Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей фио, фио, при помощнике Громовой Я.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционным жалобам представителя третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности фио, представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от 07 июня 2021 года, которым постановлено:
Исковое заявление Барановского Константина Сергеевича к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Департаменту городского имущества адрес о признании распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, незаконным, обязании включить в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, обязании предоставить жилое помещение, - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 04.02.2021 г. N 147-Р об отказе во включении Барановского Константина Сергеевича, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить Барановского Константина Сергеевича, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать, УСТАНОВИЛА:
истец Барановский К.С. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Департаменту городского имущества адрес, в котором просил признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 04.02.2021 г. N 147-Р об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества адрес предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований Барановский К.С. указал, что родился 05.06.1991 г. в адрес; относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Одинокая мать истца фио умерла 18.08.2004 г. Распоряжением руководителя муниципалитета "Савеловский" от 30.08.2004 г. N 119 Барановский К.С. был направлен на временное пребывание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение; за истцом было закреплено право на жилую площадь по адресу: адрес. Распоряжением руководителя муниципалитета "Савеловский" от 28.10.2004 г. N 160 Барановский К.С. был передан под опеку фио Распоряжением руководителя муниципалитета "Савеловский" от 13.04.2005 N 45 опека в отношении истца со стороны фио была отменена.
Распоряжением руководителя муниципалитета ВМО Савеловское в адрес от 21.07.2005 N 89 Барановский К.С. был направлен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение (пункт 1); за истцом была закреплена квартира по адресу: адрес, на период пребывания в детском государственном учреждении (пункт 2).
Распоряжением и.о. руководителя муниципалитета ВМО Савеловское в адрес от 23.08.2005 N 99 пункт 2 распоряжения руководителя муниципалитета ВМО Савеловское в адрес от 21.07.2005 N 89 дополнен положением, согласно которому за Барановским К.С. сохранено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 57 ЖК РФ.
Истец с 16.11.2004 г. зарегистрирован по месту жительства в 2-х комнатной квартире общей площадью 36, 8 кв.м, жилой площадью 22, 2 кв.м, расположенной по адресу: адрес. На основании решения Савеловского районного суда адрес от 20.06.2012 г, вступившему в законную силу 10.01.2013 г. право собственности на квартиру по указанному адресу по 1/4 доли принадлежит: фио, паспортные данные (брат истца), Барановскому Константину Сергеевичу, паспортные данные (истец), фио, паспортные данные (брат истца), фио, паспортные данные (сестра истца).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.03.2016 г. Барановский К.С. является собственником 1/4 доли в общей долевой собственности жилого помещения общей площадью 36, 8 кв.м. по адресу: адрес.
Согласно единому жилищному документу от 28.03.2021 г. в жилом помещении по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства: Барановский Константин Сергеевич, паспортные данные (истец), фио, паспортные данные (брат истца), фио, паспортные данные (дочь истца). Ранее в адресе были зарегистрированы: фио, паспортные данные (сестра истца), снята с регистрационного учета 04.07.2019 г. в связи с помещением в ПНИ N 22 адрес (сохраняет право собственности на жилое помещение), фио, паспортные данные (брат истца), снят с регистрационного учета 25.03.2019 г. в связи с обеспечением жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по адресу: адрес.
27.02.2020 г. Барановский К.С. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением об установлении факта невозможности его проживания в жилом помещении по адресу: адрес, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего в данном жилом помещении менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 17.09.2020 г. N 2669-Р истцу отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, в связи с отсутствием обстоятельств, при которых проживание Барановского К.С. в жилом помещении противоречит его интересам.
09.11.2020 г. Барановский К.С. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений (далее - список адрес).
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 04.02.2021 N 147-Р Барановскому К.С. отказано во включении в список адрес, с мотивировкой, что распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 17.09.2020 г. N 2669-Р истцу отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Барановский К.С. полагая, что распоряжение Департамент труда и социальной защиты населения адрес от 04.02.2021 N 147-Р об отказе во включении его в список адрес является незаконным и он подлежит включению в список адрес и обеспечению жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, обратился с вышеуказанным иском в Пресненский районный суд адрес.
Истец Барановский К.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя по доверенности фио, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения адрес в судебное заседание не явился, направил в суд возражения на исковое заявление, в которых просил в требованиях отказать, и ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью в других судебных заседаниях, однако подтверждения занятости не представлено.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению по доводам возражений на исковое заявление, представленным в судебном заседании.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности фио в судебное заседание явилась, представила возражения на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке лиц, участвующих в деле.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио и представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности фио по доводам апелляционных жалоб.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ДТСЗН адрес в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционных жалоб поддержала.
Истец Барановский К.С. заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель истца Барановского К.С. по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, возражал по доводам апелляционных жалоб.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению истца и ответчиков о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности фио, представителя истца Барановского К.С. по доверенности фио, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пунктам "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Барановский Константин Сергеевич родился 05 июня 1991 года в адрес; относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Одинокая мать истца фио умерла 18.08.2004 г.
