Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Прохоренковой Марины Васильевны на решение Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 сентября 2021 года по административному делу N 2а-660/2021 по административному исковому заявлению Прохоренковой Марины Васильевны о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии города Лангепаса от 13 августа 2021 года N 27/199-5 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Думы города Лангепаса седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 19 Прохоренковой Марины Васильевны".
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, заключение прокурора Таскаевой А.А, полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы города Лангепаса N 102 от 25 июня 2021 года на 19 сентября 2021 года назначены выборы в депутаты Думы города Лангепаса седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа от 17 сентября 2003 года N 11 полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Лангепас возложены на Территориальную избирательную комиссию города Лангепаса.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Лангепаса от 13 августа 2021 года N 27/199-5 Прохоренковой М.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Лангепаса седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 19, выдвинутому в порядке самовыдвижения, ввиду признания недействительными подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Прохоренкова М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением с требованием о признании данного постановления незаконным, возложении на административного ответчика обязанности зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Думы города Лангепаса седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 19.
Полагает, что оснований для признания подписей избирателей недействительными не имелось, поскольку в подписных листах информация о привлечении ее к уголовной ответственности указана. Ссылалась на положения части 2 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которым она считается несудимой.
Решением Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 сентября 2021 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В поданной 16 сентября 2021 года кассационной жалобе Прохоренкова М.В, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, ставит вопрос об отмене судебных актов и о принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Территориальной избирательной комиссией города Лангепаса представлены письменные возражения на доводы жалобы.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки не уведомили, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Основания для признания подписей недействительными предусмотрены пунктами 6.2 и 6.4 указанного Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдумов в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 7 статьи 37 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении дела судами установлено, что Прохоренкова М.В. представила Территориальную избирательную комиссию города Лангепаса
заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города Лангепаса седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 19 в порядке самовыдвижения, а впоследствии - документы, необходимые для регистрации кандидата.
В поддержку выдвижения ею представлены три подписных листа, содержащие 14 подписей избирателей, при этом для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 19 достаточно в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ 10 подписей.
В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов от 09 августа 2021 года 14 (100%) подписей признаны недействительными на основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в связи с тем, что форма подписного листа не соответствует установленным требованиям.
13 августа 2021 года постановлением Территориальной избирательной комиссии города Лангепаса Прохоренковой М.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Лангепаса седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 19 в порядке самовыдвижения.
Разрешая заявленные требования, проанализировав положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления ввиду несоблюдения Прохоренковой М.В. формы подписного листа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
На основании исследования и оценки подписных листов судами установлено, что сведения о судимости Прохоренковой М.В. внесены в каждый из трех подписных листов рукописным способом под заверительной записью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
Пунктом 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также примечанием приложения N 8 к данному Федеральному закону установлено, что, если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата.
Следовательно, у избирательной комиссии имелись правовые основания для отказа в регистрации кандидата согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в связи с отсутствием действительных подписей, необходимых для регистрации кандидата.
Доводы административного истца о том, что в подписных листах отражены сведения о судимости под заверительной подписью, основаны на неправильном толковании положений избирательного законодательства.
Определение объема и места размещения сведений, необходимых избирателям для принятия решения о поддержке выдвижения кандидата, является прерогативой федерального законодателя, который, установив форму подписного листа, к числу сведений, необходимых для принятия такого решения, отнес сведения о судимости кандидата.
Поэтому неуказание в подписном листе после фамилии, имени и отчества кандидата сведений о его судимости правильно расценено судами как несоблюдение формы подписного листа, что является основанием для признания всех подписей избирателей в подписном листе недействительными в силу прямого указания закона.
Доводы о том, что приговором Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа от 22 мая 2000 года Прохоренкова М.В. была освобождена от отбывания наказания и в силу части 2 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации считается несудимой, потому не должна была указывать о данной судимости, правильно отклонены судами.
Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регулируют различные правовые отношения, и устанавливают различное содержание понятия судимость, а именно статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости; судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Иное содержание понятия судимости и правовых последствий судимости в целях регулирования отношений, связанных с проведением выборов в органы власти, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпунктом 58 статьи 2 которого установлено, что сведения о судимости кандидата это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат.
Судимость, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в первую очередь уголовно-правовой институт, имеющий значение для целей реализации уголовной ответственности, однако за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом Российской Федерации, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера (определение от 10 марта 2016 года N 450-О).
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Прохоренковой Марины Васильевны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 06 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.