Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III.
Взаимодействие по вопросам защиты прав
и свобод человека с органами власти
3.1. Взаимодействие с органами государственной власти
Выполняя свои функциональные задачи и обязанности, действуя в интересах заявителей по защите и обеспечению соблюдения и уважения прав, свобод, законных интересов и достоинства человека, Уполномоченный в своей деятельности фактически ежедневно обязан в рамках действующего республиканского и федерального законодательства непосредственно взаимодействовать с органами государственной власти Республики Адыгея, с органами местного самоуправления и общественными организациями, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти на территории Республики Адыгея.
В рамках своей компетенции и полномочий Уполномоченным в 2012 году было также продолжено активное взаимодействие с Главой Республики Адыгея А.К. Тхакушиновым. Проведен ряд рабочих встреч Уполномоченного с Главой Республики Адыгея, на которых рассматривались самые актуальные и неотложные вопросы по обеспечению прав граждан на территории Республики Адыгея.
Уполномоченный является членом постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Адыгея, принимает участие в совместных заседаниях координационного совещания и Совета безопасности при Главе Республики Адыгея, при необходимости вносит свои замечания и предложения по проектам решений и проектам планов действий координационного совещания, направляет в его адрес информацию об итогах работы с обращениями граждан по полугодиям, что позволяет Уполномоченному оперативно и своевременно доводить до сведения Главы республики наиболее сложные, резонансные и требующие безотлагательного решения случаи нарушения прав человека в республике.
В адрес Руководителя Администрации Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея Уполномоченным направлялась информация об основных проблемах в сфере правовой защищенности несовершеннолетних, установленных в ходе рассмотрения обращений граждан в аппарате Уполномоченного.
В истекшем году Уполномоченный докладывал Главе Республики Адыгея о целом ряде проблем, выявленных в ходе изучения и анализа ряда жалоб и заявлений граждан и требующих особого внимания в деятельности государственных и муниципальных органов.
В частности, одной из таких проблем продолжает оставаться проблема формирования безбарьерной среды для инвалидов, проживающих на территории Республики Адыгея.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что многие инвалиды, проживающие на территории республики, практически не выходят из дома, поскольку испытывают значительные трудности с перемещением. Двери лифтов в зданиях слишком узкие для того, чтобы инвалиды-колясочники могли ими воспользоваться, лестницы не оборудованы пандусами.
Не полностью адаптирована и социальная инфраструктура для обеспечения инвалидам возможности свободно перемещаться по населенному пункту: не везде тротуары сопряжены с проезжей частью, не оборудованы остановки общественного транспорта и сам транспорт. Световые сигналы светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, не везде дублируются звуковыми сигналами.
Медленно решаются проблемы инвалидов и в муниципальных образованиях республики.
По этой проблематике Уполномоченный выступал с инициативой о необходимости проведении Кабинетом Министров Республики Адыгея координационного совещания руководителей соответствующих министерств, муниципалитетов, представителей проектных и строительных организаций, на котором проинформировать последних о требованиях федерального законодательства о формировании доступной социальной инфраструктуры, планируемых мерах по их выполнению. По итогам проведения такого совещания было бы целесообразно выработать конкретные рекомендации компетентным сторонам, предусматривающие дополнительные возможности юридического решения вопроса создания безбарьерной среды.
Предложение Уполномоченного находится в стадии рассмотрения.
Еще одна проблема, требующая, по мнению Уполномоченного, внимания Главы Республики Адыгея, была обозначена в ходе рассмотрения жалобы гражданки А. (N 121) на нарушение права ее сына-инвалида на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Изучение жалобы показало, что до настоящего времени порядок первоочередного предоставления земельных участков инвалидам ни на федеральном уровне, ни на региональном уровне не принят.
Отсутствие указанного порядка нарушает право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, установленное статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.
Таким образом, решить проблему первоочередного предоставления земельных участков инвалидам возможно путем разработки и принятия регионального закона. Такое предложение внесено Главе Республики Адыгея.
Одной из острых проблем в республике все еще остается проблема обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях совершенствования законодательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями, Государственной Думой принят Федеральный закон от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступающий в силу с 1 января 2013 года.
