Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анфаловой Е.В, судей Брянцевой Н.В, Рассказовой Г.В, при ведении протокола судебного заседания секретарем Зверевой А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-220/2021 (УИД 34OS0000-01-2021-000125-46) по административному исковому заявлению Хохловой Валерии Сергеевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе комитета строительства Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 14 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
16 марта 2021 г. Хохлова В.С. посредством почтового отправления обратилась в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование административного иска указала, что решением Центрального районного суда г. Волгограда от 15 февраля 2018 г. на комитет строительства Волгоградской области возложена обязанность предоставить Хохловой В.С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям площадью не ниже социальной нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на территории городского округа город-герой Волгоград Волгоградской области в порядке очередности, установленной списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Судебное постановление вступило в законную силу, исполнительное производство возбуждено 16 апреля 2018 г, однако решение должником до настоящего времени не исполнено, несмотря на то, что с даты вступления решения суда в законную силу прошло более двух лет. Неисполнение судебного акта в разумный срок нарушает права Хохловой В.С, поскольку она не может получить гарантированное ей государством жилье, в связи с чем просила взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 руб.
Решением Волгоградского областного суда от 14 мая 2021 г. удовлетворены частично административные исковые требования Хохловой В.С, присуждена за счет средств казны Волгоградской области компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 45 000 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе административный истец комитет строительства Волгоградской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт указывает, что возложенная решением Центрального районного суда г. Волгограда от 15 февраля 2018 г. на комитет строительства Волгоградской области обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в порядке очередности, установленной списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не возникла, поскольку очередь на обеспечение жилым помещением административного истца не наступила, в связи с чем, право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки не нарушено, основания для присуждения компенсации отсутствуют. Полагает, что судом первой инстанции неверно определен предмет и срок исполнения решения суда, что привело к неправильной оценке фактических обстоятельств и признании комитета нарушившим исполнение решения суда при отсутствии к тому необходимых условий и правовых оснований.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Хохлова В.С. просила решение Волгоградского областного суда от 14 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный истец Хохлова В.С, административный ответчик комитет финансов Волгоградской области, административный ответчик комитет строительства Волгоградской области, заинтересованное лицо администрация Волгоградской области, заинтересованное лицо УФССП по Волгоградской области, заинтересованное лицо межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Волгоградской области, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
Учитывая, что указанные лица о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, электронной и заказной почтой, а также путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном интернет-сайте, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определилрассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы настоящего административного дела, гражданского дела N 2-927/2018, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (части 1, 2 статьи 46).
Право на судебную защиту - как по буквальному смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации, так и по ее смыслу во взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права - является неотчуждаемым правом каждого человека.
Закрепляющая данное право статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном единстве со статьями 17 - 19 Конституции, из содержания которых следует, что государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось, что судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановления от 30 июля 2001 г. N 13-П, от 15 января 2002 г. N 1-П, от 14 мая 2003 г. N8-П, от 14 июля 2005 г. N 8-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 26 февраля 2010 г. N 4-П и от 14 мая 2012 г. N 11-П).
Предусмотренное Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. право на судебную защиту, включающее, в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.
Правовое регулирование вопросов присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок осуществляется Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о компенсации взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства.
Пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Согласно статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Исходя из изложенного, возникновение права на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок обусловлено неисполнением судебного акта в установленные сроки, исчисление которых начинается с момента предъявления исполнительного листа к исполнению и продолжается до окончания производства по исполнению судебного акта.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что решением Центрального районного суда г. Волгограда от 15 февраля 2018 г. удовлетворено частично исковое заявление Хохловой В.С, на комитет строительства Волгоградской области возложена обязанность предоставить Хохловой В.С. благоустроенное жилое помещение, отвечающим санитарным и техническим требованиям площадью не ниже социальной нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на территории городского округа город-герой Волгоград Волгоградской области в порядке очередности, установленной списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
4 апреля 2018 г. Хохловой В.С. выдан исполнительный лист серии ФС N, который 12 апреля 2018 г. предъявлен в межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Волгоградской области (л.д. 31-32 том 1).
16 апреля 2018 г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N (л.д. 30 том 1).
