Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III.
Обеспечение гарантий государственной защиты прав
и законных интересов ребенка
Согласно Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию (часть 2 статьи 38).
Родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения защиту прав и интересов несовершеннолетних детей берет на себя государство.
Сегодня вопросы социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов являются одними из наиболее актуальных для Российской Федерации.
Учитывая усложнившуюся ситуацию с положением детей, увеличение масштабов безнадзорности, сиротства, рост числа детей с девиантным поведением, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обратился к Президенту Российской Федерации с предложением учредить институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. В 2009 году Указом Президента РФ эта должность была учреждена.
Не остался без внимания этот вопрос и в нашей республике. Законом Республики Адыгея от 08.11.2010 г. N 385 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Адыгея" (далее - Закон) Уполномоченный был наделен обязанностями по обеспечению гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановлению нарушенных прав ребенка.
Создание института по защите прав ребенка в республике не является его механическим введением в аппарат Уполномоченного по правам человека или возложением обязанностей по защите прав ребенка на Уполномоченного по правам человека, либо на сотрудника его аппарата.
Региональный Уполномоченный по правам человека наделен Законом четко определенными полномочиями по защите прав детей, включающими осуществление контроля за деятельностью детских учреждений, проведение самостоятельных проверок деятельности органов государственной власти Республики Адыгея, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Вопросами защиты прав детей занимаются все сотрудники аппарата Уполномоченного. Конкретные обязанности определены в служебных контрактах и должностных регламентах сотрудников аппарата.
Таким образом, Уполномоченный самостоятелен, никем не ограничен в своей деятельности по защите прав ребенка, имеет более широкие чем "специализированный" уполномоченный по правам ребенка, возможности оперативно осуществлять функции и задачи, используя свой аппарат и более высокие полномочия.
По существу в Адыгее создан новый правозащитный институт - Уполномоченный по правам человека и защите прав детей.
Принятый в Республике Адыгея вариант учреждения деятельности омбудсмена в полном объеме соответствует действующему федеральному законодательству и законодательству Республики Адыгея и обеспечивает выполнение задач, поставленных Президентом РФ: "без оглядки на местные власти в рамках действующего законодательства отстаивать права детей".
Уполномоченным установлено взаимодействие с органами опеки и попечительства городов и районов республики. Особое внимание уделено вопросам соблюдения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и правового сопровождения процесса лишения родительских прав, соблюдению прав многодетных семей. Изучается состояние дел с защитой прав детей и статистический материал.
В Республике Адыгея 87857 детей, из них 27738 детей дошкольного возраста, 43194 школьников, 16925 подростков.
В республике 1426 детей-инвалидов, 25380 детей состоят на диспансерном учете (имеют отклонения в состоянии здоровья).
Для обеспечения нормальной жизни, воспитания и образования детей в регионе создана необходимая социальная инфраструктура. В республике около 500 детских и подростковых учреждений различной направленности.
По состоянию на 1 января 2011 года получателями ежемесячного пособия на детей являются 40750 человек на 60047 детей. Выплаченная сумма ежемесячного пособия на ребенка за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея составила 95465,9 тыс. рублей.
В 2010 году в соответствии с республиканским законом за счет республиканского бюджета осуществлялись дополнительные выплаты семьям с детьми, нуждающимся в особом внимании:
- дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка назначено и выплачено 4125 детям на сумму 6550,6 тыс. рублей;
- дополнительное ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом выплачено 152 детям-инвалидам на сумму 207,7 тыс. рублей.
Многодетным семьям предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и бесплатного проезда детям. Их получателями стали 3194 семьи. На предоставление выше указанных мер социальной поддержки из республиканского бюджета в 2010 году выделены и использованы средства в сумме 26364,6 тыс. рублей, в том числе на бесплатный проезд для учащихся общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений в сумме 703,2 тыс. рублей. Меры социальной поддержки предоставлены 3194 многодетным семьям, что составляет 92,3% от общего количества многодетных семей, проживающих на территории Республики Адыгея (3460 семей).
Социальное обслуживание семей и детей в республике осуществляется 16 учреждениями, в том числе 2 специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В 2010 году учреждениями социального обслуживания семьи и детей обслужено 54273 человека, в том числе 27178 несовершеннолетних.
