Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей фио, фио, при секретаре Джемгирове М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии"
на решение Кунцевского районного суда адрес от 19 мая 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Федорова Владислава Александровича в пользу Публичного акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" в счет возмещения затрат, связанных с обучением, денежные средства в размере сумма, расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать, УСТАНОВИЛА:
ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" обратилось в суд с иском к Федорову В.А. о возмещении затрат, связанных с обучением. В обоснование своих исковых требований истец ссылается на то, что Федоров В.А. в соответствии с трудовым договором N 98 от 17.02.2014 года, приказом от 13.02.2014 года N 1532/л был принят в ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в качестве пилота учебно-летного отряда департамента производства полетов с 17.02.2014 года. На основании трудового договора N 98 от 17.02.2014 года между работником и работодателем был заключен ученический договор N 371/84 от 15.05.2017 года, согласно которому Федоров В.А. был направлен на переподготовку на самолет В-777-300 в качестве второго пилота. Профессиональная подготовка производилась в Департаменте подготовки авиационного персонала ПАО "Аэрофлот". Начало переподготовки с 02.05.2017 года, а завершением переподготовки считается дата окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности. Кроме того, Федоров В.А. обязался проработать с даты окончания ввода в строй по специальности не менее 5-ти лет, при этом возместить денежные средства, затраченные на переподготовку, в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного ученическим договором срока обязательной работы; нарушения трудовой дисциплины, совершения иных виновных действий, за которые законодательством РФ предусмотрено увольнение с работы; отчисления за неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины; отказа от перевода на должность. После заключения ученического договора работник прошел обучение в Департаменте подготовки авиационного персонала ПАО "Аэрофлот" и завершил переподготовку.
Расходы ПАО "Аэрофлот" с учетом отработанного по ученическому договору времени на обучение работника составили сумма На основании заявления фио от 28.01.2020 года и в соответствии с приказом N 1877/л от 04.02.2020 года трудовой договор расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию в связи с выходом на досрочную страховую пенсию по старости с 04.02.2020 года. Уважительных причин при расторжении трудового договора не установлено. Количество неотработанного в ПАО "Аэрофлот" времени по ученическому договору составило 925 дней. Истец просит взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по ученическому договору N 371/84 от 15.05.2017 года в счет возмещения расходов, понесенных на обучение, в размере сумма, расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования признал частично.
Представитель третьего лица ГИТ в адрес в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об изменении которого просит ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в апелляционной жалобе.
В заседание судебной коллегии ответчик не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" фио, представителя ответчика фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению, по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 17.02.2014 года между Федоровым В.А. (Работник) и ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" (Работодатель) заключен трудовой договор N 98, в соответствии с которым Федоров В.А. принят на работу в качестве пилота учебно-летного отряда в департамент производства полетов.
15.05.2017 года между ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" (Работодатель) и Федоровым В.А. (Работник) заключен ученический договор N 371/98 (далее - ученический договор), в соответствии с которым Федоров В.А. был направлен на переподготовку на самолет В-777-300 в качестве второго пилота.
Согласно п.п. 1.4 - 1.6 ученического договора, переподготовка производится в Департаменте подготовки авиационного персонала ПАО "Аэрофлот"; начало переподготовки 02.05.2017 года, завершение переподготовки - дата окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности.
В соответствии с п. 2.1.4 ученического договора, Работник обязан проработать в ПАО "Аэрофлот" не менее 5 лет с даты окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности.
Согласно п. 2.1.5 ученического договора, Работник обязан возместить Работодателю денежные средства, затраченные на переподготовку Работника, в соответствии с пунктами 5.1.1 - 5.1.3 в случаях: увольнения Работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного настоящим договором срока обязательной работы; нарушения трудовой дисциплины, совершения других виновных действий, за которые законодательством РФ предусмотрено увольнение с работы; отчисления Работника за неуспеваемость, нарушение учебной дисциплины; отказа от перевода на должность в соответствии с п. 1.9.
Уважительными причинами увольнения являются: перевод одного из членов семьи на работу в другую местность, направление мужа/жены на работу (службу) за границу или переезд; болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности; необходимость ухода за больными близкими родственниками, подтвержденная документально; избрание на должности, замещаемые по конкурсу; призыв на военную службу; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в соответствии с пунктом 7 настоящего договора.