Данным Федеральным законом был установлен иной порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, субъектам Российской Федерации предоставлено право создавать региональный и (или) муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот.
Учитывая, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, Уполномоченный обратился к Главе Республики Адыгея с письмом, в котором обосновывал необходимость и целесообразность рассмотрения обозначенных вопросов в Кабинете Министров Республики Адыгея. 100
Еще одним вектором приложения усилий Уполномоченного явились обращения граждан с жалобами на нарушение их права на бесплатное обеспечение лекарствами для лечения диабета. В них граждане указывали, что медицинские учреждения здравоохранения отказываются бесплатно предоставлять им лекарства для лечения диабета по причине нехватки денежных средств.
В ходе рассмотрения таких обращений было установлено, что в республиканском бюджете Республики Адыгея по отрасли "Здравоохранение" в 2012 году на реализацию Закона Республики Адыгея от 30.12.2004 года N 278 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея" в части бесплатного и льготного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан действительно было предусмотрено недостаточно средств для обеспечения лекарствами граждан, болеющих диабетом.
В интересах этой категории граждан Уполномоченный обратился к Главе Республики Адыгея с просьбой рассмотреть возможность увеличения бюджетного финансирования в 2013 году за счет дополнительных доходов республиканского бюджета Республики Адыгея в целях бесплатного и бесперебойного обеспечения граждан необходимыми лекарственными препаратами.
Глава Республики Адыгея с пониманием отнесся к обращению Уполномоченного, возможность увеличения финансирования бесплатного обеспечения препаратами граждан, болеющих сахарным диабетом, была изыскана, и на эти цели было предусмотрено почти на 60% больше денежных средств, чем в 2012 году, что позволит в текущем году существенно улучшить бесплатное лекарственное обеспечение больных сахарным диабетом.
Еще одной проблемой, на которую Уполномоченный обращал внимание уже Премьер-министра Республики Адыгея, является установление достаточно сложного, длительного, затратного, а порою и фактически невыполнимого, порядка признания жилых строений на садовых участках пригодными для постоянного проживания.
Так, Кабинетом Министров Республики Адыгея принято постановление от 26.01.2012 г. N 28 "О порядке признания жилых строений на садовых участках пригодными для постоянного проживания", которым утвержден порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на садовых земельных участках в Республике Адыгея (далее - Порядок).
Нормы принятого Порядка во многом аналогичны и дублируют нормы, закрепленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", которым утверждено положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Корреспондирующие друг другу нормы Положения и Порядка устанавливают подробный и исчерпывающий перечень требований к жилому помещению и жилому строению на садовых участках для признания их пригодными для постоянного проживания.
По мнению Уполномоченного, наряду с безусловно необходимыми и логичными с точки зрения современных строительных технологий и требований, Порядок содержит и такие требования к жилому строению на садовом участке, соблюдение которых для простых граждан практически невозможно по причине отсутствия в Республике Адыгея соответствующего оборудования и специалистов, а также высокой стоимости проводимых исследований и замеров.
К примеру, в соответствии с пунктами 19, 20, 21, 22, 23 Порядка установлены требования к жилому строению по предельно допустимому уровню инфразвука, интенсивности электромагнитного излучения радиочастотного диапазона от стационарных передающих радиотехнических объектов, напряженности электрического поля промышленной частоты и индукции магнитного поля промышленной частоты, мощности эквивалентной дозы облучения и среднегодовой эквивалентной равновесной объема активности родона в воздухе эксплуатируемых помещений, а также предельно допустимые концентрации 22-х наиболее гигиенически значимых загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
По мнению Уполномоченного, Порядок должен отвечать цели упрощения процедуры признания жилых строений на садовых участках пригодными для постоянного проживания в части учета правоприменительной практики, сложившейся в Республике Адыгея, которая показала, что соблюсти все требования, установленные в Порядке, на практике фактически невозможно.