В рамках Республиканской целевой программы "Дети Адыгеи" на 2009-2010 годы Министерством труда и социального развития Республики Адыгея разработана и реализуется Программа индивидуальной социальной адаптации жителей Республики Адыгея, целью которой является стимулирование активности лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации для преодоления материальных затруднений в дальнейшем. Каждая из 20 семей, участвовавшая в Программе, получила помощь по 34,5 тыс. рублей, которые были использованы ими для решения первоочередных проблем.
На организацию отдыха и оздоровления детей в 2010 году направлены средства в сумме 141,3 млн. рублей. В целом в Республике Адыгея отдыхом и оздоровлением охвачены 21131 ребенок или 35,0% от количества детей в возрасте от 4 до 16 лет. По сравнению с 2009 годом оздоровлено на 2791 ребенка больше (в 2009 году - 18340 детей).
В республике 2 детских специализированных санатория, 2 лагеря спортивного типа, 7 загородных оздоровительных лагерей и 90 - с дневным пребыванием, созданных на базе муниципальных образовательных учреждений.
Значительное внимание было уделено организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это дети из малоимущих, многодетных, неполных семей и безработных граждан, дети-инвалиды, дети - сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети, состоящие на учете органов внутренних дел и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Общее количество перечисленных детей составило 13600 человек.
В республике выявлено 1757 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них воспитываются в интернатных учреждениях и обучаются в учреждениях профессионального образования 158 детей. 277 детей усыновлено; 1322 ребенка находятся под опекой, в том числе 285 детей воспитываются в приемной семье. В 2010 году 111 граждан были лишены родительских прав (в 2009 году 155 граждан).
В целях реализации полномочий по опеке и попечительству несовершеннолетних лиц, поддержки семьи как естественной среды развития детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Адыгея в основном обеспечивается реализация экономических, социальных, правовых и административных мер по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функционирует сеть учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Федеральным законом от 16.04.2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" Министерством образования и науки Республики Адыгея ведется региональный банк о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также документированная информация о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи.
Во исполнение мероприятий Республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея" на 2008-2012 годы организовано психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей и подготовка кандидатов в опекуны и усыновители в государственном образовательном учреждении Республики Адыгея для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" и Службой сопровождения замещающих семей государственного образовательного учреждения "Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На базе ГОУ РА "Центр диагностики и консультирования" функционирует телефон доверия, направленный на оказание экстренной психологической помощи населению, в первую очередь, детям и родителям. В течение 2010 года было получено 256 звонков. Основные проблемы обращений: проблемы детско-родительских отношений, трудности супружеских отношений, проблемы одиночества (звонки в основном сделаны людьми пожилого возраста), трудности принятия решений. Номер телефона доверия - (8772) 52-82-20.
Отмечая, что в целом в Республике Адыгея мерам социальной поддержки семей и детей уделяется должное внимание, все же нельзя не отметить, что в регионе существует ряд проблем, касающихся обеспечения и реализации прав детей. Об этом свидетельствует как анализ обращений, поступающих к Уполномоченному, так и данные мониторинга соблюдения их прав.
Несмотря на короткий срок работы Уполномоченного в качестве детского омбудсмена, сегодня уже можно определить основные проблемы в сфере правовой защищенности детей, которые требуют первоочередного решения.
Во-первых, это проблема профилактики сиротства. В республике на каждую 1000 жителей приходится 4,2 ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Это ниже, чем по России. Работа по профилактике сиротства в республике ведется, но сформированной межведомственной системы, которая бы противостояла процессу социального сиротства в ранней стадии, пока еще не существует.
В первую очередь профилактикой социального сиротства должны заниматься органы опеки и попечительства. Они должны координировать деятельность других ведомств, противостоящих социальному сиротству. К сожалению с этой задачей они не справляются. Органы опеки и попечительства сейчас находятся в системе Министерства образования, территориально функционируют в муниципальных районах и городских округах, никому не подчинены на федеральном уровне и не справляются даже с простейшей задачей - обеспечение учета детей-сирот. Проблема социального сиротства общероссийская, а решать ее приходится на региональном уровне и в муниципалитетах.
Большую федеральную часть проблемы решает Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, посещая регионы со своим "детским спецназом" и повышая ответственность руководителей.
Однако Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и его "детского спецназа" на решение всех проблем не хватит. Необходима реформа органов опеки и попечительства, создание их в виде федеральной социальной службы по поддержке детей и многодетных семей. Они должны координировать все вопросы защиты несовершеннолетних.