В соответствии с разделом 4 ученического договора стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях и без учета расходов на использование учебных средств ЧОУ ДПО АЦ "Боинг фио") составляет сумма, кроме того НДС сумма; расходы на использование учебных средств ЧОУ ДПО АЦ "Боинг фио" включаются в стоимость переподготовки дополнительно по факту аренды; стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты и составляет сумма/час, кроме того НДС сумма/час, но не менее сумма/курс, кроме того НДС сумма/курс.
Приказом N 151-469 от 03.05.2017 года Федоров В.А. был зачислен в департамент подготовки авиационного персонала для прохождения обучения по программе "Переподготовка летного состава на ВС В-777 с 02.05.2017 года.
В соответствии с приказом N 151-158 от 05.06.2017 года Федоров В.А. признан окончившим переподготовку на ВС В-777 03.06.2017 года.
Приказом N 125.11/1-1136/у от 26.06.2017 года Федоров В.А. допущен к вводу в строй в качестве второго пилота ВС Б777.
На основании заявления фио от 28.01.2020 года и в соответствии с приказом N 1877/л от 04.02.2020 года трудовой договор расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию в связи с выходом на досрочную страховую пенсию по старости с 04.02.2020 года.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абзацу восьмому части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 197 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в статье 199 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно части первой которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (часть 2 статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (часть 1 статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью второй названной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Таким образом, из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В целях профессиональной подготовки работников для нужд работодателя между работодателем и работником может заключаться в том числе ученический договор, в который должно быть включено условие об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного этим договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, не менее установленного ученическим договором срока этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Действующее трудовое законодательство не конкретизирует состав расходов работодателя, которые включаются в стоимость обучения как возмещаемые затраты. Данный вопрос может быть урегулирован в локальном акте организации и в ученическом договоре. При этом факт понесенных затрат на обучение должен быть подтвержден надлежащими документами, и размер этих расходов должен быть с достоверностью установлен.
Необходимость установления действительного размера расходов работодателя на обучение конкретного работника, подлежащих возмещению этим работников, следует и из содержания подпункта 2 пункта 2 Рекомендации N 85 Международной организации труда "Об охране заработной платы" (принята в адрес 1 июля 1949 г. на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ), предусматривающего, что сумма удержаний из заработной платы работника в порядке возмещения потерь или ущерба, нанесенного им работодателю, должна быть умеренной и не должна превышать действительной стоимости потерь или ущерба.
Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на положения статей 197, 198, 199, 200, 207, 249 Трудового кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" о возмещении расходов, понесенных на обучение фио за наземную подготовку пропорционально неотработанному времени, поскольку в рамках заключенного с ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" ученического договора Федоров В.А. прошел дополнительное обучение и переподготовку на новый тип ВС в качестве второго пилота с освоением необходимых для получения названной квалификации программ. В этой части решение не оспаривается.
В апелляционной жалобе ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" ссылается на то, что судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание расчет фактических затрат на ввод в строй в рейсовых условиях.
Из абзацев первого и третьего пункта 1 статьи 52, абзаца первого пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 670, следует, что для получения соответствующего свидетельства лицу необходимо пройти подготовку по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, а затем проверку соответствия своих знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Федеральный законодатель в статье 54 Воздушного кодекса установилспециальное правовое регулирование подготовки специалистов, закрепив правило, согласно которому требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2), а также обязал осуществлять подготовку специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации исключительно по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию которых также устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4).
Приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399 утверждены Федеральные авиационные Правила "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", устанавливающие требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Программа подготовки разрабатывается лицами, указанными в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, эксплуатантом авиации общего назначения, а также лицом, имеющим свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения подготовки пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения в порядке индивидуальной подготовки (квалификационную отметку "инструктор" в свидетельстве пилота) (пункт 3 Правил).
Программа подготовки кандидатов на получение свидетельств, квалификационных отметок должна содержать, в том числе, продолжительность и режим занятий (общее количество учебных часов, максимальная продолжительность учебного дня в часах), этапы подготовки (теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка) (пункт 4).
