Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета образования администрации городского округа "Город Чита", поданную 17 сентября 2021 года, на решение Ингодинского районного суда города Читы от 3 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 23 июня 2021 года
по административному делу N 2а-765/2021 по административному исковому заявлению Кабаковой Алены Сергеевны к Комитету образования администрации городского округа "Город Чита", администрации городского округа "Город Чита" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать и предоставить место ребенку в детском дошкольном учреждении.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения участвовавшего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Забайкальского краевого суда представителя Комитета образования администрации городского округа "Город Чита", Администрации городского округа "Город Чита" - Абраменковой Е.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кабакова Алена Сергеевна, действующая в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с административным иском к Комитету образования администрации городского округа "Город Чита", администрации городского округа "Город Чита" о признании незаконным и дискриминационным бездействие Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" в решении вопроса устройства ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории Забайкальского края город Чита в Центральном и Ингодинском районах с 25 февраля 2021 года; обязании Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" в течение одного месяца создать и предоставить несовершеннолетнему ФИО1 место в МБДОУ "Детский сад N 55" с 25 февраля 2021 года. В обоснование заявленных требование указала, что 4 сентября 2019 года обратилась в Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" по вопросу о постановке ребенка на учет для получения места в МБДОУ "Детский сад N 55", МБДОУ "Детский сад N 68", МБДОУ "ЦРР - детский сад N 83". Согласно данным электронного учета, очередь ее ребенка на зачисление в ДОУ не подошла, направление в дошкольную образовательную организацию ей не выдано. 24 ноября 2020 года она обратилась с заявлением в Комитет образования администрации городского округа "Город Чита". Письмом от 10 декабря 2020 года в предоставлении места ее ребенку с 25 февраля 2021 года было отказано по причине очередности и отсутствия свободных мест.
Решением Ингодинского районного суда города Читы от 3 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 23 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены частично, требование в части обязания Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном бюджетной дошкольном образовательном учреждении "Детский сад комбинированного вида N 55" согласно соответствующей возрастной группе удовлетворено, в остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 17 сентября 2021 года, Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" ставит вопрос об отмене решения Ингодинского районного суда города Читы от 3 марта 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 23 июня 2021 года как незаконных. В обоснование доводов жалобы указывает на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, принятие органом местного самоуправления мер по увеличению количества дошкольных образовательных учреждений на территории городского округа "Город Чита", наличие очередности по предоставлению мест в дошкольных образовательных учреждениях, отсутствие ограничения законного права несовершеннолетнего на получение доступа к бесплатному дошкольному образованию, недопустимости превышения наполняемости в группах дошкольного образования. Кроме того, Комитет ссылается на предоставление отсрочки до 01 сентября 2025 года исполнения решения Центрального районного суда г..Читы от 1 сентября 2011 года по делу N 2-4140/2011, которым на администрацию городского округа "Город Чита" возложена обязанность в срок до 01 сентября 2015 года на территории муниципального образования городской округ "Город Чита" обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных учреждениях. Указывает также, что в соответствии с пунктом 49.2 Административного регламента право на посещение организации возникает по достижении возраста, определенного Уставом Организации, возраст детей определяется на 1 сентября текущего учебного года. В соответствии с уставами ДОУ 55, 83 прием детей в дошкольные образовательные организации осуществляется при достижении ими возраста 1, 5 лет, в ДОУ 68 - 2 лет.
По состоянию на 01 сентября 2020 года возраст ФИО1 составлял 1 год, в связи с чем ФИО1 не участвовал в комплектовании на 2020-2021 учебный год. Также отмечает, что по результатам проведения ежегодного автоматического комплектования на 2021-2022 учебный год 28 апреля 2021 года ФИО1, был зачислен в МБДОУ N 55.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Кабакова А.С. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: "адрес"; по возрасту в 2021-2022 учебном году ребенок относится к группе раннего возраста с 1, 6 до 2 лет.
4 сентября 2019 года через портал государственных услуг Российской Федерации родителями ребенка подано заявление о постановке сына на учет и его зачисление в предпочитаемые в МБДОУ "Детский сад N 55", МБДОУ "Детский сад N 68", МБДОУ "ЦРР - детский сад N 83" (номер обращения 76401/33/19090417, статус очередник), при этом заявлено о льготном основании для предоставления места в МБДОУ.
Как следует из ответа Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" на обращение Кабаковой А.С. от 24 ноября 2020 года (исх. N 3139 от 10 декабря 2020 года), на 1 сентября 2020 года в комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Читы, проводимого средствами АИС "Е-услуги. Образование", на 2020-2021 учебный год ФИО1 не принимал, так как не достиг возраста 1 год 6 месяцев.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что материалами дела подтверждено достижение ребенком административного истца требуемого возраста, ребенок был поставлен на очередь на предоставление места в дошкольном учреждении в установленном порядке, родитель несовершеннолетнего ребенка обратилась в уполномоченный орган, соответственно, имеются основания для получения места в детском дошкольном учреждении, в связи с этим у административных ответчиков возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации".
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждения, всем детям гарантируется общедоступность бесплатного дошкольного образования, принадлежащее ребенку право на образование не может быть поставлено в зависимость от прав других детей.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 названного закона).
В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
Согласно статье 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 года N18-П доступность образования предполагает доступность не только экономическую (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Учитывая вышеизложенное правовое регулирование спорных правоотношений, правовую позицию высших судебных инстанций, исходя из установленных по делу обстоятельств, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части являются правильными, а соответствующие доводы заявителя жалобы, в том числе в части принятии органом местного самоуправления соответствующих мер по увеличению количества дошкольных образовательных учреждений, наличие очередности по предоставлению мест в дошкольных образовательных учреждениях, возможности превышения наполняемости в группах дошкольного образования, подлежат отклонению.
Доводы жалобы о недостижением ребенком возраста 1, 5 лет на 1 сентября 2020 года правомерно были отклонены судом, поскольку из искового заявления следует, что административный истец Кабакова А.С. просила предоставить место в дошкольном учреждении со дня достижения ее сыном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указанного возраста, на дату вынесения решения суда первой инстанции ребенок достиг возраста 1 год 6 месяцев.
Ссылки подателя жалобы на предоставление отсрочки исполнения решения Центрального районного суда г. Читы от 1 сентября 2011 года по делу N 2-4140/2011 вышеназванные выводы судов о нарушении конституционного права несовершеннолетнего на доступное и бесплатное дошкольное образование, не опровергают.
Изложенные в кассационной жалобе доводы выводы нижестоящих судом не опровергают, направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами нижестоящих судов по результатам их оценки, о нарушении судом норм процессуального и материального права не свидетельствуют, имеющие значение для дела обстоятельства судом определены верно, выводы являются правильными и мотивированными.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ингодинского районного суда города Читы от 3 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.