Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Профессионал" по доверенности Габа Е.А. на постановления заместителя начальника МАДИ от 12 февраля 2021 года N ..., на решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2021 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Профессионал", установил:
постановлением заместителя начальника МАДИ от 12 февраля 2021 года N... ООО "Профессионал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа по 30 000 рублей.
Постановлением заместителя начальника МАДИ от 12 февраля 2021 года N... ООО "Профессионал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа по 30 000 рублей.
Не согласившись с такими постановлениями должностного лица административного органа, защитник общества подал на них жалобы в Пресненский районный суд г. Москвы, определением судьи которого от 09 марта 2020 года данные жалобы на рассмотрение по территориальной подсудности направлены в Лефортовский районный суд г.Москвы, судьей которого дела об административных правонарушениях в отношении ООО "Профессионал" по ч.2 и ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ рассмотрены в рамках одного производства с назначением одного административного наказания в соответствии с положениями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, По результатам которого 28 апреля 2021 года вынесено решение, которым приведенные выше постановления оставлены без изменения, жалобы заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд указанные акты должностного лица МАДИ и судьи районного суда обжалует защитник общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, при рассмотрении настоящего дела не принято во внимание, что общество выполнило все необходимые мероприятия перед выпуском транспортного средства и водителя в рейс, в том числе оформило и передало последнему на руки путевой лист, что зафиксировано в соответствующем журнале; не установлен сам факт использования транспортного средства в момент фиксации административных правонарушений для перевозки пассажиров и багажа легковым такси; настоящее дело неправомерно рассмотрено должностным лицом административного органа в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке неизвещенного о месте и времени рассмотрения дела.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Профессионал", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.4 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Исследовав материалы дела, проверив доводы указанной жалобы, оснований к отмене или изменению оспариваемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда не имеется, ввиду следующего.
Административная ответственность по ч.2 ст. 12.31.1 КоАП РФ наступает за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Частью 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 3, абз.9 статьи 5 которого определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 20 того же Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в частности, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В соответствии с абз. 6 п. 4 ст. 20 того же Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Пунктом 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 предусмотрено, что водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N7, субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Статьей 23 Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров.
Из Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств Приложения N2 к Методическим рекомендациям, изложенным в Письме Минздрава Российской Федерации от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" следует, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения; предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию; предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт; предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения; целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.
В силу ст.ст.2, 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя; осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, пунктами 2 и 3 которых установлено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, которые должны содержаться в путевом листе, в том числе сведения о дате (число, месяц, год) и времени (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния.
В пунктах 16 и 16.1 вышеназванного Приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 года N158 определено, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дта и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N198-ПП утвержден Административный регламент исполнения Московской административной дорожной инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, которым исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы возложена на Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ).
В соответствии с п. 1.4 Административного регламента, предметом государственной функции является контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, обязательных требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, установленных частями 1.4 и 16 статьи 9 Федерального закона N69-ФЗ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 12.00 час. 12 декабря 2020 года по адресу: г.Москва,.., ООО "Профессионал", в нарушение требований ст.20 Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п.11 ПДД РФ, п.п.29, 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N7, не организовало прохождение обязательных предрейсовых медицинского осмотра водителя Кулагина П.В. и контроля технического состояния транспортного средства марки "... ", государственный регистрационный знак.., совершив тем самым административные правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.12.31.1 и ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Профессионал" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, определениями о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования в отношении ООО "Профессионал" по ч.3 и по ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ; свидетельствами о государственной регистрации юридического лица и о постановке на налоговый учет, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Профессионал", основным видом деятельности которого является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителями; актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования легкового такси от 12 декабря 2020 года, которым зафиксирован тот факт, что на момент обследования водителем транспортного средства марки "... ", государственный регистрационный знак.., путевой лист представлен не был; фотоматериалом, являющимся приложением к указанному акту; копией свидетельства о регистрации вышеназванного транспортного средства, согласно которому, его собственником является ООО "Профессионал"; актом приема-передачи данного транспортного средства для перемещения его на специализированную стоянку; копией выданного ООО "Профессионал" разрешения N... на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на период с 01 августа 2019 года по 31 июля 2024 года в отношении транспортного средства марки "... ", государственный регистрационный знак... ; копией водительского удостоверения на имя водителя указанного автомобиля Кулагина П.В.; протоколами об административных правонарушениях от 12 января 2021 года в отношении ООО "Профессионал", в которых подробно приведены события административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, указаны нормы Законов и правовых нормативных актов, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протоколы
составлены в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке извещенного о месте и времени их составления, копии протоколов для сведения направлены в адрес общества посредством Почты России по адресу места его нахождения, что подтверждено документально и не отрицается стороной защиты, все сведения, указанные в ст.28.2 КоАП РФ, протоколы содержат.
Данные доказательства оформлены должностными лицами МАДИ в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении обязательных предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
В соответствии с требованиями абз. 5 п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Из анализа приведенной нормы следует, что субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч.2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, являются перевозчики, то есть лица, непосредственно организующее и осуществляющее перевозки пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу статей 2 и 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Приказа Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N152, путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, и осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Установив, что в данном случае перевозчиком - лицом, непосредственно организующим и осуществляющим перевозки пассажиров, багажа, грузов транспортным средством марки "... ", государственный регистрационный знак.., является ООО "Профессионал", владеющее транспортным средством, которое 12 декабря 2020 года выпустило в рейс вышеназванное транспортное средство под управлением Кулагинга П.В. без прохождения обязательных предрейсового контроля технического состояния указанного транспортного средства и предрейсового медицинского осмотра его водителя, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях данного общества объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ.
Постановления от 12 февраля 2021 года N.., которыми ООО "Профессионал" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административным наказаниям, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителя начальника МАДИ, с соблюдением установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в их подробно приведены обстоятельства совершения перечисленных правонарушений, указаны нормы Закона и Правил, нарушение которых вменяется обществу, вынесены в отсутствие законного представителя общества, копия их для сведения направлена в адрес общества, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден, нормы материального права истолкованы и применены правильно.
наличие на кузове такси опознавательного фонаря и цветографической схемы является условием предоставления транспортного средства для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, иметь опознавательный фонарь на крыше и цветографическую схему на кузове необходимо не только в конкретный момент осуществления такой перевозки, то есть движения транспортного средства, поскольку вышеназванные Правила распространяются на перевозку пассажиров и багажа легковым такси не только на момент движения автомобиля с пассажиром и багажом, но и на принятие к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя, соблюдение данных требований не поставлено в зависимость от фактического осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа.
В ходе рассмотрения настоящего дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные судом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного решения, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины заявителя в совершении описанного выше административного правонарушения, не установлено.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и конкретных обстоятельств дела, с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.2, ст.3.3, 3.9, 4.1 КоАП РФ, соответствует конституционным принципам справедливости, законности, неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного указанной нормой, в данном случае не установлено.
В случае невозможности уплаты административного штрафа законный представитель общества, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановления заместителя начальника МАДИ от 12 февраля 2021 года N.., решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2021 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Профессионал" оставить без изменения, жалобу по доверенности Габа Е.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.