Программа подготовки, указанная в пункте 4 настоящих правил, должна обеспечивать получение опыта, знаний и навыков (умений), установленных федеральными авиационными правилами в отношении специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 240 (зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2015 г, регистрационный N 38810) (пункт 5 Правил).
Правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, установлены Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 и разработанными в соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".
Согласно требованиям подпункта "г" пункта 5.12 и пункта 5.84 названных Правил планирование, организацию и проведение подготовки членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, разрабатывающий программы, по которым производится подготовка членов экипажей ВС, утверждает в Федеральном агентстве воздушного транспорта и издает в виде приложений к РПП (часть D "Подготовка авиационного персонала"). Программа считается выполненной с момента прохождения полного курса. Эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.
В соответствии с пунктом 5.82 Правил на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве КВС, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой менее 10000 кг - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота; для управления вертолетом максимальной взлетной массой 10000 кг и более - имеет свидетельство линейного пилота.
В случае, когда эксплуатационной документацией воздушного судна предусмотрено обязательное наличие второго пилота, на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве второго пилота, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство коммерческого пилота или свидетельство пилота многочленного экипажа самолета; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота, свидетельство пилота многочленного экипажа или свидетельство коммерческого пилота, а также налет 500 часов в качестве пилота самолета или прошел подготовку не менее 50 часов на тренажерном устройстве имитации полета самолета, допущенном к применению для отработки взаимодействия пилотов; для управления вертолетом - имеет свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота (пункт 5.82.1 Правил).
Эксплуатант назначает пилота в качестве КВС под наблюдением, который: для управления самолетом с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота; для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота или свидетельство коммерческого пилота и налет не менее тысячи часов. Пилот выполняет функции КВС под наблюдением в составе экипажа, включающего КВС, имеющего налет в качестве КВС не менее 500 часов на этом типе воздушного судна (пункт 5.82.2).
Согласно пункту 2.8 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, обладатель квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.7 настоящих Правил, должен приобрести под контролем инструктора опыт на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере.
Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 (пункт 2.5 Правил).
Свидетельства авиационного специалиста выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в установленном порядке, и проверку соответствия их знаний, навыков и опыта, возраста и состояния здоровья требованиям ФАП. В свидетельстве указываются, в том числе, квалификационные отметки (тип воздушного судна, допуск к полетам по приборам, допуск к инструкторской работе, ограничение допуска к полетам только в качестве второго пилота).
Пунктом 4.3 названных Правил установлено, что кроме требований, установленных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящих Правил, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет": должен иметь налет на самолете не менее 200 ч или 150 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере. В указанный налет входит: 100 ч налета в качестве командира воздушного судна или, если кандидат прошел курс обучения по утвержденной программе, 70 ч в качестве командира воздушного судна; 20 ч налета, выполняя полеты по маршруту в качестве командира воздушного судна, включая полет по маршруту протяженностью не менее 540 км с выполнением в ходе этого полета посадок до полной остановки на двух различных аэродромах; 10 ч налета в процессе обучения полетам по приборам, из которых не более 5 ч налета по приборам на тренажере; 5 ч налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и пяти посадок в качестве командира воздушного судна; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях: распознавание и контролирование факторов угрозы и ошибок; предполетная подготовка, включая расчеты массы и положения центра тяжести (центровки), осмотр и обслуживание самолета; аэродромное движение и полеты по схемам движения, методы и меры предотвращения столкновений; управление самолетом с помощью внешних визуальных ориентиров; полет на критически низких воздушных скоростях; предотвращение штопора; распознавание начального и развившегося сваливания и выход из него; полеты с асимметричной тягой при выдаче пилотам квалификационных отметок типа и класса самолетов с несколькими двигателями; полеты на критически высоких воздушных скоростях; взлеты и посадки в нормальных условиях и при боковом ветре; взлеты с коротким разбегом (с укороченной
взлетной полосы с учетом высоты пролета препятствий); посадки на аэродром ограниченных размеров; основные маневры и выход из необычных угловых положений с помощью только основных пилотажных приборов; полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров, методов счисления пути и радионавигационных средств; правила изменения маршрута; полет при имитации аварийной ситуации, включая имитацию неисправностей бортового оборудования и силовой установки; полеты на контролируемый аэродром, вылеты с контролируемого аэродрома, пролет контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, правил ведения радиосвязи и фразеологии.
