06.2014 N 380 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан" целью Плана мероприятий "дорожной карты" "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих, отдельных категорий граждан" является укрепление здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, в том числе снижение показателей заболеваемости, путем повышения качества предоставляемых им медицинских услуг на основе повышения эффективности деятельности военно-медицинских организаций Министерства обороны, в штате которых состоят работники, занимающие должности младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), врачи, а также работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг).
Реализация "дорожной карты" позволяет установить действенные механизмы зависимости уровня оплаты труда медицинских работников ВМО от объема и качества предоставляемых военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг.
Повышение качества оказываемых военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг невозможно обеспечить без привлечения высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых услуг.
"Дорожной картой" устанавливаются показатели деятельности, направленной на повышение эффективности работы ВМО в целом, ее филиалов и структурных подразделений, а также руководителей и медицинских работников. При этом в отношении неэффективно функционирующих ВМО принимаются решения по их реорганизации, реорганизации их филиалов и структурных подразделений или реорганизации программ, в соответствии с которыми функционируют ВМО.
Результатом успешной реализации "дорожной карты" является повышение эффективности деятельности ВМО путем достижения ими целевых показателей, включая основные показатели (индикаторы) состояния здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, и повышение оплаты труда медицинских работников по результатам деятельности ВМО.
Примечания: 1. Условиями доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и субсидий до ВМО в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 являются:
наличие собственных "дорожных карт" у ВМО, ее филиалов и территориально обособленных структурных подразделений;
наличие в положении об оплате труда медицинских работников ВМО и в коллективных договорах показателей эффективности деятельности медицинских работников, утвержденных соответствующими руководителями;
наличие в положении об оплате труда медицинских работников ВМО норм оплаты труда медицинских работников, определенных положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, и норм по использованию дополнительных средств на стимулирующие выплаты медицинским работникам в соответствии с показателями и критериями эффективности их деятельности;
заключение дополнительного соглашения к трудовому договору руководителя (начальника), в котором устанавливаются его обязанности по достижении в 2014 и последующих годах показателей соотношения средней заработной платы медицинских работников и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, или заключение трудового договора в соответствии со статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации;
наличие положительной динамики в достижении целевых показателей деятельности ВМО (выполнение целевых показателей, установленных "дорожными картами").
Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда.
Согласно Плану мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан", утвержденному Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, определен круг медицинских работников и работников, обеспечивающих условия для предоставления медицинских услуг, имеющих право на получение стимулирующих выплат. Назначение стимулирующих выплат поставлено в зависимость от результатов труда и качества оказываемой медицинской помощи.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ Nн от ДД.ММ.ГГГГ, должность заведующего структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом) - врача - специалист включена в перечень руководителей.
Материалами дела установлено, что Сомов Ю.П. с ДД.ММ.ГГГГг. принят на работу в обособленном подразделении - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора территориальный, г. Уссурийск Приморского края Федерального государственного казенного учреждения "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации на должность "данные изъяты"
Согласно п.5 трудового договора истцу установлен должностной оклад (тарифная ставка) из расчета 10 130 руб, его повышение по результатам СОУТ в связи с вредными условиями труда 4% в размере 405, 20 в месяц (3 класс 1 степень), районный коэффициент к заработной плате 30% в месяц, процентная надбавка за стаж работы 20% в месяц, процентная надбавка за выслугу лет 40% в месяц, премия (месячная 25% от должностного оклада).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N Сомов Ю.П. уволен по инициативе работника ДД.ММ.ГГГГ
По условиям трудового договора, заключенного между сторонами предусмотрена стимулирующая надбавка - по показателям и критериям эффективности деятельности работника (в том числе "дорожная карта") (п.5 трудового договора).
Из п.5 коллективного договора, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ следует, что оплата труда конкретного работника определяется трудовым договором.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что Сомовым Ю.П. пропущены сроки для обращения за взысканием стимулирующих выплат за 2017, 2018, 2019 гг. При этом суды указали, что Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 и Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р, предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы. По своей сути средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированными каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. "Дорожная карта" - это не оклад, не его часть, не дополнение к окладу заработной платы, не выплата компенсационного или стимулирующего характера, не часть ежемесячной заработной платы, а это план мероприятий, направленных на улучшение эффективности профессиональной деятельности и, как следствие, не может выплачиваться ежемесячно в одинаковом размере и в обязательном порядке.
В соответствии с Методикой расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением N 5 к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, показатель средней заработной платы по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 не регулирует процедуру начислений спорной стимулирующей выплаты и обязательность ее выплаты.
Стимулирующая выплата производится на основании показателей эффективности профессиональной деятельности за спорный период.
Из материалов дела усматривается, что истцу за период работы в 2019 году указанная стимулирующая выплата ("дорожная карта") была выплачена.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 05 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 04 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сомова Юрия Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.