Распоряжением руководителя муниципалитета "Савеловский" от 30.08.2004 г. N 119 Барановский К.С. был направлен на временное пребывание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение; за истцом было закреплено право на жилую площадь по адресу: адрес.
Распоряжением руководителя муниципалитета "Савеловский" от 28.10.2004 г. N 160 Барановский К.С. был передан под опеку фио
Распоряжением руководителя муниципалитета "Савеловский" от 13.04.2005 N 45 опека в отношении истца со стороны фио была отменена.
Распоряжением руководителя муниципалитета ВМО Савеловское в адрес от 21.07.2005 N 89 Барановский К.С. был направлен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение (пункт 1); за истцом была закреплена квартира по адресу: адрес, на период пребывания в детском государственном учреждении (пункт 2).
Распоряжением и.о. руководителя муниципалитета ВМО Савеловское в адрес от 23.08.2005 N 99 пункт 2 распоряжения руководителя муниципалитета ВМО Савеловское в адрес от 21.07.2005 N 89 дополнен положением, согласно которому за Барановским К.С. сохранено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 57 ЖК РФ.
Согласно Единому жилищному документу от 28.03.2021 г. Барановский К.С. с 16.11.2004 г. зарегистрирован по месту жительства в 2-х комнатной квартире общей площадью 36, 8 кв.м, жилой площадью 22, 2 кв.м. по адресу: адрес.
Кроме истца в жилом помещении по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства: фио, паспортные данные (брат истца), фио, паспортные данные (дочь истца). Ранее в адресе были зарегистрированы: фио, паспортные данные (сестра истца), снята с регистрационного учета 04.07.2019 г. в связи с помещением в ПНИ N 22 адрес (сохраняет право собственности на жилое помещение), фио, паспортные данные (брат истца), снят с регистрационного учета 25.03.2019 г. в связи с обеспечением жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по адресу: адрес...
На основании решения Савеловского районного суда адрес от 20.06.2012 г, вступившего в законную силу 10.01.2013 г, право собственности на квартиру по адресу: адрес, принадлежит фио, паспортные данные (брат истца), Барановскому Константину Сергеевичу, паспортные данные (истец), фио, паспортные данные (брат истца), фио, паспортные данные (сестра истца), по 1/4 доли каждому.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.03.2016 г. Барановский К.С. является собственником 1/4 доли в общей долевой собственности жилого помещения общей площадью 36, 8 кв.м. по адресу: адрес.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В адрес правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" (далее - Закон адрес от 30 ноября 2005 г. N 61).
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержаться в части 1 статьи 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, содержащим отсылочную норму к положениям регионального законодательства, в части 6 статьи 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61 установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующего обстоятельства:
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (часть 2);
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
В части 3 статьи 20 Закона адрес от 14 июня 2006 г. N 29 предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации
Согласно части 7 статьи 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61 порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками, которых они являются, определяется Правительством Москвы.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанный довод совпадает с правой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях судебных коллегий по гражданским и административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 7-КГ14-2, от 12 августа 2014 года N 86-КГПР14-7, от 23 января 2019 года N 56-АПГ18-15 и другим.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что с 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, и включаются в соответствующий Список, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Барановский К.С. достиг возраста 23-х лет - 05 июня 2014 года.
На момент вступления в силу 1 января 2013 г. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым установлен новый порядок и основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Барановский К.С. относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: адрес, находится в общей долевой собственности, по 1/4 доли каждому: фио, паспортные данные, Барановского Константина Сергеевича, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные
Каждый из собственников жилого помещения имеет самостоятельное право пользования жилым помещением. На каждое лицо, проживающее (имеющее самостоятельное право пользования) в жилом помещении по адресу: адрес, приходится 9, 2 кв.м (36, 8 кв.м : 4), что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес (18 кв.м) и менее учетной нормы площади жилого помещения для отдельных квартир (10 кв.м).
Самостоятельное право пользования жилым помещением по указанному адресу в настоящее время имеет дочь истца фио, паспортные данные
Следовательно, в период после 1 января 2013 года, когда Барановский К.С. относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имелись обстоятельства невозможности его проживания в жилом помещении по адресу: адрес, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в системном единстве с пунктом 2 части 6 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61, а именно: несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одно лицо проживающее (имеющее самостоятельное право пользования жилым помещением) учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления для жилых помещений по договору социального найма, установленных в адрес, и истец в силу прямого указания закона подлежал признанию нуждающимся в обеспечении жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, и должен был быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Однако после 1 января 2013 г. и до достижения возраста 23 лет (05 июня 2014 года) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений, Барановский К.С. включен не был.
Постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес" утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются (приложение 2).
Согласно пункту 2 Порядка вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с пунктами 18, 20, 21 Порядка, Комиссия рассматривает документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения выносит заключение о невозможности (возможности) проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, при наличии (отсутствии) обстоятельств, установленных статьей 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес"
На основании указанных заключений Комиссии, Департамент труда и социальной защиты населения адрес принимает решение об установлении (об отказе в установлении) факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении, которое оформляется распоряжением Департамента.