В целях организации взаимодействия в снижении уровня социального сиротства издан специальный приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея об обязанности органов опеки и попечительства информировать Уполномоченного по каждому факту подготовки материалов на лишение родительских прав. Уполномоченным взят под контроль каждый случай подготовки и принятия решения по лишению родительских прав с целью обеспечения объективности и всесторонности принятого решения.
Во-вторых, проблема взыскания алиментов с лишенных родительских прав родителей. Чаще всего они не имеют доходов, с которых возможно было бы взыскать алименты.
По вопросу уклонения от уплаты средств на содержание детей целесообразным было бы ужесточить уголовную ответственность нерадивых родителей, а также предусмотреть на федеральном уровне образование государственного "алиментного фонда" в целях социальной поддержки малоимущих одиноких матерей с детьми. Соответствующие предложения Уполномоченного направлены в Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.
В третьих - обеспечение жильем многодетных семей. Отсутствие в муниципалитетах социального жилья, недостаточное финансирование жилищного строительства в регионе практически лишают многодетную семью возможности получить социальное жилье в обозримом будущем, а отсутствие финансовых средств в многодетной семье - построить дом на выделенном земельном участке.
Предложение о субсидировании строительства жилья для многодетных семей за счет федерального бюджета направлено Президенту России и в Федеральное Собрание Российской Федерации.
Та же проблема в семьях, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года.
Для решения данной проблемы целесообразным было бы предоставить одинаковые права на предоставление мер социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты за счет средств из федерального бюджета на приобретение жилого помещения в собственность семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий независимо от даты постановки на учет. Предложения Уполномоченного по этой проблематике планируется обсудить на Координационном Совете Российских уполномоченных по правам человека в г. Москве 18.05.2011 г. с последующим направлением принятого решения Президенту РФ и в Госдуму ФС РФ.
Еще одна проблема - обеспечение жильем детей-сирот.
В 2010 году в Республике Адыгея 121 человек из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получили социальную выплату на приобретение жилья. Сумма средств, выделенных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот составила 86 247,9 тыс. рублей из республиканского бюджета Адыгеи и 3 779,1 тыс. рублей из федерального бюджета. В целом в Республике Адыгея создан механизм обеспечения жильем детей-сирот. В решении этой проблемы активную позицию занимает прокуратура Республики Адыгея.
Для более полного решения проблемы необходимо увеличение объемов финансирования и изменение федерального законодательства, которые бы предусмотрело возможность получения жилья не только после окончания пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, но и при достижении ими совершеннолетия, в очередном порядке. Предложения также направлены в Федеральное Собрание Российской Федерации.
Требуется совершенствование законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Особенно в вопросах исключения доступа несовершеннолетних к приобретению алкогольной продукции, пива и напитков на его основе, табачных изделий.
По предложению Уполномоченного эти вопросы обсуждены на Совете безопасности при Президенте Республике Адыгея, приняты меры по снижению доступности несовершеннолетних к алкоголю, пиву и табаку. Уполномоченным проведен мониторинг исполнения решений Совета безопасности в муниципальных образованиях. Анализ, проведенный аппаратом Уполномоченного показал, что не исполнили рекомендации Совета безопасности главы муниципальных образований "Город Майкоп", "Кошехабльский район", "Красногвардейский район", "Тахтамукайский район". Частично исполнены рекомендации Совета безопасности главой муниципального образования "Майкопский район". Выводы из анализа будут доложены на Координационном совещании по обеспечению правопорядка в Республике Адыгея в мае 2011 года.
В 2010 году к Уполномоченному поступило 33 обращения с просьбой оказать содействие в восстановлении или защите прав несовершеннолетних.
К Уполномоченному обратилась гражданка Х. (N 174) по факту нарушения прав ее несовершеннолетнего сына на оказание мер социальной помощи и поддержки.
С ее слов, когда ей было 12 лет, мать продала благоустроенную квартиру и купила непригодный для проживания садовый домик. Указанный факт остался без внимания органов опеки и попечительства г. Майкопа, что в последующем повлекло за собой нарушение гражданских и жилищных прав Х. Обращения Х. в адрес должностных лиц администрации муниципального образования о предоставлении ей мер социальной поддержки и об оказании помощи в регистрации по месту жительства были оставлены без внимания. В результате нарушаются права ее несовершеннолетнего сына, обучающегося в 4 классе средней общеобразовательной школы.
