Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тюленевой Надежды Анатольевны на решение Кромского районного суда Орловской области от 18 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 6 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Тюленевой Надежды Анатольевны к администрации Кромского района Орловской области, администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области о признании незаконным бездействия о переносе и установке дорожного знака.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тюленева Н.А. обратилась в суд к администрации Кромского района Орловской области и администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области с административным иском о признании бездействия о переносе и установке дорожного знака незаконным. В обоснование заявленных требований указала, что в поселок городского типа Кромы Орловской области по "адрес" в направлении на "адрес" установлен знак "Конец населенного пункта", однако за указанным знаком находятся дома по "адрес", которые административно-территориально относятся к указанному населенному пункту. При этом дорожный знак "Начало населенного пункта" в деревне Большая Драгунская, которая расположена непосредственно за поселком городского типа Кромы, отсутствует. Однако, земельный участок со стоящим на нем домом по адресу: "адрес" согласно публичной кадастровой карте территориально относится к деревне Большая Драгунская. По данному вопросу Тюленева Н.А. обращалась 21 октября 2020 года к начальнику отдела по решению вопросов местного значения городского поселения Кромы "ФИО" и главе Стрелецкого сельского поселения "ФИО". В ответе от 12 ноября 2020 года администрация Кромского района сообщила, что необходимо обратиться в администрацию Стрелецкого сельского поселения. В свою очередь, исполняющая обязанности главы администрации Стрелецкого сельского поселения "ФИО" в ответе от 2 ноября 2020 года указала на то, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения отнесена к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района.
По мнению административного истца, указанные в данных ответах правовые обоснования не соответствуют действительности, требования, содержащиеся в ее заявлениях о переносе/установке дорожного знака не исполнены, что нарушает права административного истца как водителя, так как позволяет автомобилям развивать большую скорость, проезжая дом "адрес", находящийся в жилой зоне индивидуальной застройки, где проживают дети, движение автомобилей со скоростью 90 км/ч создает высокий риск аварийных ситуаций. По изложенным основаниям с учетом уточнения административных исковых требований Тюленева Н.А. просила суд признать незаконным бездействие администрации Кромского района Орловской области в части переноса знака "Конец населенного пункта" поселка городского типа Кромы и обязать установить знаки "Начало населенного пункта" и "Конец населенного пункта" поселка городского типа Кромы за территорией участка поселка городского типа Кромы рядом с "адрес"; просила также признать незаконным бездействие администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области по требованию об установке дорожных знаков "Начало населенного пункта" и "Конец населенного пункта" в деревне Большая Драгунская и обязать установить данные дорожные знаки.
Решением Кромского районного суда Орловской области от 18 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 6 мая 2021 года, Тюленевой Н.А. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 12 августа 2021 года через суд первой инстанции, Тюленева Н.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Считает, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно сделали вывод о недоказанности нарушения ее прав. В обоснование жалобы указывает, что на момент рассмотрения дела срок действия проекта организации дорожного движения в поселке городского типа Кромы истек. Полагает, что знак "Конец населенного пункта" должен быть установлен на фактической границе жилой застройки указанного населенного пункта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В пункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления, Федеральный закон N 131-ФЗ) указано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского поселения.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, Федеральный закон N 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения, Федеральный закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 (далее - приказ Минтранса России N 402) утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В частности, к прочим работам по содержанию относится разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию. В состав мероприятий по содержанию автомобильной дороги входят также работы по установке недостающих дорожных знаков (подпункт 1 пункта 1 приказа Минтранса России N 402).
Приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года N 43 утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения.
Согласно пунктам 6, 7 данных Правил в целях формирования комплексных решений по организации дорожного движения на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, осуществляется разработка схем организации дорожного движения (комплексных схем организации дорожного движения), реализующих долгосрочные стратегические направления развития и совершенствования деятельности в сфере организации дорожного движения (комплексных схем организации дорожного движения). В целях проектной реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных ее предложений, либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексных схем организации дорожного движения разрабатываются проекты организации дорожного движения.
Исходя из частей 1-6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации дорожного движения, Федеральный закон N 443-ФЗ), документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии), долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации. В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления (часть 7 статьи 17 Федерального закона N 443-ФЗ).
Согласно пункту 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" знаки 5.23.1 и 5.23.2 "Начало населенного пункта" применяют для обозначения начала населенного пункта, в пределах которого действуют требования правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах. Знаки устанавливают на всех въездах в населенный пункт на фактической границе застроенной территории. Знак 5.23.2 устанавливают в случаях, когда требования правил дорожного движения, регламентирующие порядок движения в населенных пунктах, необходимо ввести на участке дороги с застройкой, не входящей в какой-либо населенный пункт (дачные поселки, отдельно стоящие предприятия, строящиеся объекты и т.п.). Знак 5.23.2 допускается устанавливать: на второстепенных въездах в населенный пункт; в начале жилой застройки в случаях, когда дорога неоднократно пересекает границы одного и того же населенного пункта; на границах жилой застройки, когда в пределах административных границ населенного пункта застройка прерывается на расстояние более 500 м.
