N 88А-21992/2021
город Москва 23 сентября 2021 года
Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Н.В.Жудов, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу представителя административного истца Капустина Сергея Владимировича по доверенности Грачевой А.А. (поступила в суд первой инстанции 10 августа 2021 года, в суд кассационной инстанции с делом - 25 августа 2021 года) на определение Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 04 июня 2021 года, вынесенных по административному делу N 3а-158/2021 по административному исковому заявлению Капустина Сергея Владимировича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Капустин С.В. обратился в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости в размере 45 660 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 26 января 2021 года административный иск удовлетворен.
Капустин С.В. обратился в суд с заявлением о взыскании понесенных по делу судебных расходов, в том числе расходов: по оплате отчета оценщика в размере 65 000 руб, на оплату госпошлины в размере 300 руб, на оплату услуг представителя в размере 35 000 руб.
Определением Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 04 июня 2021 года, в удовлетворении заявления Капустина С.В. отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель Капустина С.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового определения об удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов.
Полагает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам административного дела, ими ошибочно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также неправильно применены нормы процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, в виду следующего.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Так, порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
При рассмотрении заявлений о взыскании судебных расходов по данной категории дел, следует также учитывать правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенные в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" и в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О по вопросу распределения бремени несения судебных расходов, в соответствии с которыми существенное (значительное) превышение кадастровой стоимости, ранее определенной в порядке массовой оценки, установленной судом в размере его рыночной стоимости, может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости. Нарушение прав лица суд может установить, как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что расхождение между рыночной и кадастровой стоимостью объекта недвижимости (36, 9%) с учетом налоговой выгоды, образовавшейся у заявителя в результате пересмотра кадастровой стоимости, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для взыскания судебных расходов с административного ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласился с определением суда первой инстанции, указав, что расхождение между рыночной и кадастровой стоимостью объекта недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки не дает оснований для вывода о явных методологических или иных ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости путем массовой оценки и приводящих к нарушению прав административного истца. Также суд второй инстанции указал на то, что соотношение размера судебных расходов, понесенных Капустиным С.В. в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы по соответствующему налогу) объекта недвижимости не дает оснований к возложению понесенных административным истцом судебных расходов на административного ответчика применительно к обстоятельствам настоящего административного дела.
Считаю выводы судов нижестоящих инстанций верными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении норм процессуального права.
По данному делу разница между кадастровой стоимостью спорного объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, и установленной судом рыночной стоимостью, не является кратной, находясь при этом в интервале от 30 до 50%.
В рассматриваемой ситуации, для правильного разрешения вопроса о распределении судебных расходов между сторонами по данной категории дел суду необходимо установить соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы по соответствующему налогу) объекта недвижимости, а также укладывается ли допущенное расхождение установленной кадастровой стоимости с рыночной стоимостью объекта недвижимости в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
По настоящему делу соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом и размера образовавшейся налоговой выгоды, превышающей данные расходы, согласно представленного заявителем расчета, с учетом отсутствия кратности в разнице между результатами массовой оценки и рыночной стоимостью, свидетельствующей об отсутствии ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к спорному объекту, не дает оснований к возложению указанных выше судебных расходов на административного ответчика - Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления административного истца Капустина С.В. о взыскании судебных расходов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами высказаны правомерные суждения о применении к возникшим правоотношениям Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N263 и необходимости учета иных судебных актов по данному вопросу, вынесенных при других обстоятельствах.
Нарушений норм материального и процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 04 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Капустина Сергея Владимировича по доверенности Грачевой А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции Н.В. Жудов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.