Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1154/2020 по иску ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" к Ковалеву Андрею Владимировичу о возмещении затрат на обучение
по кассационным жалобам ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и Ковалева Андрея Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения представителя истца ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" по доверенности Курдюкову Е.А, ответчика Ковалева А.В. и его представителя Миролевича А.В, поддержавших доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" обратилось в суд к Ковалеву А.В. с иском о взыскании в счет возмещения затрат, связанных с обучением работника, денежных средств в размере 1 263 364 руб. 27 коп. и расходов по уплате госпошлины в сумме 14 516 руб. 82 коп.
Требования мотивированы тем, что 2 апреля 2007 г. Ковалев А.В. был принят на работу в ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" на должность бортового инженера авиационной эскадрильи воздушных судов ТУ-154 летного отряда N 63 и с ним заключен трудовой договор N 525 от 2 апреля 2007 г. Приказом N 125.11/1-14/л от 20 января 2015 г. ответчик был переведен на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов. 10 августа 2015 г. между ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и Ковалевым А.В. был заключен ученический договор N 582/525, в соответствии с которым ответчик был направлен на переобучение по программе переподготовки на самолет SSJ-100 в качестве второго пилота. Приказом 125.11/1-1866/у от 27 ноября 2015 г. Ковалев А.В. был допущен к вводу в строй в качестве второго пилота ЛО ВС SSJ-100 по варианту N 6. Приказом N 125.11/1-1200/л от 17 мая 2016 г. Ковалев А.В. в связи с окончанием переобучения был переведен на должность второго пилота летного отряда воздушных судов SSJ-100. По условиям ученического договора Ковалев А.В. обязался проработать в ПАО "Аэрофлот" не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности, однако приказом N 1447/л от 31 января 2019 г. ответчик на основании личного заявления был уволен с занимаемой должности по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ по инициативе работника, в связи с чем обязан возместить расходы работодателя, затраченные на его обучение, в сумме 1 263 364 руб. 27 коп.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 16 июля 2020 г. иск удовлетворён, постановлено: взыскать с Ковалева А.В. в пользу ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" денежные средства в размере 1 263 364 руб. 27 коп. в счет возмещения затрат на обучение, расходы по оплате государственной пошлины в размере 14 516 руб. 82 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 апреля 2021 г. решение Останкинского районного суда г. Москвы от 16 июля 2020 г. отменено, по делу принято новое решение, которым взыскано с Ковалева А.В. в пользу ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в счет возмещения затрат, связанных с обучением работника, денежная сумма в размере 274 089 руб. 17 коп. и расходы по уплате госпошлины в сумме 5 670 руб. 52 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" к Ковалеву А.В. отказано.
В кассационной жалобе представителем ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" по доверенности Курдюковой Е.А. ставится вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ответчика стоимости ввода в строй пропорционально неотработанному времени. По мнению кассатора, апелляционное определение вынесено при неправильном применении норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе ответчиком Ковалевым А.В. ставится вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения. По мнению кассатора, апелляционное определение вынесено при неправильном применении норм материального и процессуального права. Судом апелляционной инстанции были оставлено без надлежащей оценки его затруднительное материальное положение, необоснованно отказано в снижении взыскиваемых с него сумм.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены судебного акта.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 197 Трудового кодекса РФ определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 Трудового кодекса РФ.
Согласно статье 198 Трудового кодекса РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса РФ, согласно части первой которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть 2 статьи 199 Трудового кодекса РФ).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть 1 статьи 200 Трудового кодекса РФ).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с частью второй названной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, то по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Таким образом, из приведенных норм Трудового кодекса РФ следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников для нужд работодателя между работодателем и работником может заключаться в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Из абзацев первого и третьего пункта 1 статьи 52, абзаца первого пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса РФ и пункта 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 г. N 670, следует, что для получения соответствующего свидетельства лицу необходимо пройти подготовку по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в." области гражданской авиации, а затем проверку соответствия своих знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Федеральный законодатель в статье 54 Воздушного кодекса установилспециальное правовое регулирование подготовки специалистов, закрепив правило, согласно которому требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2), а также обязал осуществлять подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации исключительно по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию которых также устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4).
Приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", устанавливающие требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню" специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса РФ, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота) (пункт 3 Правил).
Программа подготовки кандидатов на получение свидетельств, квалификационных отметок должна содержать, в том числе продолжительность и режим занятий (общее количество учебных часов, максимальная продолжительность учебного дня в часах), этапы подготовки (теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка) (пункт 4).?
Программа подготовки, указанная в пункте 4 настоящих Правил, должна обеспечивать получение опыта, знаний и навыков (умений), установленных" федеральными авиационными правилами в отношении специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта РФ от 04 августа 2015 г. N 240 (зарегистрирован Минюстом России 04 сентября 2015 г, регистрационный N 38810) (пункт 5 Правил).
Правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, установлены Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 и разработанными в соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".
Согласно требованиям подпункта "г" пункта 5.12 и пункта 5.84 названных Правил планирование, организацию и проведение подготовки членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, разрабатывающий программы, по которым производится подготовка членов экипажей ВС, утверждает в Федеральном агентстве воздушного транспорта и издает в виде приложений к РПП (часть D "Подготовка авиационного персонала"). Программа считается выполненной с момента прохождения полного курса. Эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.
Согласно пункту 2.8 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, обладатель квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.7 настоящих Правил, должен приобрести под контролем инструктора опыт на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере.Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 (пункт 2.5 Правил).
Свидетельства авиационного специалиста выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в установленном порядке, и проверку соответствия из знаний, навыков и опыта, возраста и состояния здоровья требованиям ФАП. В свидетельстве указываются, в том числе, квалификационные отметки (тип воздушного судна, допуск к полетам по приборам, допуск к инструкторской работе, ограничение допуска к полетам только в качестве второго пилота).
В соответствии с требованиями пункта 25 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246, эксплуатант организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций; осуществляет организацию и проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами; разработку и реализацию программ подготовки членов экипажей воздушных судов.
Таким образом, планирование, организацию и проведение подготовки (переподготовки) членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, то есть в данном случае - работодатель, который разрабатывает программы, в соответствии с которыми проводится переподготовка членов ВС, и утверждает эти программы в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Эксплуатант осуществляет допуск членов летных экипажей воздушных судов к выполнению своих функций, организовывает проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами, разрабатывает и реализовывает программы подготовки членов экипажей воздушных судов. При этом в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил программа переподготовки кандидатов на получение свидетельств или квалификационных отметок включает в себя следующие этапы подготовки: теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка). После успешного прохождения теоретической и тренажерной подготовки авиационный персонал эксплуатанта с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна в свидетельство пилота приобретает под контролем пилота-инструктора практический опыт и демонстрирует умение и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушного судна, которые отвечают обязанностям командира воздушного судна или второго пилота. Программа подготовки членов летных экипажей по решению эксплуатанта может включать летную подготовку как в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту, так и летную подготовку в рейсовых условиях. Завершается подготовка членов летного экипажа квалификационной проверкой и изданием эксплуатантом организационно-распорядительного документа о допуске членов летного экипажа воздушного судна к выполнению функций в качестве командира воздушного судна или второго пилота.
Из совокупного толкования приведенных выше норм права следует, что одним из обязательных условий ученического договора являются условия о размере оплаты в период ученичества. По соглашению сторон в ученический договор могут включаться иные условия, не противоречащие закону и соглашению сторон. При этом условия договора не должны вызывать сомнений в их толковании и применении.
В силу приведенных выше правовых норм ввод в строй членов летного экипажа осуществляется в соответствии с утвержденной уполномоченным органом программой эксплуатанта, которая может включать в себя летную подготовку как в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту, так и летную подготовку в рейсовых условиях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом N 1541/л от 26 марта 2007 г. Ковалев А.В. был принят на работу в ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" на должность бортового инженера авиационной эскадрильи воздушных судов ТУ-154 летного отряда N 63 и с ним заключен трудовой договор N 525 от 02 апреля 2007 г.