Пунктом 7 Порядка установлено, что дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот, а также лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, если в отношении них законные представители в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, не обращались с заявлением об установлении факта невозможности проживания, либо указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года, самостоятельно обращаются с заявлением об установлении факта невозможности проживания в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства в адрес либо в уполномоченную организацию.
Истец 27.02.2020 г. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением об установлении факта невозможности его проживания в жилом помещении по адресу: адрес, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего в данном жилом помещении менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 17.09.2020 г. N 2669-Р истцу отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, в связи с отсутствием обстоятельств, при которых проживание Барановского К.С. в жилом помещении противоречит его интересам.
Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2019 года, внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из положений пунктов 3, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ) прямо следует, что основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ) постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены:
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила формирования списка);
форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 вступило в силу 18 апреля 2019 года.
Согласно пункту 1 Правил формирования списка, настоящие Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список.
В пункте 3 Правил формирования списка установлено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В соответствии с пунктом 4"г" Правил формирования списка, заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
Согласно вышеуказанным правовым нормам заявление о включении в Список подают и в Список включаются лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если они после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
По смыслу указанных правовых норм, причины по которым лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не были включены в список правового значения не имеют.
Согласно части 3 статьи 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 года N 61 (в редакции Законом адрес от 5 июня 2019 года N 24, вступившим в силу 24 июня 2019 года) уполномоченный орган исполнительной власти адрес в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 5.1 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список)
Согласно пункту 2 Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес" (приложение N 1) (далее - Порядок), формирование списка осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения адрес.
Барановский К.С. 09.11.2020 г. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 04.02.2021 N 147-Р Барановскому К.С. отказано во включении в список адрес, с мотивировкой, что распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 17.09.2020 г. N 2669-Р истцу отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Иных мотивов для отказа во включении Барановского К.С. в список адрес распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 04.02.2021 N 147-Р не содержит.
Пункт 3 Правил формирования списка, в котором установлен круг лиц, подлежащих включению в Список, не содержит ограничений и исключений для включения в Список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в связи с отсутствием решения об установлении факта невозможности проживания лица, которое достигло возраста 23 лет, в ранее занимаемом жилом помещении.
По смыслу вышеуказанной правовой нормы, включение в список лиц, которые достигли возраста 23 лет, как констатация уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения, охватывает собой установление факта невозможности проживания этих лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются. Отдельного заявления от лиц, которые достигли возраста 23 лет, об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, не требуется.
Указанный вывод следует из анализа положений абзацев второго и третьего пункта 3 Правил формирования списка, которыми предусмотрено включение в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным уполномоченным органом на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом, согласно абзацу четвертому пункта 3 Правил формирования списка, включение в список лиц, которые достигли возраста 23 лет, не предусматривает требования отдельного установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Согласно пункту 3 Правил формирования списка, единственным условием для включения в Список лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, является то, что в соответствии с законодательством Российской Федерации они после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Судом установлено, что в период после 1 января 2013 г. в связи с наличием обстоятельства невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: адрес, Барановский К.С. имел право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений, но не был включен в список адрес.
Обстоятельство невозможности проживания истца в жилом помещении по указанному адресу, сохраняется до настоящего времени, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес. Следовательно, Барановский К.С. не утратил нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд также принял во внимание, что распоряжением и.о. руководителя муниципалитета ВМО Савеловское в адрес от 23.08.2005 N 99 за истцом сохранено право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 57 ЖК РФ. Таким образом, еще в период устройства Барановского К.С. на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченным органом за ним было признанно право на льготное обеспечение жилым помещением в соответствии с действовавшим в указанный период времени законодательством. Следовательно, государство, в лице уполномоченного органа в 2005 г. приняло обязательства по предоставлению истцу жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
Распоряжение и.о. руководителя муниципалитета ВМО Савеловское в адрес от 23.08.2005 N 99 не отменено и никем не оспорено, до настоящего времени не исполнено.
Согласно пункту 1.2 Порядка формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 430-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 1 сентября 2020 г. N 1412-ПП), в список адрес включаются имеющие место жительства в адрес, лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в адрес в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений адрес, но не были включены в список адрес в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеназванными нормами права, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований Барановского К.С. и признании незаконным и отмене распоряжения Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 04.02.2021 г. N 147-Р об отказе во включении Барановского К.С. в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, обязании Департамента труда и социальной защиты населения адрес надлежит возложить обязанность включить истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений, и исходил из того, что указанное распоряжение не соответствует положениям пунктов 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2019года N 267-ФЗ), пунктов 1, 3, 4, 14 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397, в их системном единстве.
Требование истца обязать Департамент городского имущества адрес предоставить ему однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений оставлено без удовлетворения как заявленное преждевременно.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционных жалоб представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, представителя третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности фио по существу сводятся к изложению правовой позиции ответчика и третьего лица по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 07 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности фио, представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.