Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Колпаковой А.В, судей Солдатовой С.В, Фофонова А.С, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-41/2020 (УИД 01OS0000-01-2019-000044-15) по административному исковому заявлению Бакир Нартх об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка по апелляционной жалобе административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на решение Верховного суда Республики Адыгея от 9 апреля 2021 г, которым административное исковое заявление было удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Бакир Н, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 16 412 +/- 224 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: "под АЗС на 4 колонки с магазином", для размещения АЗС, для строительства комплекса дорожного сервиса, АТС, небольшие котельные, КНС, РП, ТП, ГРП", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. N), обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленного требования указал, что считает кадастровую стоимость земельного участка, определенную по состоянию на 28 августа 2017 г. в размере 30 166 897, 20 руб, завышенной. Полагает, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка увеличивает размер его налоговых платежей. В обоснование заявленного требования представил отчет по определению рыночной стоимости земельного участка N 065-10/17 от 6 октября 2017 г, выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 августа 2017 г. определена в размере 6 332 780 руб.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции в целях проверки достоверности размера рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, по ходатайству стороны административного истца назначена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение эксперта N 19-266 от 14 декабря 2019 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Южная независимая оценочная компания" ФИО14, согласно выводам которого, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 августа 2017 г. составляет 6 335 000 руб.
Решением Верховного суда Республики Адыгея от 31 января 2020 г. заявленное требование удовлетворено; кадастровая стоимость земельного участка с учетом выводов, содержащихся в заключении судебного эксперта N 19-266 от 14 декабря 2019 г, выполненном экспертом общества с ограниченной ответственностью "Южная независимая оценочная компания" ФИО15, установлена равной его рыночной стоимости, в размере 6 335 000 руб. по состоянию 28 августа 2017 г.; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка постановлено считать 3 октября 2019 г.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо администрация муниципального образования "Теучежский район", административный ответчик Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям подали апелляционные жалобы, в которых просят обжалуемое решение суда отменить, ссылаясь на недостатки экспертного заключения, которые привели к вынесению необоснованного решения.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2020 г. решение Верховного суда Республики Адыгея от 31 января 2020 г. отменено на основании пункта 3 части 1 статьи 309, пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в связи с тем, что суд первой инстанции не привлек в качестве административного ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея, в качестве заинтересованного лица Бакир Д.Н. Административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции по результатам анализа экспертного заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью "Южная независимая оценочная компания" ФИО16 назначена повторная судебная экспертиза, по результатам которой суду представлено заключение N 0527/Э от 7 декабря 2020 г, подготовленное экспертом Специализированного частного учреждения "Ростовский центр судебных экспертиз" ФИО19, согласно выводам которого, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 августа 2017 г. составляет 6 764 000 руб.
По результатам анализа повторного экспертного заключения эксперта Специализированного частного учреждения "Ростовский центр судебных экспертиз" ФИО20 судом назначена дополнительная судебная экспертиза, по результатам которой суду представлено заключение дополнительной судебной оценочной экспертизы N 0050/Э от 20 февраля 2021 г, подготовленное экспертом Специализированного частного учреждения "Ростовский центр судебных экспертиз" ФИО21, согласно выводам которого, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 августа 2017 г. составляет 8 937 000 руб.
По результатам изучения заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы N 0050/Э от 20 февраля 2021 г. административным ответчиком Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям представлен письменный отзыв, в ответ на который экспертом Специализированного частного учреждения "Ростовский центр судебных экспертиз" ФИО22 представлены письменные пояснения, согласно которым, с учётом устранения допущенной технической ошибки рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 августа 2017 г. составляет 9 569 000 руб.
Решением Верховного суда Республики Адыгея от 9 апреля 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено; установлена кадастровая стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 9 569 000 руб.; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка постановлено считать 3 октября 2019 г.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям подал апелляционную жалобу, в которой полагает, что положенное в основу решения суда экспертное заключение не отвечает предъявляемым законом требованиям, просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что эксперт исключил из списка объектов-аналогов наиболее подходящие по местоположению, стоимости и сегменту объекты-аналоги. Указывает, что экспертное заключение содержит противоречивые сведения, которые приводят к искажению рыночной стоимости объекта оценки.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования "Теучежский район" в письменном отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы.