Принятый Кабинетом Министров Республики Адыгея Порядок не только не упрощает, а наоборот - усложняет порядок признания жилых строений на садовых участках пригодными для постоянного проживания, что значительно удлиняет по времени процедуру регистрации граждан по месту жительства, в то время как регистрация в садовом доме до сих пор необходима многим гражданам, постоянно проживающим в таких домах 102 и не имеющим другого места проживания, для которых указанные жилые строения являются единственно возможным для них местом жительства и, следовательно, единственным местом, где они могут быть зарегистрированы.
Отсутствие такой возможности ограничивает конституционное право граждан на выбор места жительства, без регистрации практически невозможно официально трудоустроиться, встать на учет в Управление государственной службы занятости населения Республики Адыгея, обратиться в органы социальной защиты для получения социальных выплат, пенсии, встать в очередь на получение места в детском дошкольном учреждении или среднем образовательном учреждении, "прикрепиться" к поликлинике и многое другое.
В связи с выше обозначенной проблемой Уполномоченный обращался к Премьер-министру Республики Адыгея рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.01.2012 г. N 28 "О порядке признания жилых строений на садовых участках пригодными для постоянного проживания" в части упрощения порядка признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории Республики Адыгея.
Предложение Уполномоченного находится в стадии рассмотрения.
Еще одна законодательная инициатива Уполномоченного уже воплощена в жизнь. Общественные организации инвалидов в своих обращениях к Уполномоченному подчеркивали необходимость разработки и принятия Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея закона Республики Адыгея, регламентирующего принципы и формы поддержки благотворительной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право определять порядок и дополнительные формы поддержки благотворительной деятельности, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Однако в Республике Адыгея принципы и формы поддержки благотворительной деятельности законодательно не были закреплены, в то время как принятие и реализация положений указанного закона Республики Адыгея могли бы послужить дополнительным стимулом к осуществлению благотворительной деятельности и добровольчества в Республике Адыгея.
В интересах инвалидов Уполномоченный обратился к Председателю Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с просьбой рассмотреть возможность разработки и принятия закона Республики Адыгея "О государственной поддержке благотворительной и добровольческой деятельности в Республике Адыгея".
Уполномоченный принял непосредственное участие в деятельности рабочей группы по подготовке к принятию Закона Республики Адыгея "О государственной поддержке благотворительной деятельности", определяющего основные понятия, цели, принципы и формы государственной поддержки благотворительной деятельности в Республике Адыгея. В настоящее время Закон принят и действует.
Темой еще одного обращения Уполномоченного в адрес депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея стало ходатайство о рассмотрении возможности обращения Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания РФ по вопросу принятия Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части наделения спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации правом на льготное пенсионное обеспечение.
Так, к Уполномоченному обратились спасатели профессионального Адыгейского поисково-спасательного отряда Республики Адыгея с просьбой оказать содействие по совершенствованию пенсионного законодательства.
В обращении заявители указали, что в соответствии с ч. 7 ст. 25 Федерального закона от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение.
В силу п. 16 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. При этом спасатели аварийно-спасательных формирований, 104 созданных в субъектах России, в перечень указанных лиц не включены.
На основании изложенного следует, что Федеральным законом от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" закреплено право спасателей на льготное пенсионное обеспечение вне зависимости от их ведомственной принадлежности к федеральным или региональным спасательным структурам.
Оба федеральных закона, содержащие противоречащие друг другу правовые нормы, не отменены, не изменены и действуют в настоящее время, в связи с чем заявители не могут реализовать свое право на льготное пенсионное обеспечение и вынуждены уходить на пенсию на общих основаниях либо обращаться в суд, в то время как уровень сложности и напряженности работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований, содержащихся за счет субъектов Российской Федерации, идентичны уровню сложности и напряженности работы федеральных спасателей МЧС России.
В интересах указанной категории граждан Уполномоченный обратился в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея с просьбой использовать полномочия, определенные статьей 104 Конституции Российской Федерации, и обратиться в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части наделения спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации правом на льготное пенсионное обеспечение.
Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея 25.07.2012 г. было принято и направлено в Государственную Думу ФС РФ обращение с просьбой рассмотреть возможность распространения права на льготное пенсионное обеспечение на спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ, и внести изменения в действующее пенсионное законодательство.