Уполномоченным было направлено ходатайство главе муниципального образования с просьбой о предоставлении ей мер социальной поддержки и оказании содействия гражданке Х. и ее несовершеннолетнему сыну в получении регистрации по месту проживания. В ответе главы муниципального образования, подготовленном должностным лицом, в обязанности которого входит решение вопросов обеспечения социальных прав граждан, можно было обнаружить лишь рекомендации в адрес матери с ребенком самостоятельно подобрать место жительства для регистрации. Меры социальной поддержки несовершеннолетнему предоставлены не были. Питание в школе ребенку предоставлялось в неполном объеме.
Из-за отсутствия регистрации гр. Х. и ее малолетний сын были лишены права на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи, у обоих отсутствуют полисы обязательного медицинского страхования. В целях разрешения проблемы в профильное министерство и страховую компанию направлены соответствующие ходатайства. Страховой компанией "Солидарность для жизни" в Республике Адыгея оперативно выдан полис сыну Х. Мальчик получил квалифицированное лечение. Гражданке Х. в Министерстве труда и социального развития РА готовы предоставить меры социальной поддержки при отсутствии у Х. регистрации, разъяснили порядок предоставления необходимых документов.
Несовершенство федерального законодательства порождает возможность выселения из жилых помещений по решению суда даже несовершеннолетних детей без предоставления жилья. Статья 31 Жилищного Кодекса РФ не позволяет надежно защищать права бывших членов семьи собственника жилого помещения, особенно несовершеннолетних детей.
В случае, если член семьи передаст жилье другому собственнику, не связанному родственными узами с ребенком и матерью (женой) их могут выселить из жилого помещения по решению суда без предоставления жилья.
В адрес Уполномоченного поступило обращение гражданки С. (N 26) с просьбой оказать помощь в защите прав ее ребенка.
По решению Майкопского городского суда гражданка С. и ее малолетний ребенок были выселены из домовладения без предоставления другого жилого помещения.
Органы ФМС сняли гражданку С. с регистрационного учета, и Управление здравоохранения и социальных программ Администрации муниципального образования "Город Майкоп" сразу же отказало в обеспечении ребенка бесплатным полноценным питанием. Из-за несовершенства федерального законодательства страдает ребенок.
После вмешательства Уполномоченного комиссия по опеке и попечительству при администрации муниципального образования "Город Майкоп", ранее участвовавшая в судебном заседании по вопросу выселения С. и ее сына, провела разъяснительную работу с отцом ребенка, который согласился зарегистрировать ребенка по месту своего жительства.
Нередки случаи распоряжения родителями жилыми помещениями по своему усмотрению без учета интересов несовершеннолетних детей. В результате сделки купли-продажи жилья дети из неблагополучных семей рискуют остаться в будущем не обеспеченными жилым помещением.
Отдельная и весьма важная роль принадлежит органам опеки и попечительства - им надлежит защищать личные и имущественные права детей - как имеющих родителей, так и оставшихся без попечения. От качества их работы, внимательного и компетентного подхода к делу зависят в итоге благополучие и судьбы детей.
К Уполномоченному обратилась гражданка С. (N 184) с просьбой защитить ее несовершеннолетних приемных детей от насилия со стороны супруга.
В связи с проведением проверки в отношении С. и рассмотрением мировым судьей вопроса о разводе супругов С. комиссией по опеке и попечительству при администрации муниципального образования было принято решение об изъятии приемных детей и расторжении договора о передаче детей в приемную семью С. Дети были направлены в школу-интернат, где и находятся в настоящее время.
Вмешательство Уполномоченного и привлечение внимания правоохранительных органов к данной проблеме позволило обезопасить детей от непоправимого вреда их нравственному здоровью и психическому развитию.
Более глубокое рассмотрение ситуации с приемными детьми показало, что органы опеки и попечительства оформили документы на передачу детей гр. А., которая является близкой знакомой гр. С. В этом случае дети снова могли быть подвергнуты насилию со стороны гр. С.
Гр. А. собственного жилья не имеет, для приемных четверых детей планирует снять трехкомнатную квартиру за 10 000 рублей в месяц. Собственные доходы А. составляют 9 400 рублей в месяц. При таких обстоятельствах она никак не могла бы обеспечить должное содержание и воспитание приемных детей.
Было установлено, что органы опеки и попечительства выдали положительное заключение о возможности быть кандидатом в приемные родители гр. А. без тщательной проверки ее личности и условий проживания.
