Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей Н.С. Кирпиковой, Р.Б. Михайловой, при секретаре фио, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционным жалобам Н.А. Лактюшина, ФСИН России на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 9 декабря 2020 года по административному иску Н.А. Лактюшина к ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, УСТАНОВИЛА:
Н.А. Лактюшин обратился в суд с исковым заявлением к ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с требованием о взыскании с ответчика компенсации в размере сумма, ссылаясь на ненадлежащие условия содержания под стражей.
В качестве ненадлежащих условий содержания указал на проживание в здании, которое находиться в аварийном состоянии; недостаточность жилого пространства, так как на одного заключённого в отряде приходилось, как правило, не более 1, 5 кв.м. жилой площади; отсутствие функционирующей системы канализации и водопровода; отсутствие в помещении камер системы принудительной вентиляции; нарушение приватности и отсутствие унитаза в камере; ограничение подачи воды в камеру; недостаточная освещенность камер; недостаточность инвентаря и времени для принятия гигиенических процедур в душевых комнатах; ненадлежащая медицинская помощь; нарушение требований к поддержанию комнатной температуры в помещениях камер; наличие дежурного ночного освещения в камере; наличие в помещениях камер грызунов.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 9 декабря 2020 года постановлено: признать незаконным бездействие ФКУ ИК-11 ФСИН России по Нижегородской области, заключающееся в необеспечении надлежащих условий содержания Лактюшина... в исправительном учреждении.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу Лактюшина... компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере сумма.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу Лактюшина... расходы на представителя в размере сумма.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
В апелляционной жалобе Н.А. Лактюшин просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о несправедливости размера присужденной компенсации.
ФСИН России, оспаривая решение суда, указывал в апелляционной жалобе на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседании судебной коллегии представитель Н.А. Лактюшина по доверенности Р.Н. Петров, участвовавший в рассмотрении дела посредством видеоконференции, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФСИН России, ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Как следует из материалов административного дела, Н.А. Лактюшин, отбывая наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в период с 19 марта 2012 по 28 февраля 2017 года, содержался в общих и одиночных камерах.
Освобожден условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы на основании постановления Борского городского суда Нижегородской области от 17 февраля 2017 года.
Нарушения условий содержания нашло свое подтверждение в истребованных судом представлениях об устранении закона в деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области, вынесенными Прокуратурой Нижегородской области наличие нарушений в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области положений статей 82, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 72-114).
В соответствии с пунктом 3 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказания, утвержденного приказом Минюста Росси от 30 декабря 2005 года N 259, отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в исправительном учреждении в пределах 50-100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
В нарушение требований приведенного приказа, численность осужденных в отряде N 5 превышала 100 человек.
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области в нарушение требования ч. 3 ст. 101 УИК, пункта 12.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 года N 31 "О введении в действие санитарных правил" СП N 2.3.6.1079-01 "Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06 ноября 2001) (Зарегистрировано в Минюсте России 07 декабря 2001 года N 3077, действующего в период спорных правоотношений) в помещении комнаты приема пищи участка колонии-поселения допускалось наличие вредных членистоногих - тараканов (том 1 л.д. 72).
Не соблюдались пункты 3.1, 4.6. СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 7 сентября 2001 года (действующие в период спорных правоотношений). Складские помещения - хранения муки, овощехранилище, продовольственный склад не оборудованы централизованным водоснабжением. Помещения складов: продовольственного и хранения муки не обеспечены отоплением. Кровельное покрытие продовольственного склада требует проведения капитального ремонта. В помещении моечного цеха столовой для осужденных требуется косметический ремонт пола, в нарушение п. 5.5. СП 2.3.61079-01. В помещении хлебореза столовой необходимо частично провести замену имеющихся лотков для хлеба на новое (том 1 л.д. 72).