Согласно пункту 5.1 трудового договора работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в порядке, установленном ТК РФ.
Пунктом 6.2 трудового договора установлено, что работодатель обязан обеспечить, повышение профессиональной подготовки и квалификации в порядке, предусмотренном правовыми актами государственных органов гражданской авиации России и действующими нормативными актами ОАО "Аэрофлот".
Приказом N 125.11/1-14/л от 20 января 2015 г. Ковалев А.В. был переведен на должность пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов).
10 августа 2015 г. между ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и Ковалевым А.В. был заключен ученический договор N 582/252 на переподготовку на новый тип ВС SSJ-100, начало переподготовки 12 августа 2015 г. Предметом договора являлась переподготовка на самолет SSJ-100 в качестве второго пилота (пункта 1.3). Переподготовка проводится в ДПАП (пункт 1.4).?
Согласно пункту 1.6 ученического договора завершением переподготовки является дата окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности.
Стороны согласились с тем, что переподготовка включает в себя самостоятельные этапы обучения: теория, тренажерная подготовка, аэродромная подготовка\летная подготовка на тренажере, наземная подготовка по вводу в строй, а также ввод в строй в рейсовых условиях.
Этапы следуют один за другим или могут быть организованы через некоторые промежутки времени (не более двух месяцев) в зависимости от производственных возможностей работодателя и (или) уважительных причин работника (пункт 1.7 ученического договора).
По окончании переподготовки работник получает квалификацию второго пилота SSJ-1OO и переводится на должность второго пилота SSJ-1OO (пункт 1.9).
В соответствии с пунктом 2.1.4 ученического договора Ковалев А.В. принял на себя обязательство проработать в ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй по специальности.
Ковалев А.В. также обязался возместить работодателю денежные средства, затраченные на его переподготовку, в соответствии с пунктами 5.1.1 - 5.1.3 в случаях:, увольнения работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения? установленного настоящим договором срока обязательной работы; нарушения трудовой дисциплины, совершения других виновных действий, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрено увольнение с работы; отчисления работника за неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины; отказа от перевода на должность в соответствии с пунктом 1.9.
Уважительными причинами увольнения являются: перевод одного из членов семьи на работу в другую местность, направление мужа\жены на работу (службу) за границу или переезд; болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за больными близкими родственниками, подтвержденная документально; избрание на должности, замещаемые по конкурсу; призыв на военную службу; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в соответствии с пунктом 7 настоящего договора (пункт 2.1.5 ученического договора).
Исходя из раздела 4 ученического договора стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет 1 730 300 руб.
Стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты и составляет 16 350 руб./час, но не менее 1 635 000 руб./ курс.
Согласно пункту 5.1 ученического договора если работник без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, он в соответствии со статьей 207 Трудового кодекса РФ возмещает работодателю: стоимость переподготовки в соответствии с разделом 4 настоящего договора, затраты на дополнительную подготовку, иные расходы, связанные с переподготовкой, подтвержденные соответствующими документами.
Возмещение денежных средств, затраченных на переподготовку работника работодателем (пункты 5.1.1 - 5.1.3), производится путем внесения работником суммы долга, пропорционально времени, не отработанному работником в соответствии с пунктом 2.1.4 наличным платежом в кассу департамента бухгалтерского учета (пункт 5.2 ученического договора).
Пунктом 7.1 ученического договора определено, что ни одна из сторон не будет нести ответственности за выполнение своих обязательств по настоящему договору в срок, если неисполнение будет являться следствием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, возникающих в период действия, настоящего договора, на которые затронутая ими сторона не может реально воздействовать, и которые она не могла реально предвидеть (в том числе наводнения, землетрясения, извержения вулкана и иные стихийные бедствия, войны и военные действия, блокады, запрещение импорта или экспорта, изменения законодательства).?
Приказом N 125.11/1-1139/у от 11 августа 2015 г. Ковалев А.В. в период с 12 августа 2015 г. по 02 декабря 2015 г. был направлен в Департамент подготовки авиационного персонала ПАО "Аэрофлот" (ДПАП) для прохождения теоретической и тренажерной подготовки, которая была продлена до 26 ноября 2015 г. (приказ N 125.11/1-1699/у от 01 декабря 2015 г.) на основании рапорта директора ДПАП.
