Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Романова М.В, Никоновой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 июля 2021 г. по гражданскому делу N 2-26/2021 по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" к Мифтахутдинову Азату Хамисовичу о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд, заслушав доклад судьи Серебряковой О.И, объяснения представителя Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" Панковой З.В, действующей на основании доверенности от 5 августа 2020 г, представителя Мифтахутдинова А.Х. - Файзуллина Х.Р, действующего на основании нотариальной доверенности от 23 сентября 2019 г, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" обратилось в суд с иском к Мифтахутдинову А.Х. о принудительном изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами N площадью 65 кв.м, 16:20:200404:128, площадью 1 558 кв.м, N площадью 1 089 кв.м, N, площадью 38 605 кв.м, N площадью 3 976 кв.м, N площадью 39 608 кв.м, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, прекращении права собственности ответчика на вышеуказанные земельные участки, установлении размера возмещения за земельные участки с кадастровыми номерами N - 4 559 руб, N - 101 596 руб, N - 71 224 руб, N - 2 500 760 руб, N - 257 835 руб, N - 2 554 291 руб, возложении обязанности предоставить банковские реквизиты в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда об изъятии земельных участков и принять сумму возмещения за изымаемые земельные участки.
Требования мотивированы тем, что распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 13 августа 2002 г..N ИС-682-р образовано ФГУ "Волго-Вятскуправтодор". Данным распоряжением с 1 октября 2002 г..ФГУ "Волго-Вятскуправтодор" переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, проходящими по территории Республики Татарстан (с 1 января 2003 г..управление федеральными дорогами Волго-Вятского региона). Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ N-р от ДД.ММ.ГГГГ за ФГУ ""Волго- Вятскуправтодор" закреплена, в том числе, автомобильная дорога федерального значении М-7 "Волга". ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" владеет участком автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга" на праве оперативного управления, земельным участком под автомобильную дорогу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Федеральным дорожным агентством принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 735+204 - км 753+400, Республика Татарстан", предусматривающее изъятие земельных участков с кадастровыми номерами N общей площадью 84 730 кв.м, которые расположены по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, находящиеся в собственности Мифтахутдинова А.Х.
Согласно отчету ООО "Научно- методический инновационно-внедренческий центр подготовки кадров и независимых экспертиз "Паритет Ценз" NД-124т-19/1 от ДД.ММ.ГГГГ, общая рыночная стоимость изымаемых земельных участков составила 5 032 999 руб, размер упущенной выходы и убытков в связи с изъятием земельных участков составил 372 573 руб. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено письмо о принятом ДД.ММ.ГГГГ распоряжении N-р, копии отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка, проект соглашения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации. В ответ на обращение ФКУ "Волга-Вятскуправтодор" от ответчика поступило письмо б/н от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость изымаемых земельных участков составляет 18 780 000 руб, размер упущенной выходы и убытков в связи с изъятием земельных участков составляют 229 600 руб.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 г. исковые требования Федерального казенного учреждения "Федеральное управление дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" удовлетворены.
Судом изъято для государственных нужд Российской Федерации, принадлежащие Мифтахутдинову Азату Хамисовичу на праве собственности земельные участки с кадастровым номером N площадью 65 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 1 558 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 1 089 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 38 605 кв.м, с кадастровым номером 16:20:200404:133, площадью 3 976 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 39 608 кв.м, расположенные по адресу: "адрес", Зеленодольский муниципальный район, Большеачасырское сельское поселение, с предоставлением Мифтахутдинову Азату Хамисовичу возмещения в размере 25 459 178 рублей.
Прекращено право собственности Мифтахутдинова Азата Хамисовича на земельные участки с кадастровым номером N площадью 65 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 1 558 кв.м, с кадастровым номером 16:20:200404:130, площадью 1 089 кв.м, с кадастровым номером N площадью 38 605 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 3 976 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 39 608 кв.м, расположенные по адресу: "адрес"
Признано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровым номером N площадью 65 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 1 558 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 1 089 кв.м, с кадастровым номером N, площадью 38 605 кв.м, с кадастровым номером N площадью 3 976 кв.м, с кадастровым номером N площадью 39 608 кв.м, расположенные по адресу: "адрес"
Суд обязал Мифтахутдинова Азата Хамисовича в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу представить банковские реквизиты для перечисления суммы возмещения.