Уполномоченный обратился в прокуратуру г. Майкопа с ходатайством защитить детей. Прокурором города было отменено решение о признании гр. А. кандидатом в приемные родители.
В целях координации работы по защите прав детей между Уполномоченным, Министерством образования и науки Республики Адыгея и органами опеки и попечительства достигнуто соглашение о взаимодействии по вопросам обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, в том числе и при рассмотрении кандидатур в опекуны или приемные родители.
Уже более полугода на территории республики действует Закон Республики Адыгея от 02 июня 2010 г. N 353 "Об отдельных мерах по защите прав ребенка". По этому закону подростки в возрасте до 16 лет не должны находиться в ночное время в общественных местах, а также на определенных объектах, без сопровождения родителей. При этом молодежь в возрасте от 16 до 18 лет в эти рамки не попадает и может развлекаться допоздна в ночных заведениях.
Анализ данных о соблюдении "детского закона" на территории республики, указывает на незначительное количество выявленных в 2010 году правонарушений. Работа в этом направлении ведется не достаточно активно.
В целях снижения количества и предотвращения правонарушений несовершеннолетних целесообразным было бы Государственному Совету - Хасэ Республики Адыгея внести изменение в "детский закон" в части повышения возраста детей, на которых распространяется "комендантский час".
Важнейшей работой в вопросах снижения и предотвращения преступлений, а также уровня безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является профилактическая деятельность всех заинтересованных ведомств с биологической семьей ребенка, находящейся в социально опасном положении, а также осуществление превентивной профилактики в тех семьях, которые стоят на грани попадания в данную социальную категорию.
Абсолютные цифры правонарушений, зафиксированные в детской и подростковой среде в минувшем году, пока не настраивают на оптимистический лад. На 36%, с 168 до 229, возросло число преступлений, совершенных подростками, в которых наибольший удельный вес занимают преступления против собственности (кража, грабеж, мошенничество, угон автотранспорта).
Количество преступлений, совершенных по отношению к самим несовершеннолетним снизилось на 7%. По информации МВД по РА, в 2010 году их было зафиксировано 169.
Практически каждое третье преступление в отношении несовершеннолетних совершается на почве злоупотребления спиртными напитками. Дети продолжают жить с пьющими родителями или бегут из дома.
Особую обеспокоенность вызывают случаи самовольного ухода из образовательных учреждений воспитанников школ-интернатов, что свидетельствует о недостаточной воспитательной, профилактической работе с несовершеннолетними, проводимой в образовательных учреждениях.
Уполномоченным 25.02.2010 г. была проведена проверка ГОУ "Адыгейская республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в результате которой было установлено, что 5 несовершеннолетних находились в розыске. К началу 2011 г. Эта цифра возросла до 8. Министерству образования и науки РА было предложено провести анализ работы по профилактике безнадзорности и предотвращению правонарушений несовершеннолетними в детских домах и школах-интернатах.
Слабая профилактическая работа, а порой и отсутствие таковой, с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, заставляет субъекты профилактики бороться уже со следствиями, а не причинами, порождающими проблемы.
Именно поэтому по-прежнему основным объектом профилактики у нас является ребенок, а не его семья, которая фактически остается вне поля деятельности субъектов профилактики. По-прежнему недостаточно учитывается, что индивидуальная работа с несовершеннолетними не может происходить в отрыве от семьи и что строиться она должна не по ведомственному принципу, а комплексно, вбирая в себя различные формы и методы работы с ребенком и его ближайшим окружением. Цель этой работы - сохранение для ребенка его биологической семьи. Наша же региональная практика показывает, что выявление неблагополучной семьи и работа с ней нередко начинается уже на этапе ее глубокой деградации, когда для ресоциализации требуется приложение значительных усилий и затраты немалых средств.
В этом кроется и проблема социального сиротства, которая в сфере детства продолжает оставаться одной из наиболее серьезных региональных проблем. Именно социальное сиротство приводит к нарушению неотъемлемого права ребенка на семью, предусмотренного частью 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации. Подтверждением тому, что в Республике Адыгея с кровными семьями не используются все формы работы, служит рост количества родителей, привлекаемых к административной ответственности за невыполнение родительских обязанностей по воспитанию детей. Ежегодно в регионе от 100 до 150 человек лишаются родительских прав. А ведь восстановиться в родительских правах крайне сложно. Только единицы детей могут вновь обрести свою кровную семью.