Приказом N 151-1648 от 27 ноября 2015 г. постановлено считать Ковалева А.В. окончившим наземную и тренажерную подготовку и выдать ему сертификат об окончании переучивания. В последующем Ковалеву А.В. был выдан сертификат N 089212.
Приказом N 125.11/1-1700/у от 01 декабря 2015 г. Ковалев А.В. для прохождения наземной подготовки по плану ввода в строй был перемещен в летный отряд ВС SSJ-100 до окончания ввода в строй.
По окончании теоретического и тренажерного обучения приказом N 125.11/1- 1866/у от 30 декабря 2015 г. Ковалев А.В. был допущен к вводу в строй в качестве второго пилота ЛО ВС SSJ-100 по варианту N 6 согласно ППЛС RRJ-95 в период с 27 декабря 2015 г. по 31 марта 2016 г.
По окончании прохождения программы ввода в строй (приказ N 125.11/1-811/у от 20 мая 2016 г.), по результатам контрольно-проверочного полета, на основании представленных документов, результатов проверки теоретических знаний и практической работы, решением Местной квалификационной комиссии ПАО "Аэрофлот" (протокол от 17 мая 2016 г. N 20) в летное свидетельство Ковалева А.В. была внесена квалификационная отметка "второй пилот ВС RRJ-95".
Приказом N 125.11/1-1200/л от 17 мая 2016 г. Ковалев А.В. был переведен на должность второго пилота летного отряда воздушных судов SSJ-100 с 18 мая 2016 г.
Приказом N 1447/л от 31 января 2019 г. Ковалев А.В, на основании личного заявления от 30 января 2019 г, был уволен с занимаемой должности по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ по инициативе работника.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из отсутствия уважительных причин увольнения Ковалева А.В. и доказанности понесенных работодателем по ученическому договору расходов, связанных с переподготовкой и стажировкой ответчика в рейсовых условиях. При этом суд согласился с позицией истца и счел доказанным размер расходов, понесенных работодателем в связи с обучением Ковалева А.В, указав, что доказательства полного или частичного погашения задолженности ответчиком не представлены.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не согласилась с данными выводами суда, указав на то, что выводы суда первой инстанции основаны на ошибочном толковании норм материального права и сделаны без учета и исследования всех юридически значимых для дела обстоятельств. В нарушение требований части 2 статьи 56 ГПК РФ суд первой инстанции не проверил правильность представленного истцом (работодателем) расчета расходов, понесенных им на переподготовку Ковалева А.В, фактически обосновав свои выводы об удовлетворении в полном объеме заявленных ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" исковых требований представленным истцом расчетом; выводы суда первой инстанции об обстоятельствах, имеющих юридическое значение, не подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.
Также судебная коллегия указала, что делая вывод о доказанности несения истцом расходов на обучение ответчика, суд первой инстанции никак не мотивировал и не обосновал размер взыскиваемой с ответчика денежной суммы в размере 1 263 364 руб. 27 коп, не применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении и разрешении настоящего спора.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения о взыскании с Ковалева А.В. в пользу ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" расходов на подготовку (наземная, тренажерная и аварийно-спасательная) по ученическому договору N 582/525 от 10 августа 2015 г. в размере пропорционально неотработанному времени в сумме 247 052 руб. 48 коп. и расходов по уплате государственной пошлины в размере 5 670 руб. 52 коп, в остальной части исковые требования ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемого судебного постановления, находит, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебной инстанцией дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационных жалоб повторяют позицию заявителей по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассаторов с оценкой, данной судом апелляционной инстанции представленным доказательствам, а также с выводами судебной коллегии об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке апелляционного определения, принятого по этому делу.
Оснований для применения статьи 250 Трудового кодекса РФ судом не установлено, в связи с чем доводы Ковалева А.В, приведенные в обоснование отмены обжалуемого судебного постановления и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, не могут быть приняты во внимание.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и Ковалева Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.