В соответствии с требованиями пункта 25 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 13.08.2015 N 246, эксплуатант организует допуск членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций; осуществляет организацию и проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами; разработку и реализацию программ подготовки членов экипажей воздушных судов.
Согласно пункту 5.2.1 Руководства по производству полетов эксплуатанта РД-ГД-001 ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" в зависимости от специальности, уровня подготовленности и опыта работы членам экипажей воздушных судов, а также другим лицам авиационного персонала выдается соответствующее свидетельство.
Каждый член экипажа воздушного судна должен отвечать требованиям к обладателям свидетельств установленным в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, и иметь действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.
Свидетельства авиационного специалиста выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в установленном порядке, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Свидетельство действует бессрочно, за исключением случаев, когда оно аннулировано, приостановлено или заменено на новое свидетельство.
Пунктом 5.2.2 названного Руководства определено, что обладатель свидетельства имеет право выполнять функции члена экипажа или других лиц авиационного персонала в соответствии с квалификационными отметками и допуском к самостоятельным полетам (работе) на конкретных типах воздушных судов или к работе по обеспечению полетов.
Обладатель свидетельства пользуется правами, предусмотренными данным свидетельством, и квалификационными отметками лишь в том случае, если он сохраняет свою квалификацию, а его опыт (стаж работы, налет часов, тренажерная подготовка, перерыв в полетах) отвечает установленным требованиям.
Для получения свидетельства более высокого класса пилот должен соответствовать требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами к уровню знаний, навыков и умений обладателя свидетельства более высокого класса, а также получить необходимый практический опыт по управлению воздушным суднам соответствующего вида.
Для получения свидетельства более высокого класса полностью засчитывается суммарное время налета, в течение которого: обладатель свидетельства пилота выполняет функции второго пилота воздушного судна, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что оно может эксплуатироваться летным экипажем, включающим второго пилота; обладатель свидетельства второго пилота выполняет обязанности и функции командира воздушного судна под контролем командира воздушного судна (командир воздушного судна под наблюдением).
Пилот может быть назначен в качестве КВС под наблюдением для управления ВС с количеством пассажирских мест 103 и менее, если он имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота, а для управления самолетом с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного или коммерческого пилота и налет не менее тысячи часов. Пилот выполняет функции КВС под наблюдением в составе экипажа, включающего КВС, имеющего налет в качестве КВС не менее 500 часов на этом типе воздушного судна.
В пункте 5.2.2.2 Руководства приведены требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота.
В пункте 5.2.4 Руководства указано, что к прохождению переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации допускаются члены летных экипажей гражданской авиации, либо члены летных экипажей других видов авиации, прошедшие дополнительную подготовку в объеме, необходимом для получения свидетельства специалиста гражданской авиации, годные к летной работе по состоянию здоровья, с учетом возраста, квалификации, стажа работы по специальности, образования и профессиональных качеств.
Переподготовка кандидатов на другие (новые) типы воздушных судов гражданской авиации производится в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования и в авиационных учебных центрах либо в зарубежных учебных центрах, прошедших процедуру одобрения и признания в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.2.5 Руководства после окончания переподготовки на новый тип ВС на основании сертификата, выданного авиационным учебным центром, орган по выдаче свидетельств вносит в свидетельство члена летного экипажа квалификационную отметку о типе воздушного судна.