Не случайно, что лишение родительских прав является основным показателем результативности всей системы профилактики, так как детское социальное сиротство - это крайняя степень детской безнадзорности. В целях профилактики социального сиротства и сохранения ребенку биологической семьи более эффективной мерой является ограничение родителей в родительских правах, дающее родителям возможность встать на путь исправления. Однако эта мера воздействия используется недостаточно, в 2010 году всего 7 случаев. Нередки ситуации, когда органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав не используется весь комплекс мер работы с несовершеннолетним и его семьей, не учитывается желание родителей воспитывать ребенка.
В сфере обеспечения жилищных прав детей по-прежнему в аппарат Уполномоченного продолжали поступать обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, утративших статус детей-сирот до реализации своего права на получение жилья. В жалобах чаще всего ставились вопросы несвоевременной постановки на жилищный учет в органах местного самоуправления, не предоставления жилья нуждающимся выпускникам детских домов, предоставления нуждающимся детям помещения, фактически не пригодного для жилья.
Так, к Уполномоченному обратилась гражданка Ч. (N 85), относящаяся к категории граждан из числа детей-сирот, по факту нарушения её жилищных прав со стороны администрации муниципального образования "Город Майкоп". Рассмотрение жалобы Ч. показало, что имело место неоднократное нарушение её жилищных прав. Во-первых, одинокая мать не была обеспечена жильем в точном соответствии с требованиями Федерального закона. Во-вторых, при переводе муниципального жилого фонда одного вида - общежитие, в другой вид жилищного фонда - многоквартирный дом с коммунальными квартирами, администрация муниципального образования "Горд Майкоп" существенно ухудшила жилищные условия Ч. - фактически лишив её и её малолетнего ребенка коммунальных удобств.
В интересах гражданки Ч. и ее малолетнего ребенка Уполномоченный обратился в прокуратуру города. По итогам проверки прокуратурой было принято решение о направлении искового заявления о признании незаконными действий администрации МО "Город Майкоп" и обязании устранения нарушения норм жилищного законодательства.
Суд счел необходимым взыскать с Администрации МО "Город Майкоп" и Министерства образования и науки РА в субсидиарном порядке в пользу Ч. социальную выплату на приобретение жилья в сумме 831600 рублей.
Необходимо отметить, что законодательная база Российской Федерации по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, далеко не идеальна. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данная мера социальной поддержки оказывается этим детям до достижения ими возраста 23 лет. Но чаще всего ребята после окончания школы поступают в средние и высшие учебные заведения, а в промежуток между окончанием школы и дальнейшим обучением не всегда удается быстро собрать все справки, получить социальную выплату и приобрести подходящее жилье. Получается, продолжая учиться, лица из числа детей-сирот еще не имеют права на получение жилья. Ожидая очереди, некоторым из них приходится платить за съемное жилое помещение, хотя могли бы жить уже в своем доме и спокойно учиться.
В Майкопском районе был случай, когда девушка пошла на такой шаг, как отчисление из вечерней школы, только бы вовремя получить жилье. Выходит, закон провоцирует одних детей бросать обучение, другие вынуждены в последствии добиваться реализации своего права на жилье через суд.
Полагаю необходимым Государственному Совету - Хасэ Республики Адыгея обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой по вопросу совершенствования механизма реализации конституционных прав детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009 года N 74 "О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений" предусмотрен вариант замены предоставления детям-сиротам жилого помещения социальной выплатой на приобретение жилого помещения.
При такой замене, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут на рынке жилья приобрести благоустроенное жилье на выделенные им социальные выплаты, так как реальная, рыночная цена жилья выше установленной Правительством Российской Федерации рыночной стоимости жилья в субъекте Российской Федерации. Поэтому указанные категории лиц часто вынуждены приобретать не благоустроенное жилье, меньшей, установленной законодательством площадью, без необходимого сантехнического оборудования или вынуждены приобретать жилье в отдаленных местностях там, где рыночная цена жилья ниже.
В соответствии с Федеральным законом при невозможности обеспечения указанной категории лиц жилыми помещениями в виде отсутствия жилого фонда или по другим причинам, государство должно купить для детей-сирот благоустроенное, оборудованное санитарно-техническим оборудованием, газовыми плитами жилье по установленным в регионе нормативам площади.
Нередки случаи, когда недавние выпускники интерната или вышедшие из-под опеки молодые люди, не готовые к самостоятельной жизни, попадают в поле зрения различных мошенников и в итоге остаются без жилья либо продают его за бесценок.