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлялись требования об исполнении решения суда, составлялся протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответчик предупреждался об уголовной ответственности в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления.
С административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок Хохлова В.С. обратилась в Волгоградский областной суд 16 марта 2021 г. посредством почтового отправления через Центральный районный суд г. Волгограда.
На момент подачи административного искового заявления (16 марта 2021 г.) судебное постановление о возложении обязанности на комитет строительства Волгоградской области предоставить истцу жилое помещение не исполнено, исполнительное производство не окончено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта составила 2 года 11 месяцев 4 дня, в связи с чем срок исполнения вступившего в законную силу решения суда от 15 февраля 2018 г. не является разумным, а действия комитета строительства Волгоградской области не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
При оценке действий должника, суд первой инстанции учел степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения, причины неисполнения решения суда в установленный законом срок, предпринимаемые меры для исполнения решения суда, а также социальную значимость принятого судом решения о фактическом обеспечении жилым помещением лица, относящегося к категории детей-сирот.
Судом, верно указано, что право истца на получение благоустроенного жилого помещения, гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия финансирования, сроков процедур по закупке жилых помещений и стоимости жилых помещений, установленных нормативными актами, а также от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от предпринятых действий по исполнению обязательств перед третьими лицами, в связи с чем доводы административного ответчика в указанной части являются несостоятельными, поскольку не подтверждают наличие непреодолимых препятствий для исполнения решения суда.
Представленные ответчиками в обоснование доводов возражений на иск письменные доказательства, сводятся только к принятию решений распорядительного характера, которые не свидетельствуют о мерах, направленных на фактическое исполнение решения суда и реальной возможности восстановления жилищных прав административного истца, в то время как продолжительность исполнения судебного акта к моменту разрешения спора составила около трех лет.
Судом первой инстанции правильно определен период неисполнения судебного акта, который подлежит исчислению с даты предъявления исполнительного листа к исполнению, т.е. 12 апреля 2018 г, и до даты обращения в суд - 16 марта 2021 г. (2 года 11 месяцев 4 дня), что согласуется с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", в редакции, действующей на дату рассмотрения судом административного дела.
Судом обоснованно отклонены доводы комитета строительства Волгоградской области о том, что срок исполнения решения суда не наступил ввиду указания в судебном акте на предоставление жилого помещения в порядке очередности.
Очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан, не предусмотрена федеральным законодательством, а также нормативно-правовыми актами Волгоградской области.
Данный вывод суда основан на положениях части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статьи 1 и 3 Закона Волгоградской области от 5 февраля 2013 г. N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области", постановления правительства Волгоградской области 19 марта 2013 г. N 109-П "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 г. N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области" и согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.
В связи с чем, суждения суда первой инстанции о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок и наличии оснований для присуждения компенсации являются правильными.
Определяя размер денежной компенсации в размере 45 000 руб. за период с 12 апреля 2018 г. по 16 марта 2021 г, суд обоснованно исходил из положений части 2 статьи 2 Закона о компенсации, согласно которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, должно быть соразмерно требованиям заявителя, обстоятельствам дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения, значимости его последствий.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, оценивая критерии соблюдения требования исполнения в разумный срок при исполнении решений, касающихся предоставления квартиры, указанный процесс может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Однако, при этом если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в которой лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда от 16 сентября 2010 г. "Дело" К. и другие (жилье для военнослужащих) (Kravchenko et autres (logements militaires) против Российской Федерации").
При этом суд учел значимость последствий нарушения для Хохловой В.С. приняв во внимание, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также то, что нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок имело место по причинам, не зависящим от административного истца.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен судом в соответствии с требованиями части 2 статьи 2 Федерального закона N 68-ФЗ. При этом суд обоснованно исходил из того, что требуемая сумма в размере 200 000 руб. является чрезмерной, и пришел к правильному выводу о присуждении заявителю компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 45 000 рублей.
Доказательств несоответствия установленного судом размера компенсации последствиям допущенного нарушения материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции правильно определилимеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, вынес решение в соответствии с положениями закона.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене или изменению решения, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волгоградского областного суда от 14 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета строительства Волгоградской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.