Государственной Думой был принят Федеральный закон от 02.10.2012 г. N 160-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", согласно которому перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, должен утверждаться Правительством Российской Федерации.
Спасателям региональных аварийно-спасательных служб право на льготное пенсионное обеспечение будет предоставлено после принятия указанного акта Правительством РФ.
Еще одним поводом для обращения Уполномоченного к депутатам Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея стала необходимость принятия дополнительных мер социальной поддержки в республике многодетных семей, не обладающих статусом малоимущих. В связи с данным предложением Уполномоченного в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея была создана рабочая группа по его рассмотрению, в состав которой вошли Уполномоченный и представители всех заинтересованных министерств и ведомств.
Предложения Уполномоченного по дополнительным мерам социальной поддержки в части установления выплаты ежемесячного пособия на ребенка, предоставления денежной выплаты в размере 50% оплаты коммунальных услуг при рождении четвертого ребенка и предоставления денежной выплаты в размере 50% стоимости питания детей из многодетных семей в школах - были поддержаны членами рабочей группы, которыми ведется работа по созданию проекта закона для внесения на рассмотрение депутатам Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея на очередной сессии.
В рамках осуществления взаимодействия с федеральными органами власти на территории Республики Адыгея и в целях более эффективного и оперативного решения возложенных на него задач Уполномоченный организует свою деятельность на основе взаимодействия и сотрудничества с их руководителями. И хотя часть 5 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" позволяет Уполномоченному напрямую и без достижения дополнительных договоренностей осуществлять обратную связь с органом, получившим обращение Уполномоченного, заключение дополнительных соглашений о сотрудничестве позволяет Уполномоченному более оперативно и результативно действовать уже на более детально определенном уровне такого взаимодействия.
В связи с этим Уполномоченным были подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве (далее - Соглашения) с Прокуратурой РА, МВД РФ по РА, Следственным управлением Следственного комитета РФ по РА, УФСИН по РА.
На основании вышеуказанной нормы Федерального закона и заключенных Соглашений в ходе рассмотрения обращений за 2012 год Уполномоченным были направлены заключения, ходатайства и запросы: 106
- в органы прокуратуры РА - 107;
- в Управление следственного комитета - 17;
- в органы внутренних дел РА - 50;
- в УФСИН по РА - 24;
- в центральные органы прокуратуры, МВД, ФСИН - 10.
По всем из них федеральными структурами проводились собственные проверки, по результатам которых даны ответы Уполномоченному.
Уполномоченный также входит в состав Общественных консультативных советов при Отделе Федеральной миграционной службы РФ по РА, Следственном управлении Следственного комитета РФ по РА, Управлении ФССП по РА; введен в состав Коллегии Управления Роспотребнадзора по РА.
Уполномоченный входит в состав Координационного совета при Управлении Минюста РФ по РА, задача которого - обеспечение единых стандартов защиты прав человека и гражданина, устранение законодательных пробелов, противоречий, препятствующих установлению и действию единых нормативных стандартов, создание эффективного механизма контроля над соблюдением правозащитного законодательства.
В связи с тем, что к Уполномоченному поступили обращения от осужденных, находящихся в исправительных учреждениях на территории Республики Адыгея, по поводу неудовлетворительного медицинского обеспечения по предложению Уполномоченного на заседании Координационного совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея был рассмотрен вопрос "О состоянии работы и проблемах, связанных с реализацией права осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь в учреждениях исполнения наказания".
По результатам рассмотрения указанного вопроса УФСИН России по Республике Адыгея было рекомендовано:
- осуществить введение в штатные расписания учреждений УФСИН России по Республике Адыгея должностей врачебного, среднего и младшего персонала;
- направить обращение в адрес руководства УФСИН России по Краснодарскому краю по вопросу организации при необходимости медицинского обследования и лечения граждан, находящихся в местах принудительного содержания на территории Республики Адыгея, в медицинских учреждениях, подведомственных Управлению ФСИН России по Краснодарскому краю;
- направить обращение в адрес Министерства здравоохранения Республики Адыгея по вопросу организации взаимодействия медицинских учреждений УФСИН России по Республике Адыгея в части оказания медицинской помощи осужденным.