Взыскана с Мифтахутдинова Азата Хамисовича в бюджет Зеленодольского муниципального района согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственная пошлина в сумме 35 227 рублей 86 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 июля 2021 г. решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 июля 2021 г. отменить в части установлением выкупной цены в размере 25 459 178 рублей и направить дело на новое рассмотрение в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" поступили письменные пояснения, в которых не согласно с вынесенными судебными постановлениями в части установления выкупной цены в размере 25 459 178 рублей в виду несоответствия выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
От Мифтахутдинова А.Х. поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит обжалуемые судебные постановления оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" Панкова З.В. доводы, изложенные в кассационной жалобе и в письменных пояснениях, поддержала в полном объеме.
Представитель Мифтахутдинова А.Х. - Файзуллин Х.Р. с доводами, изложенными в кассационной жалобе и в письменных пояснениях, не согласился.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные пояснения, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее по тексту ФКУ "Волго-Вятскуправдор") осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N3161- р от 10 сентября 2002 г. за ФГУ ""Волго-Вятскуправтодор" закреплена, в том числе, автомобильная дорога федерального значении М-7 "Волга".
Постановлением Правительства Российской Федерации N 406 от 30 июня 2005 г. федеральные автомобильные дороги общего пользования, включённые в перечень федеральных дорог Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62, закреплены в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства.
ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" владеет участком автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга" на праве оперативного управления, земельным участком под автомобильную дорогу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-7 "Волга" включена в перечень автомобильных дорог федерального значения.
Федеральным дорожным агентством принято распоряжение от 15 ноября 2019 г. N 3338-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 735+204 - км 753+400, Республика Татарстан", предусматривающее изъятие земельных участков с кадастровыми номерами N, общей площадью 84 730 кв.м, которые расположены по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, находящиеся в собственности Мифтахутдинова А.Х.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N площадью 65 кв.м, по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категории земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - организация сельскохозяйственной деятельности. Право собственности зарегистрировано за ответчиком по делу Мифтахутдиновым А.Х. ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N площадью 1 558 кв.м, по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категории земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - организация сельскохозяйственной деятельности. Право собственности зарегистрировано за ответчиком по делу Мифтахутдиновым А.Х. ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N площадью 1 089 кв.м, по адресу: "адрес", "адрес", поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категории земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - организация сельскохозяйственной деятельности. Право собственности зарегистрировано за ответчиком по делу Мифтахутдиновым А.Х. ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N площадью 38 605 кв.м, по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категории земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - организация сельскохозяйственной деятельности. Право собственности зарегистрировано за ответчиком по делу Мифтахутдиновым А.Х. ДД.ММ.ГГГГ
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N площадью 3 976 кв.м, по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категории земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - организация сельскохозяйственной деятельности. Право собственности зарегистрировано за ответчиком по делу Мифтахутдиновым А.Х. ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N площадью 39 437 кв.м, по адресу: "адрес", Зеленодольский муниципальный район, Болыпеачасырского сельского поселения, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, категории земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - организация сельскохозяйственной деятельности. Право собственности зарегистрировано за ответчиком по делу Мифтахутдиновым А.Х. ДД.ММ.ГГГГ
Из письма врио заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении вышеуказанных земельных участков внесены изменения в графе с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли промышленности, энергетики. Транспорт, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Согласно отчету ООО "Научно-методический инновационновнедренческий центр подготовки кадров и независимых экспертиз "Паритет Ценз" от ДД.ММ.ГГГГ N Д-124т-19, рыночная стоимость изымаемых земельных участков с кадастровым номером N составляет 3 926 руб, размер упущенной выгоды и убытков в связи с изъятием - 633 руб.; с кадастровым номером N составляет 94 103 руб, размер упущенной выгоды и убытков в связи с изъятием - 7 493 руб.; с кадастровым номером N составляет 65 776 руб, размер упущенной выгоды и убытков в связи с изъятием - 5 448 руб.; с кадастровым номером N составляет 2 331 742 руб, размер упущенной выгоды и убытков в связи с изъятием - 169 018 руб.; с кадастровым номером N составляет 240 150 руб, размер упущенной выгоды и убытков в связи с изъятием - 17 685 руб.; с кадастровым номером N - 2 381 995 руб, размер упущенной выгоды и убытков в связи с изъятием - 172 296 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика сопроводительным письмом N от ДД.ММ.ГГГГ направлены уведомление о принятом ДД.ММ.ГГГГ распоряжении N-р, копии отчёта об оценке рыночной стоимости земельного участка, проект соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации.
