г. Нижний Новгород
2 ноября 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Бушминой А.Е, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Кретова Павла Васильевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной по частной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на определение Оренбургского областного суда от 24 августа 2021 года о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Кретов П.В. обратился в Оренбургский областной суд с вышеуказанным административным иском.
Решением Оренбургского областного суда от 6 апреля 2021 года, вступившим в законную силу 13 мая 2021 года, установлена кадастровая стоимость следующих земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 мая 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 июля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 февраля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты":7 равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты"5 равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2018 года в размере 312 000 руб.
5 августа 2021 года административный истец обратился в Оренбургский областной суд с заявлением о взыскании с административных ответчиков в свою пользу расходов по оплате услуг оценщика в размере 160 000 руб. и расходов по оплате государственной пошлины 2 400 руб..
Определением Оренбургского областного суда от 24 августа 2021 года заявление Кретова П.В. удовлетворено. С федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Кретова П.В. взысканы судебные расходы на составление отчета о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в размере 160 000 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 400 руб.
Административный ответчик федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра") падало частную жалобу, в которой просило определение суда от 24 августа 2021 года отменить, вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении требований к ФГБУ "ФКП Росреестра" отказать.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статьей 106 КАС РФ определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Положениями статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пунктах 11, 21, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1) разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статья 111 КАС РФ) не подлежат применению при разрешении: требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 КАС РФ).
После принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении.
Из материалов дела следует, что административный истец Кретов П.В. является собственником земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты"11, кадастровая стоимость определена по состоянию на 10 мая 2018 года в размере 1 075 453, 69 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость определена по состоянию на 2 июля 2018 года в размере 1 076 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" кадастровая стоимость определена по состоянию на 19 февраля 2018 года в размере 1 078 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость определена по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 1 086 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость определена по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 1 082 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты"5, кадастровая стоимость определена по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 1 078 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость определена по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 1 082 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость определена по состоянию на 8 мая 2018 года в размере 2 144 000 руб.
При обращении в суд административный истец представил отчеты об оценке частнопрактикующего оценщика Ротовой О.В. N 09.5-06/20 от 21 октября 2020 года, N 09.6-06/20 от 19 ноября 2020 года, N 09.3-06/20 от 21 октября 2020 года, N 09.2-06/20 от 21 октября 2020 года, N 09.1-06/20 от 21 октября 2020 года, N 09.4-06/20 от 27 октября 2020 года, согласно которым определена рыночная стоимость земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 10 мая 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 2 июля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 19 февраля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 8 мая 2018 года в размере 312 000 руб.;
по состоянию на 12 февраля 2018 года земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" в размере 160 000 руб. каждый.
Решением Оренбургского областного суда от 6 апреля 2021 года, вступившим в законную силу 13 мая 2021 года, установлена кадастровая стоимость следующих земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 мая 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 июля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 февраля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 февраля 2018 года в размере 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2018 года в размере 312 000 руб.
Судом установлено, что административный истец оплатил услуги частнопрактикующего оценщика Ротовой О.В. по составлению отчетов об оценке земельных участков N 09.5-06/20 от 21 октября 2020 года, N 09.6-06/20 от 19 ноября 2020 года, N 09.3-06/20 от 21 октября 2020 года, N 09.2-06/20 от 21 октября 2020 года, N 09.1-06/20 от 21 октября 2020 года, N 09.4-06/20 от 27 октября 2020 года в размере 160 000 руб, что подтверждается договором N 09-06/20 на оказание услуг от 8 июня 2020 года, по которому общая стоимость услуг по договору за земельные участки составляет 160 000 руб, оплата подтверждается актом приема-сдачи услуг от 8 июня 2020 года, квитанцией от 2 июля 2021 года на сумму 75 000 руб, квитанцией от 1 июля 2020 года на сумму 85 000 руб.
При обращении в суд административный истец оплатила государственную пошлину в размере 2 400 руб.
Удовлетворяя заявление административного истца о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 3 июля 2014 года N 1555-О указал, что нарушение прав лица суд может установить как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований. Суд учел, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно (более чем в 10 раз) превышает итоговую величину рыночной стоимости, признанную судом экономически обоснованной, таким образом, имеющееся расхождение между кадастровой стоимостью объектов недвижимости и их рыночной стоимостью является существенным, выходит за пределы диапазона допустимых отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, приводящей к нарушению конституционных прав административного истца как налогоплательщика.
Поскольку принадлежащие административному истцу объекты недвижимости не были учтены при проведении массовой кадастровой оценки, органом, утвердившим результаты определения его кадастровой стоимости является ФГБУ "ФКП Росреестра", то суд пришел к выводу, что судебные расходы по оплате отчета об оценке в размере 160 000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 400 руб. подлежат взысканию в пользу административного истца с ФГБУ "ФКП Росреестра".
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах и сделаны при правильном применении норм процессуального права.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав административного истца административным ответчиком.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28) вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда: ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска.