Из совокупного толкования названных правовых норм следует, что планирование, организацию и проведение подготовки (переподготовки) членов летных экипажей осуществляет эксплуатант, то есть в данном случае - работодатель, который разрабатывает программы, в соответствии с которыми проводится переподготовка членов ВС, и утверждает эти программы в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Эксплуатант осуществляет допуск членов летных экипажей воздушных судов к выполнению своих функций, организовывает проведение подготовки, тренировок, контроля навыков и знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами, разрабатывает и реализовывает программы подготовки членов экипажей воздушных судов. При этом в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил программа переподготовки кандидатов на получение свидетельств или квалификационных отметок включает в себя следующие этапы подготовки: теоретическая, тренажерная, летная, практическая подготовка (стажировка). После успешного прохождения теоретической и тренажерной подготовки авиационный персонал эксплуатанта с внесенной квалификационной отметкой о типе воздушного судна в свидетельство пилота приобретает под контролем пилота-инструктора практический опыт и демонстрирует умение и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушного судна, которые отвечают обязанностям командира воздушного судна или второго пилота. Программа подготовки членов летных экипажей по решению эксплуатанта может включать летную подготовку как в аэродромных условиях на воздушном судне без пассажиров на борту, так и летную подготовку в рейсовых условиях. Завершается подготовка членов летного экипажа квалификационной проверкой и изданием эксплуатантом организационно-распорядительного документа до допуске членов летного экипажа воздушного судна к выполнению функций в качестве командира воздушного судна или второго пилота.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию (часть 2 статьи 71 ГПК РФ).
Правила оценки доказательств установлены статьей 67 ГПК РФ, согласно части 1 которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 3 и 4 статьи 67 ГПК РФ).
Из содержания ученического договора, заключенного ПАО (ОАО) "Аэрофлот-российские авиалинии" с Федоровым В.А, следует, что конкретная сумма расходов работодателя на обучение работника в части, касающейся расходов на ввод в строй, в нем не определена.
Согласно условиям ученического договора N 371/98 от 15.05.2017 года стоимость переподготовки (без ввода в строй в рейсовых условиях) составляет твердую сумму (которая и была взыскана), однако стоимость ввода в строй в рейсовых условиях рассчитывается за фактически выполненные полеты, то есть в итоге она зависит от количества часов ввода в строй и составляет сумма/час, кроме того НДС сумма/час, но не менее сумма/курс, кроме того НДС сумма/курс.
При этом количество часов, необходимое для ввода в строй в рейсовых условиях фио, и точная дата окончания его переподготовки договором не предусмотрены, завершение переподготовки обусловлено датой окончания ввода в строй в рейсовых условиях по специальности.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ были истребованы и приобщены к материалам дела новые доказательства, а именно: реестр ввода в строй фио
Исходя из представленных в дело доказательств и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что размер суммы затрат на обучение, взысканной с ответчика в пользу истца, подлежит изменению ввиду следующего.
В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о выплатах, осуществленных истцом инструкторам фио, фио, фио, фио за проведение инструктажа Федорову В.А. Так, согласно расчетным листкам, в июле и августе 2017 года фио была осуществлена дополнительная выплата за выполнение инструкторской функции за 77, 83 ч. в размере сумма, из них инструктаж фио составлял 70, 46 ч, то есть затраты составили сумма (сумма : 77, 83 х 70, 46); фио была осуществлена дополнительная выплата за выполнение инструкторской функции за 95, 30 ч. в размере сумма, из них инструктаж фио составлял 10, 58 ч, то есть затраты составили сумма (сумма : 95, 30 х 10.58); фио была осуществлена дополнительная выплата за инструктаж фио за 27, 08 ч. в размере сумма; фио была осуществлена дополнительная выплата за выполнение инструкторской функции за 64, 50 ч. в размере сумма, из них инструктаж фио составлял 21, 18 ч, то есть затраты составили сумма (сумма : 64, 50 х 21, 18). Таким образом, всего затраты составили сумма Указанные затраты, в отличие от иных заявленных к возмещению затрат, по мнению судебной коллегии, подтверждают понесенные истцом расходы на обучение ответчика. Соответственно, пропорционально неотработанному ответчиком времени сумма затрат составит сумма (сумма : 1 826 дн. х 925 дн.).
Таким образом, с ответчика подлежат взысканию в счет возмещения затрат, связанных с обучением сумма (сумма + сумма), решение в данной части подлежит изменению.
С учетом изменения итоговой денежной суммы, присужденной в пользу истца, подлежит изменению решение суда и в части размера государственной пошлины, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда адрес от 19 мая 2021 года изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с Федорова Владислава Александровича в пользу Публичного акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" в счет возмещения затрат, связанных с обучением, денежные средства в размере сумма, расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма
В удовлетворении требований ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" к Федорову Владиславу Александровичу в большем размере - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.