В целях защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей целесообразным было бы в Жилищном кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепить норму, позволяющую временно ограничить имущество в обороте (жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), и предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения.
Пятилетний период по ограничению срока отчуждения (продажи) жилых помещений позволит социально адаптироваться детям-сиротам и создаст реальные условия для их проживания в предоставленных помещениях.
Наличие пробела в федеральном законодательстве в части исключения возможности совершения незаконных сделок с полученными жилыми помещениями детьми-сиротами вследствие их неподготовленности к реалиям жизни необходимо устранить в ближайшее время. Сделать это может Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, воспользовавшись правом законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Трудное социально-экономическое положение семей с детьми отчасти усугубляется несвоевременной выплатой заработной платы родителям, безработицей, увеличением цен на продукты и товары детского ассортимента, тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Данные показатели значительно опережают рост заработной платы. Об этом свидетельствуют обращения граждан, поступающие в аппарат Уполномоченного.
К уполномоченному обратилась гражданка М. (N 188) с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя.
Рассмотрение обращения М. в аппарате Уполномоченного показало, что она является многодетной малоимущей матерью, имеет пятеро детей. У нее образовалась задолженность за оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 55843 рублей. В связи с невозможностью погасить долги за жилищно-коммунальные услуги, указанная сумма долга была взыскана с нее по решению суда.
М. не имеет постоянного места работы, перебивается временными заработками, которых едва хватает на обеспечение нормальных условий проживания детей, семья нищенствует. М. получает пособие на детей, выплачиваемое государством через счет в банке, с которого служба судебных приставов производила удержания в счет погашения задолженности за оплату жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемым за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов. После обращения Уполномоченного к руководству Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея незаконные удержания из пособий были прекращены.
К Уполномоченному по правам человека в Республике Адыгея обратилась гражданка Д. (N 217) с просьбой оказать содействие в получении субсидии на приобретение жилого помещения.
Д. является многодетной матерью, имеет шестерых детей, один из которых инвалид детства. Строительство домовладения семья начала около 15 лет назад, однако из-за проблем с денежными средствами строительство дома не закончено до настоящего времени. Зарабатываемых денег хватает только на содержание семьи и лечение ребенка-инвалида.
Согласно статье 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11. 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в форме единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета осуществляются для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и вставших на учет до 1 января 2005 г.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, т.е. за счет средств местных бюджетов муниципальных образований или средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Гражданкой Д. 15.09.2010 г. было подано заявление о включении в список претендентов на получении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность как семье, имеющей ребенка-инвалида. Министерством труда и социального развития Республики Адыгея заявление Д. на предоставление мер социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты за счет средств из федерального бюджета на приобретение жилого помещения в собственность было отклонено по причине того, что Д. встала на учет после 01.01.2005 г.
Таким образом получается, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, ставшие на учет до 01.01.2005 г. имеют право на предоставление мер социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты за счет средств из федерального бюджета на приобретение жилого помещения в собственность.
Соответственно инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, ставшие на учет после 01.01.2005 г. не имеют право на предоставление мер социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты за счет средств из федерального бюджета на приобретение жилого помещения в собственность и вынуждены состоять на очереди на обеспечение жильем из муниципального фонда, которого либо мало, либо вообще отсутствует и не планируется строить в ближайшие годы из-за отсутствия финансирования.
Получается, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют разные права на улучшение жилищных условий в зависимости от сроков постановки на учет. Это противоречит Конституции Российской Федерации.
Для решения данной проблемы целесообразным было бы предоставить право на предоставление мер социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты за счет средств из федерального бюджета на приобретение жилого помещения в собственность также инвалидам, и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, ставшим на учет после 01.01.2005 г.
В связи с этим Уполномоченным в интересах многодетной матери Д. и ее ребенка-инвалида было направлено обращение Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Лукину В.П.
Кроме того, Уполномоченный направил ходатайство в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея с просьбой рассмотреть возможность обращения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой по вопросу предоставления мер социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения в собственность инвалидам, и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, ставшим на учет после 1 января 2005 года.
Бюджет большинства семей с детьми не может нести дополнительные расходы на образование и лечение детей. В результате родители не в состоянии обеспечить им полноценного духовного и физического развития. Эти процессы неизбежно вызывают уже указанный рост числа неблагополучных семей, а в сочетании с недостаточным вниманием к развитию форм индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями имеют исход в их социальной дезадаптации и криминализации.