В истекшем году Уполномоченный осуществлял информационное взаимодействие с Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области в рамках подготовки к заседанию Координационного совета при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области по вопросам форм и методов взаимодействия институтов гражданского общества и учреждений уголовно-исполнительной системы, расположенных в Южном федеральном округе, в сфере реабилитации и социальной адаптации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
В рамках взаимодействия с ОФМС России по Республике Адыгея Уполномоченный предложил во втором квартале 2013 года рассмотреть на заседании Общественно-консультативного совета при ОФМС России по Республике Адыгея вопрос "О взаимодействии ОФМС России по Республике Адыгея с Уполномоченным по правам человека в Республике Адыгея и институтами гражданского общества в области соблюдения прав человека и совершенствования миграционного законодательства".
Объектом особого внимания Уполномоченного служит Военный комиссариат Республики Адыгея. Как уже отмечалось, на период проведения призывной кампании при Уполномоченном работает "Горячая линия" для призывников и их родителей. Телефон "Горячей линии" 52-35-92.
По сложившейся традиции Верховный Суд Республики Адыгея, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея, Управление Росздравнадзора по Республике Адыгея, Государственная инспекция труда в Республике Адыгея также стали партнерами Уполномоченного по взаимодействию. Без их участия восстановление нарушенных прав граждан было бы затруднительным, а порой и невозможным.
В рамках взаимодействия в адрес руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Адыгея В.И. Семенова Уполномоченным направлялась информация за 2010 - 2012 годы по проблемам предупреждения пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания по отношению к задержанным, арестованным, осужденным лицам со стороны сотрудников правоохранительных органов.
В целях повышения эффективности взаимодействия по рассмотрению обращений граждан сотрудниками аппарата Уполномоченного совместно с руководителями Следственного управления СК РФ по Республике 108
Адыгея осуществлялись совместные выездные приемы граждан согласно утвержденному графику.
Таким образом, острых проблем, связанных с взаимодействием Уполномоченного с федеральными структурами, в том числе затрагивающих независимый и самостоятельный статус Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея, в рамках существующего правового регулирования не имеется.
3.2. Взаимодействие с органами местного самоуправления
В 2012 году была продолжена практика активного взаимодействия Уполномоченного с главами муниципальных районов и городских округов по целому ряду социально значимых и остро стоящих проблем и вопросов.
В частности, в адрес Уполномоченного за истекший год поступили многочисленные обращения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, по проблеме обеспечения их семей муниципальным жильем.
Анализ ситуации по указанным обращениям показал, что некоторые органы местного самоуправления фактически самоустранились от решения вопросов, связанных с обеспечением нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма. Муниципальные программы по решению данных вопросов не принимаются. Муниципальное жилье не строится. Информация об этом доведена до сведения Главы Республики Адыгея, а также опубликована в номере республиканской газеты "Советская Адыгея" за 13.11.2012 г.
Ранее Уполномоченный обращался в Прокуратуру Республики Адыгея с просьбой проверить законность бездействия органов местного самоуправления по исполнению возложенных федеральным законом полномочий по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями.
По информации Прокуратуры Республики Адыгея в адрес глав муниципальных образований внесены представления об устранении указанных нарушений закона.
Еще одной социальной проблемой, выявленной в ходе личного приема граждан Уполномоченным, стали их многочисленные обращения по вопросу подтверждения статуса малоимущей семьи и назначения в связи с этим мер социальной поддержки малоимущим гражданам, имеющим детей.
Суть проблемы заключается в том, что пунктом 17 Административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по предоставлению государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 06.08.2008 г. N 104, предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должен представить заявитель для подтверждения статуса малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) в целях реализации права на получение различных социальных услуг. Одним из документов является справка с места жительства о составе семьи.
В соответствии с действующим законодательством справка о составе семьи представляет собой сведения, где заявитель указывает список лиц, входящих в состав семьи, на основании подтверждающих документов. Правильность указанных сведений, их соответствие документам удостоверяются уполномоченным органом (уполномоченным лицом) и подписью заявителя.
