Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Ившиной Т.В.
с участием прокурора Сальникова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузнецова Анатолия Васильевича на решение Самарского районного суда г. Самары от 18 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 марта 2021 года по гражданскому делу N 2-1029/2020 по иску Кузнецова Анатолия Васильевича к УФСБ России по Самарской области, ФЭУ СОД ФСБ России об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление, взыскании образовавшейся задолженности, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, пояснения истца Кузнецова А.В, возражения представителя ответчика по доверенности Ананьевой Н.А, заключение прокурора Сальникова А.А, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кузнецов А.В. обратился в суд с иском к УФСБ России по Самарской области об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации вреда, причиненного здоровью, взыскании образовавшейся задолженности. В обоснование поданного иска истец указал, что является участником последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году. В соответствии Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" ему выплачивается ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление. Просил с учетом уточнений признать за ним право на индексацию указанных компенсации за период с 01 июля 2000 года по 31 января 2021 года, обязать УФСБ России по Самарской области назначить с 01 ноября 2020 года ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 2432, 14 рублей и ежегодную компенсация на оздоровление за 2020 год в сумму 3648, 24 рубля, взыскать с ответчика задолженность по выплатам по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по 31 октября 2020 года в сумме 258501, 06 рублей, по выплатам по ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с 2000 года по 2020 год в сумме 32876, 71 рубля.
Определением суда по ходатайству ответчика к участию в дело в качестве соответчика привлечено ФЭУ СОД ФСБ России.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 18 ноября 2020 года исковые требования Кузнецова Анатолия Васильевича к УФСБ России по Самарской области, ФЭУ СОД ФСБ России об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление, взыскании образовавшейся задолженности удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 марта 2021 года решение Самарского районного суда г. Самары от 18 ноября 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Кузнецовым А.В, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения по делу.
Истец Кузнецов А.В. в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований.
Представитель ответчика по доверенности Ананьева Н.А. возражала против доводов кассационной жалобы, просила оставить судебные акты без изменения.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Кузнецова А.В, возражения представителя ответчика по доверенности Ананьевой Н.А, заключение прокурора Сальникова А.А, полагавшего судебные акты правильными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Кузнецов А.В. является участником ликвидации следствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что также подтверждается удостоверением серии Р N.
Согласно справке Управления ФСБ России от 16 ноября 2020 года Кузнецов А.В. получает пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", как пенсионер Министерства безопасности Российской Федерации, с 06 мая 2001 года.
Также Кузнецов А.В. пользуется мерами социальной поддержки в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, в справке указан размер индексации ежемесячной денежной индексации на приобретение продовольственных товаров за период с 29 мая 2004 года по 2020 год, а с 1 февраля 2020 года размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров составил 646, 88 руб, что соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации РФ от 29 января 2020 года N "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году".
Суд, проверив размеры фактически выплаченных сумм компенсаций и сравнив их с суммами, подлежавшими выплате, пришел к выводу об отсутствии задолженности Управления ФСБ России по Самарской области перед Кузнецовым А.В. за период с 29 мая 2004 года по настоящее время.
Суд апелляционной согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что учитывая, что компенсационные выплаты, начиная с 29 мая 2004 года выплачиваются Кузнецову А.В. в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации, то есть с учетом индексации, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения обязанности на УФСБ России по Самарской области по индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 29 мая 2004 года по 31 октября 2020 года.
Так же согласился с тем, что Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости признания за истцом права на индексацию и индексации компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной материальной помощи на оздоровление за период с 06 мая 2001 года по 28 мая 2004 года со взысканием задолженности в размере 16 407 76 руб. и 2051, 7 руб. соответственно, поскольку в указанный период в установленном законом порядке индексация не осуществлялась.
Кроме того, поскольку УФСБ России по Самарской области обладало информацией об участии Кузнецова А.В. в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции обоснованно назначил Кузнецову А.В. ежегодную компенсацию на оздоровление в соответствии с заявленными требованиями с ноября 2020 года, с учетом индексаций, установленных Правительством РФ (в 2020г. в размере -970, 38 руб.).
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.
Им гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб, предусмотренная пунктом 3 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N.
В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 названного Закона, ежегодно выплачивается компенсация на оздоровление в размере 300 руб.
Частью 3 статьи 5 названного Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 5 названного Закона (в ред. Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ) размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
В силу указанной нормы закона размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ в статьи 15 и 40 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 300 руб.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171 и от 21 декабря 2007 года N 914, от 16 декабря 2009 года N 1024, от 21 декабря 2010 года N 1079, от 8 декабря 2011 года N 1019, от 4 декабря 2012 года N 1255, от 19 декабря 2013 года N 1189, от 18 декабря 2014 года N 1411, утверждены Правила индексации в 2004 по 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.
При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен. Так, названные компенсации индексируются путем повышения фиксированного размера исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации.
Названными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. После 1 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя. Судами правильно истолкованы и применены к спорным отношениям нормы материального права, подлежащие применению, в том числе учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно механизма индексации ежемесячных выплат.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном неприменении положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены им применительно к установленным обстоятельствам, не опровергают выводы апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права. В апелляционном определении подробно изложены мотивы принятого решения по существу спора.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Самарского районного суда г. Самары от 18 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 марта 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Кузнецова Анатолия Васильевича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.