Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Михайловой Р.Б., Смолиной Ю.М., при секретаре Цыганковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидорова Фикрета к Минюсту России о признании незаконным распоряжения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-1172/2020)
по апелляционной жалобе административного истца Сидорова Ф. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 сентября 2020 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения Сидорова Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидоров Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России, в котором просил признать незаконным распоряжение N 7702-рн от 03 декабря 2018 года, которым его пребывание (проживание) на территории Российской Федерации признано нежелательным.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что не представляет угрозы для общественного порядка и безопасности Российской Федерации, положительно характеризуется по месту отбывания наказания, имеет тесные и устойчивые связи с Российской Федерацией; состоит в браке с гражданкой Российской Федерации, имеют детей и общее имущество.
Исходя из изложенного, заявитель полагал, что оспариваемое решение принято без учета данных о его личности и семейном положении, с нарушением права, предусмотренного статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; государством допущено чрезмерное вмешательство в его частную (личную и семейную) жизнь.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Сидорова Ф. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного; в обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что данных о том, что распоряжение, которое ведет к разлучению с семьей, обусловлено интересами национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, установлено в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц, не имеется; само по себе наличие судимости Сидорова Ф. об этом не свидетельствует.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения административного истца Сидорова Ф, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просившего об отложении слушания, не сообщившего об уважительных причинах неявки, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При рассмотрении административного дела установлено, что Сидоров Ф. не является гражданином Российской Федерации, женат с 2008 года, имеет четверых детей, в том числе двоих несовершеннолетних, * и паспортные данные; супруга и несовершеннолетние дети являются гражданами Российской Федерации.
Семья административного истца зарегистрирована и проживает в адрес. Сидоров Ф. разрешения на временное проживание в Российской Федерации и вида на жительство не получал, в гражданстве Российской Федерации не состоит, за его приобретением в установленном порядке не обращался; согласно паспорта является гражданином Грузии, как его мать и отец; до ареста административный истец без регистрации проживал у супруги.
Вступившим в законную силу приговором Кунцевского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2016 года Сидоров Ф, ранее судимый за пособничество к убийству к наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет, освобожденный по УДО (неотбытый срок 3 года 2 месяца 28 дней), осужден за квалифицированное похищение человека, группой лиц по предварительному сговору, с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья из корыстных побуждений и вымогательство по п.п. "а" "в" и "з" части 2 статьи 126, п. "б" части 3 статьи 163 УК РФ к лишению свободы на длительный срок с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Сидоров Ф. отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области; конец срока - 05 декабря 2021 года; срок погашения судимости - 10 лет после освобождения.
Начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области подготовлено заключение, на основании которого ФСИН России вышло в Минюст России с представлением о необходимости принятия в отношении Сидорова Ф. решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Из указанных документов, помимо вышеизложенного, также следует, что Сидоров Ф. не признал вину в преступлениях, не работает, стремления к трудоустройству не проявляет, по характеру спокойный, уравновешенный; в среде осужденных уживчив, отношения строит на бесконфликтной основе; с администрацией учреждения вежлив, корректен; поддерживает социально-полезные связи, взаимоотношения с родственниками строит путем переписки, свиданий, получает посылки и передачи; воспитательные мероприятия посещает, воспринимает их правильно; за время отбывания наказания допустил 1 нарушение установленного порядка, поощрений не имеет, на профилактическом учете не состоит; в ходе опроса осужденный пояснил, что после освобождения намерен покинуть Российскую Федерацию, в связи с чем отмечено, что препятствий к принятию решения о нежелательности его пребывания (проживания) не имеется.
По результатам рассмотрения поступивших документов и характеристик распоряжением Минюста России N 7702-рн от 03 декабря 2018 года на основании части 4 статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", части 11 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" пребывание (проживание) в Российской Федерации Сидорова Ф. признано нежелательным.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходил из того, что оснований полагать оспариваемое распоряжение незаконным, нарушающим права административного истца, не имеется; оно принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, преследует правомерные цели и, вопреки доводам заявителя, является адекватной мерой государственного реагирования на допущенные Сидоровым Ф. нарушения закона и противоправное поведение; оснований полагать, что со стороны публичных властей Российской Федерации допущено чрезмерное и неоправданное вмешательство в права гражданина на уважение семейной жизни, не имеется.
Согласиться с обоснованностью суждений суда о том, что оспариваемым административным актом, в котором не установлен срок ограничения, сохранен баланс публичного и частных интересов, не представляется возможным.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения; иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (подпункты 1 и 3).
Согласно части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 N 199 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, согласно которому, к числу таких органов исполнительной власти относилось на дату возникновения спорных правоотношений и Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке предоставления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 N 171.
Согласно пункту 3 Инструкции и в соответствии со статьей 25.10 Закона N 114-ФЗ решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.