В нарушение требований ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и п.5.6 и 5.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" в перевязочных, процедурных, кабинетах, требующих соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего персонала не установлены умывальники с локтевыми (бесконтактными, педальными) управлениями и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков. Кабинеты медицинской части, где проводится обработка инструментов, не оборудованы отдельными раковинами для мытья рук и инструментария.
В стационаре медицинской части на 12 коек не оборудована комната приема пищи на 6 посадочных мест, что является нарушением требований п.53 СП 17-02 (Минюста России утвержденный приказом Минюста РФ от 02 июня 2003 года N 130 ДСП "Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС МЮ РФ".
В нарушение ст. 82 УИК, п. 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 03 ноября 2005 года N 205, в жилых помещениях практически всех отрядов, а также общежития участка колонии-поселения осужденные практически повсеместно хранили предметы индивидуального пользования не в специально отведенных помещениях, а в сумках на полу спальных помещений и под кроватями (том 1 л.д. 73).
Согласно представлению Прокурора Нижегородской области от 18 октября 2012 года, в ФКУ ИК-11 ГУФСИН ФИО5 по Нижегородской области не налажено должное материально-бытовое обеспечение осужденных, не соблюдена норма обеспеченности осужденных санитарным оборудованием, предметами мебели, результате одним умывальником либо санитарным узлом пользуются от 20 до 30 человек. В отрядах колонии размер жилой площади составляет 1, 3 до 1, 4 кв.м. на человека. Санитарное состояние палат для больных в ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области не соответствует установленным требованиям, не предусмотрено время для амбулаторного приема осужденных в медицинских частях в нарушение ч. 2 ст. 101 УИК (том 1 л.д. 100-109).
Представлением Нижегородского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 30 декабря 2014 года N 4-2-2014 подтверждаются доводы административного истца Лактюшина Н.А. о нарушении условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области а именно в нарушение ч. 3 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установленные нормы материально-бытового обеспечения в учреждении не выполняются.
В отрядах N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 не обеспечены рукомойниками по заявленной норме 1008 осужденных, что составляет 84, 5 % от общего числа осужденных.
Установлено превышение численности осужденных в отрядах ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области, установленная Положением об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказания, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года N 259.
В нарушение ст. 99 ч. 3 ст. 110 УИК РФ и п. 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказания, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря N 259, во всех отрядах колонии помещения для проведения воспитательной работы используются не по назначению - для проживания осужденных (том 1
л.д. 165-169).
В нарушении ст. 101 УИК и п. 43, 44 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17 октября 2005 года "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу", ежегодный профилактический осмотр проводился не всем осужденным, флюорографическое исследование некоторых осужденных проводилось реже, чем один раз в 6 месяцев, ЭКГ в плановом порядке не проводилось.
В помещениях стационара филиала "Медицинская часть N 6" ФКУЗ МСЧ-52 имелись дефекты в отделке стен, потолка и напольного покрытия, что затрудняло уборку, не обеспечивало необходимых условий содержания пациентов.
Выявлены многочисленные нарушения ст. 101 УИК а также Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и изданные в пенях его исполнения СанПиН 2.1.3.2630 - 10 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", СП 2.3.6.1066-01"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов". СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений", СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
В магазине для осужденных, расположенном на территории жилой зоны, установлено, что в нарушение требований ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п. 6.4, 7.5, 13.4, 13.5 СП 2.3.6.1066-01 при наличии психрометра, показания температуры и влажности не снимаются, осуществляется совместное хранение верхней и санитарной одежды, продавцы осуществляют торговлю в личной одежде. Кроме того, продукты с регламентируемым сроком хранения не более + 20 °С хранятся при температуре +24 С. В нарушение требований п. 5.4 СП 2.2.2844-11, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 марта 2011 года N 23 на уборочном инвентаре отсутствует маркировка, уборочный инвентарь для помещений хранится совместно с уборочным инвентарем для туалета.
