Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Поповой Е.И, Ивановой Ю.В.
при секретаре
В.А.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-2334/2021 по апелляционной жалобе О.А.С. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 03 февраля 2021 года по административному иску О.А.С. к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения административного истца О.А.С, возражения представителя административного ответчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Мироненко Т.А. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
О.А.С. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от "дата" об отказе в принятии истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование административного иска О.А.С. указала, что обратилась в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке её на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако решением названной районной администрации от "дата" в принятии на учёт было отказано с указанием на то, что ко дню принятия жилищной комиссией районной администрации оспариваемого решения не истек предусмотренный статьей 53 ЖК Российской Федерации пятилетний срок, исчисляемый со дня совершения действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
По мнению О.А.С, решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга незаконно, поскольку выезд истца из квартиры "адрес", а также соответствующее изменение регистрации по месту жительства являлись вынужденной мерой в связи с тем, что с регистрационного учета в квартире "адрес" О.А.С. снята на основании решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", которым истец признан утратившей права пользования данным жилым помещением.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 03 февраля 2021 года, в удовлетворении административного иска О.А.С. отказано.
В апелляционной жалобе О.А.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно справке о регистрации, оформленной "дата", О.А.С. с "дата" зарегистрирована по месту жительства в квартире "адрес", общей площадью 41, 20 м2 (т. Л.д. 8).
Кроме истца, в этой же квартире зарегистрированы по месту жительства мать истца - Фомина А.В. и супруг матери - Крайнюков Е.С.
Указанная квартира на праве собственности принадлежит Крайнюкову Е.С.
Решением Приморского районного суда, принятым "дата" по гражданскому делу N.., вступившим в законную силу, О.А.С. признана утратившей право пользования квартирой "адрес" (л.д. 10-11).
На основании указанного решения суда О.А.С. "дата" снята с регистрационного учета по данному адресу (л.д. 8).
С "дата" О.А.С. зарегистрирована по месту жительства в одиннадцатикомнатной коммунальной квартире "адрес", что подтверждается соответствующе справкой о регистрации (л.д. 9).
Семья истца занимает в квартире две жилых комнаты площадью 24, 30 м2 (11, 70 м2 + 12, 60 м2) - л.д. 9.
"дата" О.А.С. через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратилась в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии её на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 38-39).
Письмом заместителя главы администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от "дата" N... О.А.С. уведомлена об отказе в принятии её на указанный вид учёта со ссылкой на основание, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации", - не истёк предусмотренный статьей 53 названного Кодекса срок с момента совершения действий направленных на ухудшение жилищных условий.
Из этого же письма районной администрации следует, что жилищная комиссия при рассмотрении "дата" вопроса о наличии правовых оснований для принятия истца на учёт (л.д. 22), приняла во внимание следующие обстоятельства: О.А.С. в составе семьи из трёх человек была зарегистрирована по месту жительства в квартире "адрес", общей площадью 41, 20 м2, однако на основании решения суда истец снята с регистрационного учёта по указанному адресу и "дата" зарегистрирована по месту жительства в квартире "адрес", занимая при этом две комнаты жилой площадью 24, 30 м2 в составе семьи из восьми человек, чем намеренно ухудшила жилищные условия, в связи с чем, право на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях с учетом требований статьи 53 ЖК Российской Федерации у О.А.С. не имеется (л.д. 5-6).
Отказывая в удовлетворении административного иска О.А.С. суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку ко дню принятия жилищной комиссией районной администрации оспариваемого решения не истек предусмотренный статьей 53 ЖК Российской Федерации пятилетний срок, исчисляемый со дня совершения действий, направленных на ухудшение жилищных условий, постольку оснований для принятия истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не имелось.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы (пункт 2 части 1).
Отношения, связанные с учётом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан).
Согласно части 2 статьи 1 названного выше Закона Санкт-Петербурга, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определённого места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а также признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 этого же Закона Санкт-Петербурга.
Порядок принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен статьёй 7 указанного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан, для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган: заявление о принятии на учёт; паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства; документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет; документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями; документы, подтверждающие право гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, а также иные документы в предусмотренных законом случаях.
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учета граждан, учётная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
В соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, не истечение предусмотренного статьей 53 данного Кодекса срока является самостоятельным основанием для отказа в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 ГК РФ, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (Определения от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О, от 29 мая 2012 года N 924-О, от 18 октября 2012 года N 1842-О, от 24 декабря 2012 года N 2363-О, от 16 июля 2013 года N 1190-О, от 24 декабря 2013 года N 1975-О, от 25 января 2018 года N 90-О).
Снятие О.А.С. с регистрационного учета по месту жительства в квартире "адрес" связано с принятием Приморским районным судом Санкт-Петербурга "дата" по гражданскому делу N... решения о признании истца утратившей права пользования указанной квартирой.
При этом судом первой инстанции не учтено, что в ходе рассмотрения Приморским районным судом Санкт-Петербурга указанного гражданского дела О.А.С. возражала против снятия её с регистрационного учета, хотя и пояснила, что по адресу указанной квартиры она не проживает (л.д. 10).
О.А.С. не приходится дочерью Крайнюкову Е.С. - собственнику квартиры "адрес"; вселялась в квартиру "адрес" к своему супругу Обертас И.А, брак с которым зарегистрирован "дата" (л.д. 39) и сыну О.В. "дата" года рождения (л.д. 57), в связи с чем действия О.А.С, связанные в вселением в квартиру по указанному выше адресу, нельзя признать совершёнными исключительно с намерением ухудшить свои жилищные условия в целях дальнейшей постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Несмотря на то, что Закон Санкт-Петербурга о порядке ведения учёта граждан непосредственно не регулирует отношения, вытекающие из факта вселения супруга в жилое помещение к другому супругу, когда занимаемая супругами площадь жилого помещения становится менее учётной нормы, на предмет искусственного создания такой ситуации, в рассматриваемом случае и с учётом установленных по данному делу обстоятельств, в соответствии с частью 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по аналогии закона подлежит применению положение части 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" не расценивающее вселение супругов и их несовершеннолетних детей в качестве действий, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий в результате которых уменьшилась их жилищная обеспеченность.
Принимая во внимание приведённые выше обстоятельства, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела (пункты 1, 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации).
Учитывая, что в отношении соответствия прочих представленных О.А.С. в администрацию района документов требованиям Закона Санкт-Петербурга о порядке ведения учета граждан в оспариваемом решении районной администрации не приведено, в качестве меры по восстановлению нарушенного права данным судебным решением не представляется возможным возложить на администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга обязанность принять О.А.С. на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Заявление О.А.С. должно быть повторно рассмотрено жилищной комиссией администрации Красносельского района Санкт-Петербурга с учётом выводов, изложенных в данном апелляционном определении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 03 февраля 2021 года по административному делу N 2а-2334/2021, отменить.
Признать решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 09 октября 2020 года об отказе О.А.С. в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным.
Обязать администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга повторно рассмотреть заявление О.А.С. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.