Анализ обращений, поступающих к Уполномоченному, свидетельствует о том, что после расторжения брака часто нарушается право ребенка на обеспечение содержания от своих родителей.
Примером неисполнения судебного решения о взыскании алиментов является жалоба гражданки Х. (N 210), поступившая в адрес Уполномоченного. В своем обращении Х. указала, что приговором мирового судьи должник по алиментам - Х. был осужден по части 1 статьи 157 УК РФ к исправительным работам сроком 6 месяцев с удержанием 10% заработка в доход государства. В то время как срок наказания истек, Х. ни разу не получила алименты, подлежащие удержанию из заработка осужденного, получаемого им в ходе отбытия исправительных работ.
В ходе рассмотрения обращения Х. стало известно, что копия приговора суда в отношении ее бывшего супруга поступила в Шовгеновский районный отдел УФССП России по РА. Однако запрос в Уголовно-исполнительную инспекцию об отбытии Х. наказания был отправлен судебным приставом-исполнителем лишь через 5 месяцев.
Гражданка Х. не получает алименты на удержание двоих детей более трех лет, поскольку должник по алиментам постоянно скрывался. Назначение Х. исправительных работ стало единственным источником для получения алиментов. Однако ненадлежащая работа Шовгеновского районного отдела УФССП России по РА лишила гражданку Х. возможности получить положенные ей алименты на содержание детей.
Уполномоченный вынужден был обратиться в органы прокуратуры и к руководству УФССП России по РА
По результатам проверки материалов исполнительного производства в отношении должника Х. было установлено, что по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем допущено длительное бездействие, по факту которого назначена и проводится служебная проверка. Решение вопроса взыскания алиментов остается на контроле Уполномоченного.
К Уполномоченному обратилась гражданка С. (N 139) с жалобой на ненадлежащее исполнение Белореченским районным отделом УФССП по Краснодарскому краю решения суда о взыскании с бывшего супруга С. в ее пользу алиментов на содержание троих несовершеннолетних детей. В жалобе С. указала, что должник алименты платит периодически и не в полном объеме, в связи с чем, задолженность по алиментам постоянно увеличивается и превысила 50000 рублей. Судебный пристав-исполнитель сообщил ей, что у должника нет имущества, на которое можно было наложить арест и в последующем реализовать для погашения задолженности по алиментам.
С. мать троих детей, имея заработную плату в размере 7000 рублей, старается обеспечить нормальные условия их содержания. В связи с небольшим заработком С. вынуждена снимать неблагоустроенное жилье, поскольку зарабатываемых средств с трудом хватает на питание. Семья нищенствует. Подвергается опасности здоровье детей. А в это время должник производит строительство дома в г. Белореченске.
В связи с непринятием службой судебных приставов мер по защите права детей на нормальные условия проживания Уполномоченный обратился в защиту прав несовершеннолетних детей в органы прокуратуры Краснодарского края и УФССП по Краснодарскому краю. Кроме того, Уполномоченный направил ходатайство в Управление труда и социальной защиты населения, для решения вопроса об оказании государственной социальной помощи по месту регистрации гражданки С.
Управлением труда и социальной защиты населения С. был разъяснен порядок и условия оказания материальной помощи, дан перечень необходимых документов для оформления удостоверения и установления статуса многодетной матери, а также получения компенсации по жилищно-коммунальным услугам.
В ходе осуществления исполнительных действий, судебным приставом-исполнителем было установлено, что должник С. работает в г. Белореченске. Судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об удержании денежных средств из заработной платы должника С. и направлено в бухгалтерию организации для исполнения. Решение вопроса взыскания алиментов остается на контроле Уполномоченного.
Возникает вопрос, что мешает судебным приставам-исполнителям добросовестно исполнять свои обязанности, не дожидаясь вмешательства руководства и органов прокуратуры.
По вопросу уклонения от уплаты средств на содержание детей целесообразным было бы ужесточить уголовную ответственность нерадивых родителей, а также предусмотреть на федеральном уровне образование государственного "алиментного фонда" в целях социальной поддержки малоимущих одиноких матерей с детьми.
Защита прав ребенка - это дело, касающееся всех. Права маленького человека могут быть защищены только путем конструктивного сотрудничества со всеми уровнями и ветвями власти, коллективных усилий всего гражданского общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.