При проверке организации питания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области не было выявлено нарушений законов при ведении документации, в то же время были выявлены многочисленные факты нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Так, в нарушение ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п. 5.4 СП 2.1.2.2844-11 и пунктов 5.9, 9.1, 2.1, 13.4 СП 2.3.6.1079-01 в раздевалке столовой жилой зоны на потолочном покрытии имеются дефекты, препятствующие проведению генеральной уборки и дезинфекции, часть работников столовой работали без головных уборов.
В моечном и варочном цехе имеются синантропные насекомые, в варочном цехе столовой отсутствует бактерицидная лампа над окнами выдачи готовых блюд. Контроль за качеством приготовления пищи не всегда осуществляется надлежащим образом. Так, питание осужденным 27 октября 2015 года было выдано без письменного разрешения медицинского работника и дежурного помощника начальника колонии.
В нарушение п. 3.2.1 СанПиН 22.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" в мясо-рыбном цехе часть ламп искусственного освещения не функционировала.
В нарушение ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктов N 7.5, 7.6, 7.13, 10.1, 10.2, 13.5СП 2.3.6.1066-01 в столовой промышленной зоны в комнате мойки посуды на потолке и стенах имеются следы выпадения рустов, с несоблюдением требований товарного соседства и температурного режима в овощном цехе в баке для заготовки и закваски капусты хранились котлеты, а также сырое и вареное мясо. В помещении варочного цеха мясные туши хранились навалом на полу, при этом на нем имеются повреждения плитки, в которых скапливается жир и грязь, затрудняющие проведение дезинфекции и влажной уборки помещения. В мясорыбном цехе в холодильной камере для рыбы хранились совместно сырая и готовая продукция (масло сливочное). Частично отсутствовала маркировка кухонной посуды. В помещении пекарни мешки с солью находились на полу без подтоварников и стеллажей, личные вещи осужденного, работающего пекарем, были развешаны непосредственно у печи для выпечки хлеба, был ослаблен контроль за соблюдением санитарных правил со стороны сотрудников учреждения. На продовольственном складе, в овощехранилище и складе для хранения муки уборка помещений проводится несвоевременно и некачественно, стены покрыты паутиной, требуется проведение генеральной уборки. На складе мешки с крупой хранятся в одной куче, вплотную к стенам (том 1 л.д. 79-92).
По указанным фактам было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно представлению от 14 декабря 2015 года N 17-04/33-2015, на территории исправительного учреждения, в открытом для доступе осуждённых колонии-поселения подсобном помещении, прилегающем к цеху по производству стеклопластиковой арматуры, было обнаружено 65 пятнадцатилитровых ведер без этикеток и даты выработки производителя, в которых содержались соленья огурцов, помидор и кабачков с признаками непригодности для употребления в пищу. Место, в котором были обнаружены продукты, явно не соответствовало условиям их хранения.
В помещении банно-прачечного комплекса камерная дезинфекция одежды осуждённых осуществлялась с нарушением установленного температурного режима.
Во всех отрядах исправительного учреждения помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению - для проживания осужденных. В комнате длительных свиданий отсутствует игровая детская комната (том 1 л.д. 79-92).
В 2016 году в ходе проведения Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях комплексной проверки деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области были выявлены аналогичные вышеуказанным нарушения действующего законодательства, отраженные в представлении от 17 июня 2016 года N 4-2-2016, а именно:
в нарушение ч.1 ст. 99 УИК при общей жилой площади 2611, 9 кв.м. установленный лимит наполнения колонии в 1319 человек фактически не соответствует реальным возможностям учреждения по размещению осужденных.
В нарушение ч. 3 ст. 99 УИК, Приложения 1 к приказу ФСИН России от 27 июля 2016 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", спальные помещения должны быть обеспечены рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных, это требование не соблюдается. Так, в нарушение ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктов 34, 35 таблицы 12 приказа Минюста РФ N 130 ДСП от 02 июня 2003 года "Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)" в учреждении отсутствует необходимое количество унитазов, лотковых писсуаров, ножных ванн.