От стороны административного истца поступили письменные возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, участия не принимали, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства - не заявляли.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменный отзыв на апелляционную жалобу, письменные возражения на апелляционную жалобу, обсудив ходатайство административного ответчика о назначении повторной судебной оценочной экспертизы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из статей 24.11, 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности, Закон N 135-ФЗ), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления и завершается утверждением результатов определения кадастровой стоимости и внесением данных результатов в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бакир Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 16 412 +/- 224 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: "под АЗС на 4 колонки с магазином, для размещения АЗС, для строительства комплекса дорожного сервиса, АТС, небольшие котельные, КНС, РП, ТП, ГРП", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. N.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям N 221 от 19 ноября 2014 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Республики Адыгея" утверждены удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости, с учетом которых, согласно представленным суду сведениям, кадастровая стоимость земельного участка административного истца определена в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, утверждена по состоянию на 28 августа 2017 г. - дата постановки земельного участка на кадастровый учет.
В обоснование заявленного требования административный истец представил отчет по определению рыночной стоимости земельного участка N 065-10/17 от 6 октября 2017 г, выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО12, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 августа 2017 г. определена в размере 6 332 780 руб.
Обоснованно удовлетворив ходатайство стороны административного истца, в целях правильного рассмотрения дела суд первой инстанции назначил проведение по делу судебной экспертизы, по результатам которой представлено заключение эксперта N 19-266 от 14 декабря 2019 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Южная независимая оценочная компания" ФИО17, согласно выводам которого, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 августа 2017 г. составляет 6 335 000 руб. Административный истец с учетом выводов судебной оценочной экспертизы уточнил заявленное требование и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, в соответствии с экспертным заключением.
По результатам анализа экспертного заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью "Южная независимая оценочная компания" ФИО18 судом назначена повторная судебная экспертиза, по результатам которой суду представлено заключение N 0527/Э от 7 декабря 2020 г, подготовленное экспертом Специализированного частного учреждения "Ростовский центр судебных экспертиз" ФИО23, согласно выводам которого, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 августа 2017 г. составляет 6 764 000 руб.
По результатам анализа повторного экспертного заключения эксперта Специализированного частного учреждения "Ростовский центр судебных экспертиз" ФИО24 судом назначена дополнительная судебная экспертиза, по результатам которой суду представлено заключение дополнительной судебной оценочной экспертизы N 0050/Э от 20 февраля 2021 г, подготовленное экспертом Специализированного частного учреждения "Ростовский центр судебных экспертиз" ФИО25, согласно выводам которого рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 августа 2017 г. составляет 8 937 000 руб.
По результатам изучения заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы N 0050/Э от 20 февраля 2021 г. административным ответчиком Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям представлен письменный отзыв, в ответ на который экспертом Специализированного частного учреждения "Ростовский центр судебных экспертиз" ФИО26 представлены письменные пояснения, согласно выводам которых рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 августа 2017 г. составляет 9 569 000 руб.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ принял во внимание заключение судебной экспертизы, пояснения эксперта и установилкадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной. Суд исходил из того, что заключение судебной экспертизы отвечает требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также не противоречит положениям Закона N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.
Исследуя совокупность доказательств по делу, судебная коллегия выявила неполноту и неясность дополнительного заключения и пояснений эксперта ФИО27, положенных судом первой инстанции в основу обжалуемого решения. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанный размер рыночной стоимости земельного участка определен экспертом в результате устранения выявленной технической ошибки, произведенного после экспертного исследования, соответственно, экспертное заключение, представленное по результатам дополнительной экспертизы, нельзя признать в необходимой мере ясным.
По результатам дополнительной судебной экспертизы, назначенной судом апелляционной инстанции, в материалы дела представлено заключение эксперта N 0475/Э от 26 августа 2021 г, выполненное экспертом Специализированного частного учреждения "Ростовский центр судебных экспертиз" ФИО28, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28 августа 2017 г. составляет 9 569 000 руб.
В ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу административным ответчиком Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заключение эксперта ФИО29, представленное по результатам дополнительной судебной экспертизы N 0475/Э от 26 августа 2021 г. выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Анализируя представленное суду апелляционной инстанции экспертное заключение, в совокупности с выполненными экспертом экспертными исследованиями, представленными суду первой инстанции, и пояснениями эксперта об устранении технической ошибки, что привело к экспертному выводу, положенному судом в основу обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции отмечает, что оно воспроизводит ранее представленные экспертные суждения, с учетом дополнительных пояснений эксперта (т. 4 л.д. 104-117), в отсутствие той технической ошибки, вызванной особенностями автоматической программы, использованной экспертом, устранение которой было достигнуто дополнительным исследованием.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 297 от 20 мая 2015 г. "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 299, экспертом составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка.
Экспертом при проведении экспертизы и составлении экспертного заключения также соблюдены требования пункта 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299, согласно которым в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 611 от 25 сентября 2014 г. утвержден Федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
Использованная в заключении информация подтверждена и проверяема, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации.
4
Экспертом проведено исследование объективно, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
При определении рыночной стоимости объекта оценки эксперт провел анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости. Порядок расчета значений введенных корректировок изложен экспертом подробно, ясно и логично.
Экспертом определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект исследования и сделан вывод о его принадлежности к сегменту земельных участков промышленного назначения средней площади.
Проводя исследование, эксперт обосновал отказ от применения затратного и доходного подходов. Расчет рыночной стоимости объекта исследования производился методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, поскольку экспертом в результате анализа рынка земельных участков в Республике Адыгея выявлена информация о предложениях к продаже участков, аналогичных исследуемому земельному участку.
Эксперт обосновал отказ от использования объектов-аналогов, представленных административным ответчиком Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям, указав на разницу в сегменте рынка, в площади, а также значительное отклонение медианы цен земельных участков, анализ которых подробно представлен экспертом.
Проводя исследование с применением сравнительного подхода, эксперт исходил из того, что объекты-аналоги, равно как и оцениваемый земельный участок, сопоставимы по таким факторам, как передаваемые права, условия финансирования, назначение, местоположение, наличие строений, расположение относительно автомагистралей, наличие железнодорожной ветки, инженерно-геологические условия, а также общая площадь. При этом эксперт обоснованно применил к объектам-аналогам понижающую корректировку на обстоятельства совершения сделки; повышающую корректировку на состояние рынка (дату предложения), на наличие инженерных коммуникаций, на асфальтирование участка, на свободный подъезд - к объекту-аналогу N 1.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения судебной оценочной экспертизы, материалы дела не содержат, основания для назначения по делу повторной судебной оценочной экспертизы отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны, изложенную в суде первой инстанции; аналогичные замечания к экспертному исследованию нашли свою судебную оценку в обжалуемом решении суда. Субъективное толкование исследовательской части экспертного заключения, содержащего подробное изложение мотивов отраженных экспертных суждений, в том числе в части использования отобранных объектов-аналогов, введенных корректировок и подтверждённых экспертом в дополнительных письменных пояснениях, в том числе, представленных суду апелляционной инстанции, не может указывать на необоснованность выводов эксперта, на их нелогичность либо неясность, равно как и на недостоверность полученного результата.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не установлено.
Вместе с тем, в решении суда первой инстанции не указана дата, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость оспариваемого земельного участка, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость оспариваемого земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 9 569 000 руб. - 28 августа 2017 г.
Кроме того, поскольку на дату принятия обжалуемого решения суда оспариваемая кадастровая стоимость являлась архивной, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, представленной по запросу суда апелляционной инстанции, применению подлежат разъяснения, содержащиеся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которым, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Исходя из вышеприведенных фактических обстоятельств настоящего административного дела, указывающих на основания и порядок определения оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка, принимая во внимание, что Приказ Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 15 октября 2020 г. N 286 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и объектов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Республики Адыгея" для целей регулирования налоговых правоотношений подлежит применению с 1 января 2021 г, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на период действия установленной судом кадастровой стоимости по 31 декабря 2020 г.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного суда Республики Адыгея от 9 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость оспариваемого земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 9 569 000 руб. - 28 августа 2017 г. и указанием на период действия установленной судом кадастровой стоимости земельного участка - по 31 декабря 2020 г.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 октября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.