Знаки 5.24.1 и 5.24.2 "Конец населенного пункта" применяют для указания конца населенного пункта, обозначенного соответственно знаками 5.23.1 и 5.23.2. Знаки устанавливают на всех выездах из населенного пункта на фактической границе застройки. Допускается устанавливать знак 5.24.2 в конце населенного пункта, обозначенного знаком 5.23.1.
Судами при рассмотрении дела установлено, что дорожный знак 5.24.2 "Конец населенного пункта" установлен на "адрес" поселка городского типа Кромы Орловской области (1 км +640 м справа), дорожный знак 5.23.2 "Начало населенного пункта" установлен на этом же переулке (1 км +640 м слева).
После знака 5.24.2 "Конец населенного пункта" с правой стороны начинается территория деревни Большая Драгунская, относящаяся к Стрелецкому сельскому поселению Кромского района Орловской области, с левой стороны - территория поселка городского типа Кромы, где находятся два жилых дома с адресами: "адрес" и "адрес". По границе данных населенных пунктов проходит автомобильная дорога, относящаяся территориально к Стрелецкому сельскому поселению Кромского района Орловской области. Дорожные знаки "Начало населенного пункта" и "Конец населенного пункта" в деревне Большая Драгунская фактически отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Генерального плана городского поселения Кромы и картографическим материалом.
Вместе с тем, установлено, что решением Кромского поселкового совета народных депутатов от 29 ноября 2017 года N 16-10 ПС утвержден Проект организации дорожного движения в поселке Кромы Кромского района Орловской области.
Согласно пункту 4.18 указанного Проекта дорожный знак 5.24.2 "Конец населенного пункта" установлен на "адрес" (1 км +640 м справа), дорожный знак 5.23.2 "Начало населенного пункта" установлен на "адрес" (1 км +640 м слева.).
То есть фактическое расположение указанных дорожных знаков соответствует требованиям указанного Проекта организации дорожного движения в поселке Кромы Кромского района Орловской области, утвержденного решением Кромского поселкового совета народных депутатов от 29 ноября 2017 года N 16-10 ПС.
Постановлением администрации Кромского района Орловской области от 11 июня 2020 года N 358 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципальных образований Кромского района Орловской области.
Согласно названному Перечню, автомобильная дорога по "адрес" протяженностью 1 430 м является дорогой общего пользования местного значения поселка городского типа Кромы, автодорога, проходящая по деревне Большая Драгунская общей протяженностью 3 050 метров, является дорогой общего пользования местного значения Стрелецкого сельского поселения.
Между администрацией Кромского района Орловской области и администрацией Стрелецкого сельского поседения Кромского района Орловской области 28 декабря 2018 года заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции Кромского района Орловской области на 2019-2021 годы, в соответствии с пунктом 2.2 которого администрацией Стрелецкого сельского поседения Кромского района Орловской области переданы к исполнению администрации Кромского района Орловской области полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог, по организации дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также по осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, по ремонту автомобильных дорог местного значения, по информационному обеспечению пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения, по осуществлению иных полномочий, отнесенных Законом об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления).
В ответе администрации Кромского района Орловской области от 12 ноября 2020 года Тюленевой Н.А. было сообщено, что организация дорожного движения на территории городского поселения Кромы выполняется в соответствии с проектом организации дорожного движения, разработанным в соответствии с требованиями нормативных документов, согласованным ОГИБДД ОМВД России по Кромскому району, состоящего из отдельных проектов по каждой улице поселка городского типа Кромы; по вопросу установки дорожных знаков начало и конец населенного пункта Большая Драгунская следует обраться в администрацию Стрелецкого сельского поселения.
Ответом администрации Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области за подписью исполняющей обязанности главы сельского поселения "ФИО" от 2 ноября 2020 года N 174 административному истцу сообщено о том, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесена к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района. Кроме того, по информации ОМВД России по Орловской области отсутствуют основания установки дорожных знаков в связи с отсутствием утвержденного проекта (схемой) организации дорожного движения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установил, что в поселке Кромы Кромского района Орловской области дорожный знак "Конец населенного пункта" и дорожный знак "Начало населенного пункта" установлены в соответствии с утвержденным проектом организации дорожного движения и соответствует требований пункта 5.6.36 ГОСТ Р 52289-2019 и пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50587-2017. Вместе с тем, несмотря на отсутствие в деревне Большая Драгунская Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области дорожных знаков "Начало населенного пункта" и Конец населенного пункта", их установление в настоящее время невозможно, поскольку органом местного самоуправления Стрелецкого сельского поселения Кромского района Орловской области, в полномочия которого входит решение данного вопроса, не разработан и не утвержден соответствующий проект организации дорожного движения на территории указанного населенного пункта.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не установлено такой совокупности условий по настоящему делу. Обращения Тюленевой Н.А. рассмотрены уполномоченным лицом, и ей даны письменные ответы.
Разрешая требования административного истца, судами исследованы все обстоятельства дела, проанализированы доводы сторон, применительно к требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и обоснованно сделаны выводы о том, что нарушений законодательства, а также прав и законных интересов заявителя, при рассмотрении обращений Тюленевой Н.А. допущено не было.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам заявителя жалобы, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кромского районного суда Орловской области от 18 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 6 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тюленевой Надежды Анатольевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.