Однако по информации обратившихся граждан, уполномоченные органы и уполномоченные лица, удостоверяющие справки о составе семьи, требуют от граждан указывать в справках полное количество лиц, зарегистрированных в жилом помещении, в котором проживает заявитель, т.е. в администрациях муниципалитетов и комитетах (управлениях) по труду и социальной защите населения вместо справки о составе семьи требуют справку о зарегистрированных лицах. Бывают случаи, что на жилой площади зарегистрированы лица, не являющиеся членами семьи заявителей, но уполномоченные лица требуют их включения в справку о составе семьи.
Таким образом, при расчете среднедушевого дохода семьи в состав семьи заявителя необоснованно включаются лица, не относящиеся к членам малоимущей семьи, перечень которых определен статьей 13 Федерального закона от 05.04.2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", либо лица, формально относящиеся к членам малоимущей семьи, но совместно не проживающие и совместное хозяйство не ведущие.
Такой подход приводит к необоснованному лишению граждан статуса малоимущих и отказу в предоставлении государственных социальных услуг малоимущим семьям.
Учитывая изложенное, Уполномоченный рекомендовал главам муниципальных районов и городских округов обратить особое внимание уполномоченных органов или уполномоченных лиц, заверяющих справки о 110 составе семьи, на недопустимость необоснованного включения в состав малоимущей семьи лиц, по формальным признакам относящихся к членам семьи заявителя, без соответствующей проверки, либо лиц, вовсе не относящихся к членам семьи заявителя.
Рекомендации Уполномоченного были приняты к сведению для дальнейшего руководства, исполнения и недопущения впредь указанных нарушений при выдаче и заверении справок о составе семьи.
Еще одним примером конструктивного взаимодействия Уполномоченного с органами местного самоуправления по восстановлению прав граждан явилось положительное решение социальной проблемы, обозначенной инвалидами по зрению, которые обратились на личном приеме к Уполномоченному с жалобой на непринятие мер по благоустройству района, где компактно проживают инвалиды по зрению.
Инвалиды указали, что в г. Майкопе в районе пересечения улиц Хакурате и Красногвардейская расположен дом, где компактно проживает около 150 инвалидов по зрению (дом N 636 по ул. Хакурате). Тротуары и пешеходные дорожки, ведущие от места жительства инвалидов по зрению к клубу Адыгейской региональной организации ВОС, объектам инфраструктуры и транспорта, в ямах и рытвинах, поскольку длительное время не ремонтировались. Указанные тротуары и пешеходные дорожки в отдельных местах засыпаны щебнем, и передвижение по ним незрячих людей самостоятельно не только неудобно, но и небезопасно.
По вопросу проведения ремонтных работ тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к месту жительства, инвалиды неоднократно обращались в администрацию муниципального образования "Город Майкоп", однако просьбы инвалидов остались без рассмотрения.
В интересах инвалидов Уполномоченный обратился к главе муниципального образования "Город Майкоп" с просьбой рассмотреть возможность благоустройства района компактного проживания инвалидов по зрению.
Просьба Уполномоченного была рассмотрена, и Советом народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" были выделены необходимые денежные средства и осуществлен ремонт тротуаров и пешеходных дорожек в районе компактного проживания инвалидов по зрению.
В 2012 году Уполномоченным была продолжена положительно зарекомендовавшая себя практика организации и проведения совместного с главами муниципалитетов личного приема граждан в муниципальных образованиях "Теучежский район", "Тахтамукайский район", "Гиагинский район", "Майкопский район". Уже традиционно такие приемы организуются путем выездов Уполномоченного в районы республики для рассмотрения жалоб граждан, которые в случае реального существования такой возможности оперативно и безотлагательно рассматриваются на местах, с привлечением всех заинтересованных и ответственных должностных лиц органов местного самоуправления.
Конструктивный диалог и положительная практика взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти, органами местного самоуправления и территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти способствует обеспечению и восстановлению конституционных прав и свобод, позволяет быстро и эффективно восстанавливать права граждан, способствует их эффективной защите.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.