Судом апелляционной инстанции установлено, что кадастровая стоимость всех спорных земельных участков установлена актами определения кадастровой стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра":
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 10 мая 2018 года превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости, в 6, 72 раза (на 85%);
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 2 июля 2018 года превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости, в 6, 72 раза (на 85%);
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 19 февраля 2018 года превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости, в 6, 73 раза (на 85%);
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 8 мая 2018 года превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости, в 6, 87 раза (на 85%);
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 12 февраля 2018 года превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости, в 6, 78 раза (на 85%);
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 12 февраля 2018 года превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости, в 6, 76 раза (на 85%);
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 12 февраля 2018 года превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости, в 6, 73 раза (на 85%);
с кадастровым номером "данные изъяты" состоянию на 12 февраля 2018 года превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости, в 6, 76 раза (на 85%).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ранее определенная кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости настолько превышает их кадастровую стоимость, установленную судом в размере их рыночной стоимости, что это свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике, на которого применительно к обстоятельствам настоящего дела должны быть отнесены судебные расходы, суд первой инстанции правильно определил, что судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра".
В соответствии с пунктом 1.1 действовавшего в юридически значимый период Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113, в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных земельных участков и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222.
Согласно пункту 1.4 указанных методических рекомендаций результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который утверждается руководителем соответствующего отдела или филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости, изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра".
Поскольку, кадастровая стоимость спорных земельных участков рассчитаны и утверждены актами определения кадастровой стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра" на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 13 октября 2011 года N 1003-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области", то понесенные административным истцом судебные расходы по настоящему делу должны быть отнесены на административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" как на орган, утвердивший в отношении спорного объекта недвижимости результаты определения его кадастровой стоимости.
Доводы частной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости в отношении спорного здания, является Правительство Оренбургской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" не утверждал результаты определения кадастровой стоимости, подготовленный филиалом по результатам арифметического расчета документ не является Актом об утверждении кадастровой стоимости, а является итоговым документом расчета кадастровой стоимости - Актом определения кадастровой стоимости, подготовленным на основании утвержденных сведений о кадастровой стоимости, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку ФГБУ "ФКП Росреестра" применил удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области, таким образом, результаты определения кадастровой стоимости утверждены актом ФГБУ "ФКП Росреестра", в связи с чем суд первой инстанции правомерно взыскал судебные расходы с указанного лица.
Доводы частной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что существенные расхождения в кадастровой стоимости, определенной филиалом с применением удельного показателя, и кадастровой стоимости в размере ее рыночной стоимости были предопределены в процессе массовой кадастровой оценки, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" не принимал участие в утверждении результатов государственной кадастровой оценки, не могут повлечь отмену определения суда, так как в силу пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Как указано выше, таким органом является ФГБУ "ФКП Росреестра", поэтому судебные расходы правильно взысканы с данного лица.
Доводы частной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что суд первой инстанции установил, что ранее определенная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости более чем в 10 раз превышает итоговую величину рыночной стоимости, установленную судом в качестве кадастровой, в то время как фактически расхождение составляет от 6, 72 раз до 6, 87 раз, судебная коллегия находит заслуживающими внимания, вместе с тем такие доводы не влекут отмену определения суда, поскольку отличие кадастровой стоимости от рыночной стоимости объектов недвижимости более чем в 6 раз уже само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований, и не требует представления в материалы дела дополнительных доказательств отступления от правил кадастровой оценки объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ранее определенная кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости настолько превышает их кадастровую стоимость, установленную судом в размере их рыночной стоимости, что это свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Вопреки доводам частной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" оснований считать завышенными расходы на проведение оценки рыночной стоимости объекта недвижимости, которые подтверждены материалами дела и являются разумными, суд апелляционной инстанции не усматривает.
В пунктах 10, 11 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Таким образом, законодатель допускает возможность снижения размера судебных издержек только в случаях, если их размер очевидно неразумен и чрезмерен, при этом указанное обстоятельство должно быть подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
Исходя из положений пункта 4 части 2 статьи 246 КАС РФ, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, к административному исковому заявлению прикладывается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа.
В силу разъяснений, данных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 в случаях, когда законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости) признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 106, 129 КАС РФ).
Сумма понесенных административным истцом судебных расходов подтверждается договором N 09-06/20 на оказание услуг от 8 июня 2020 года, актом приема-сдачи услуг от 8 июня 2020 года, квитанциями от 2 июля 2021 года, квитанцией от 1 июля 2020 года. Доказательства чрезмерности расходов на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков, которые составили 160 000 руб, в материалах дела не имеется.
Ссылка в частной жалобе на судебные акты, принятые по другим административным делам, не может служить основанием для отмены определения суда по настоящему делу, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, судебные акты других судов по другим делам преюдициального значения при разрешении спора по данному делу не имеют, они приняты по иным фактическим обстоятельствам, а судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Другие доводы частной жалобы правовых оснований к отмене определения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным ответчиком примененных судом норм права.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Оренбургского областного суда от 24 августа 2021 года о возмещении судебных расходов по настоящему административному делу оставить без изменения, частную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Оренбургский областной суд.
Судья А.Е. Бушмина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.