Один из критериев оценки реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан является наличие у заявителя непогашенной судимости за совершение умышленного преступления, за которое он привлечен к уголовной ответственности приговором суда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 N 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, определенных (закрепленных федеральным законом) дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, а потому, безусловно, адекватны ей, так как связаны с обязанностью нести ответственность за собственное виновное поведение.
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Пунктом 3 ст. 12 Международного пакта от 16.12.1966 о гражданских и политических правах и п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16.09.1963) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Вместе с тем, Конвенция не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вмешательство в право лица на уважение частной и семейной жизни будет являться нарушением статьи 8 Конвенции, если только оно не преследует правомерные цели, указанные в пункте 2 данной статьи, и не оправдано крайней социальной необходимостью. При этом, Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что вмешательство в семейную жизнь признавалось оправданным в случае осуждения лица за умышленные преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Вместе с тем, как справедливо обращено внимание в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.03.2018 N 621-О, несмотря на отсутствие в части четвертой статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" указания на срок ограничения на въезд, не исключается возможность пересмотра ранее наложенных ограничений на новом этапе, если будет установлено, что отпали основания для их применения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 20-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 545-О-О, от 20 декабря 2016 года N 2593-О, от 25 января 2018 года N 41-О и др.).
При этом, согласно вышеозначенной Инструкции, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 N 171, распоряжение в обязательном порядке должно содержать указание на срок, в течение которого пребывание (проживание) лица на территории Российской Федерации признается нежелательным, равным сроку погашения судимости, поскольку именно с этим обстоятельством государство связывает соответствующую угрозу для безопасности государства и общественного порядка, права и законные интересы граждан и иных лиц со стороны иностранного гражданина, позволяющие установить в отношении него ограничительные меры.
Оценивая применительно к изложенному собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия находит, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, преследует правомерные цели защиты граждан от совершившего умышленное преступление в сфере незаконного оборота наркотиков иностранного гражданина, судимость которого в установленном порядке не снята и не погашена, что справедливо характеризует его как субъекта с повышенной общественной опасностью, обуславливающей применение к нему закрепленных федеральным законом дополнительных обременений, вытекающих из обязанности нести ответственность за свое умышленно-виновное поведение.
Вопреки аргументам административного истца, по делу собрано достаточно доказательств, объективно свидетельствующих о наличии у административного ответчика достаточных оснований для принятия оспариваемого решения; административный истец осужден за совершение такого рода умышленных преступлений, судимость за которые не снята и погашена, а назначенное по приговору суда наказание не отбыто, в связи с которым он правомерно охарактеризован как создающий реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Оценка реальной угрозы общественному порядку, правам и интересам граждан Российской Федерации, исходящей от иностранных гражданин и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации и нарушающих порядок такого пребывания, находится в компетенции суверенного государства.
Принимая оспариваемое решение, Минюст России совершенно справедливо отдал приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации.
Вопреки аргументам стороны административного истца, административным ответчиком должным образом учтены данные о личности и семейном положении административного истца; в отношении административного истца не установлено каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих принятию в отношении него решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации; нарушений предусмотренного статьей 8 Конвенции права административного истца на уважение личной и семейной жизни не допущено; само по себе наличие у Сидорова Ф. близких родственников - граждан Российской Федерации, не является достаточным доказательством несоразмерного вмешательства государства в личную и семейную жизнь заявителя, тем более, что правовую связь с государством своей гражданской принадлежности административный истец не утратил.
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам или лицам без гражданства бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 г. N 628-О).
Достаточных данных, свидетельствующих о возможности распространения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод на возникшие правоотношения, не имеется. Несмотря на то, что декларируемые заявителем цели пребывания на территории Российской Федерации являются для него важными, однако, они не могут расцениваться в качестве решающих при их сопоставлении с защищаемым государством интересом.
Вместе с тем, отсутствие в распоряжении срока установленного ограничения не соответствует законодательству и нарушает права заявителя; признание пребывания (проживания) Сидорова Ф. в Российской Федерации нежелательным бессрочно, в том числе после погашения судимости, не соответствует положениям национального законодательства и свидетельствует о чрезмерном вмешательстве со стороны публичных властей Российской Федерации в права административного истца, в том числе на уважение семейной жизни, что не отвечает требованию соблюдения баланса публичного и частных интересов, что, однако, не учтено судом.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что решение суда на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении требований, признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) Сидорова Ф. в Российской Федерации в части неустановления срока ограничения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 сентября 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым заявленные Сидоровым Фикретом административные исковые требования удовлетворить частично. Признать незаконным распоряжение Минюста России N 7702-рн от 3 декабря 2018 года о нежелательности пребывания в Российской Федерации Сидорова Фикрета в части неустановления срока данного ограничения. В остальной части административного иска отказать.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.