Во всех отрядах ИК - 11 помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а именно используются для проживания осужденных. В холодильной установке цеха фактически использовалась в производстве печенья паста сметанная с заменителем молочного жира, не являющаяся продуктом, произведенным из молока. В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Технического Регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" в производственном цехе отсутствует оборудование (моечные ванны), которое дает возможность производить мойку и дезинфекцию производственного инвентаря. Дезинфекция столовой посуды проводится с нарушением инструкции применяемого дезинфицирующего средства по концентрации, раствор готовится не по инструкции.
В нарушение ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской часть работников столовой, жилой зоны работали без головных уборов.
В нарушение п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" в помещении и мясорыбного цеха в холодильной камере для хранения рыбы не соблюдается товарное соседство: хранится совместно сырая и готовая продукция (творог).
В помещениях стационара филиала "Медицинская часть N 6" ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России имеются дефекты в отделке, в столовой промышленной зоны в комнате мойки посуды на потолке и стенах имеются следы выпадения рустов, на продовольственном складе, овощехранилище и складе для хранения муки уборка помещений проводится несвоевременно и некачественно, стены покрыты паутиной, режим мытья торгового инвентаря (ножи, совки, доски) ручным способом не соблюдается, режим дезинфекции торгового инвентаря не проводится, моечные ванны для мытья торгового инвентаря отсутствуют, инструктивный материал применяемых средств для мытья и дезинфекции торгового инвентаря отсутствует, хранение круп осуществляется в не оборудованном складском помещении с отсутствием полового покрытия (засыпной), под подтоварниками много рассыпанного зерна и крупы, нет условий для проведения качественной уборки. На складе хранения муки не исправно искусственное освещение, что так же нарушает положения ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 93-99).
В 2017 году при проведении Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях комплексной проверки деятельности ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области были выявлены аналогичные вышеуказанным нарушения действующего законодательства, отраженные в представлении от 27 февраля 2017 года N 4-2-2017 (том 1 л.д. 150-154).
Осужденные отрядов NN, 2, 3, 4, 5, 6, в общей сложности 915 человек на момент проверки не обеспечены по установленной норме рукомойниками, что составляет 76, 3 % от общего числа осужденных, помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а именно используются для проживания осужденных. В нарушение ст. 101, ст.104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительном учреждении не надлежащим образом организован вывоз отходов производства, на площадке для сбора мусора отмечается скопление отходов производства. В колонии не соблюдается требования санитарии при приготовлении пищи для осужденных. В продовольственном складе уборка помещений проводится несвоевременно и некачественно, пол грязный, имеет выбоины.
Факты нарушений на момент содержания осужденного Н.А. Лактюшина административными ответчиками в жалобе не опровергнуты.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что нарушения в обеспечении условий содержания осужденных в ИК-11 подтверждаются многочисленными судебными постановлениями (в частности, том 1 л.д. 212-269).
В отсутствие допустимых и однозначных опровержений установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении прав административного истца на соблюдение надлежащих условий содержания в ФКУ ИК-11 по Нижегородской области, при этом данные нарушения характеризуются бездействием административных ответчиков, в связи с чем, требование о признании такого бездействия незаконным обосновано и подлежит удовлетворению.
Существование нарушений содержания осужденных в рассматриваемый период также подтверждаются Декларациями Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2020 года по заявкеN 20135/18; от 27 марта 2019 года по заявке 14210/18, в которых российскими властями признается допущение ненадлежащим условий содержания осужденных в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области.
Определяя размер взыскиваемой компенсации за нарушение установленных законодательством условий содержания, суд учитывал длительность пребывания административного истца в условиях, не соответствующих законодательству, поэтому пришел к выводу о взыскании компенсации в размере сумма. Указанная сумма компенсации соответствует принципу разумности и справедливости, степени допущенного нарушения, является достаточной с учетом всех обстоятельств дела.
В то же время предъявленная к взысканию административным истцом сумма сумма является чрезмерно завышенной, с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения и исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 9 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Кассационные жалобы могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.