Данные материалы получены ДД.ММ.ГГГГ ответчиком согласно отчету об отслеживании отправления.
В ответ на обращение ФКУ "Волга-Вятскуправтодор" от ответчика поступило письмо, согласно которому он не согласился с указанным размером возмещения, обратился в ООО "Билге" для оценки рыночной стоимости изымаемых земельных участков. Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость изымаемых земельных участков с кадастровым номером N составила 14 000 руб.; с кадастровым номером N ? 345 000 руб.; с кадастровым номером N - 241 000 руб.; с кадастровым номером N - 8 557 000 руб.; с кадастровым номером N881 000 руб.; с кадастровым номером N - 8 742 000 руб. Размер упущенной выгоды и убытков в связи с изъятием земельных участков составляет 229 600 руб.
В связи с предоставлением сторонами отчетов о стоимости изымаемых участков существенно отличающихся друг от друга судом была назначена оценочная экспертиза для определения размера возмещения, связанного с изъятием земельных участков с кадастровыми номерами N площадью 65 кв.м, 16:20:200404:128, площадью 1 558 кв.м, 16:20:200404:130, площадью 1 089 кв.м, N, площадью 38 605 кв.м, N, площадью 3 976 кв.м, N, площадью 39 608 кв.м, расположенных по адресу: "адрес" проведение которой поручено экспертам ООО "Консалтинговое бюро метод".
Согласно заключению ООО "Консалтинговое бюро метод", размер возмещения, связанный с изъятием земельных участков по состоянию на дату исследования составил 30 420 324 руб, из которых 30 271 руб. стоимость возмещения за земельный участок с кадастровым номером N 716 497 руб. стоимость возмещения за земельный участок с кадастровым номером N, 501 541 руб. стоимость возмещения за земельный участок с кадастровым номером N, 13 556 983 руб. стоимость возмещения за земельный участок с кадастровым номером N 1 765 580 руб. стоимость возмещения за земельный участок с кадастровым номером N 13 849 452 руб. стоимость возмещения за земельный участок с кадастровым номером N.
В ходе судебного разбирательства представителем истца заявлено ходатайство о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы на том основании, что судебный эксперт определилстоимость возмещения, исходя из категории изымаемых земельных участков "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". При проведении экспертизы экспертом не была применена корректировка значений, применяемым к землям сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в качестве объекта аналога при определении выкупной цены принадлежащих ответчику земельных участков использован земельный участок с кадастровым номером 16:20:200404:129, ранее принадлежащий на праве собственности ответчику Мифтахутдинову А.Х.
По ходатайству представителя истца судом назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Юридическое агентство "Юнэкс".
Согласно экспертному заключению N ООО "Юридическое агентство "Юнэкс" размер возмещения, связанный с изъятием земельных участков с кадастровыми номерами N, площадью 65 кв.м, "адрес", площадью 1 558 кв.м, N, площадью 1 089 кв.м, N, площадью 38 605 кв.м, N площадью 3 976 кв.м, N площадью 39 608 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", для нужд Российской Федерации, на дату проведения экспертизы с учетом вида разрешенного использования, установленного до начала процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд: "земли сельскохозяйственного назначения" составляет 25 459 178 руб, в том числе стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 19 000 руб, сумма убытков - 659 руб, итого - 19 656 руб.; стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 461 000 руб, сумма убытков - 7 688 руб, итого - 468 688 руб.; стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 322 000 руб, сумма убытков - 5 479 руб, итого - 327 479 руб.; стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 11 417 000 руб, сумма убытков - 182 180 руб, итого - 11 599 180 руб.; стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 1 176 000 руб, сумма убытков - 19 077 руб, итого - 1 195 077 руб.; стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 11 663 000 руб, сумма убытков - 186 098 руб, итого - 11 849 098 руб.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции, установив, что процедура изъятия земельных участков истцом соблюдена, руководствуясь положениями статей 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 56.3, 56.6, 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу, что требования истца об изъятии для государственных нужд Российской Федерации, принадлежащих Мифтахутдинову А.Х. земельных участков с кадастровыми номерами N площадью 65 кв.м, N площадью 1 558 кв.м, N площадью 1 089 кв.м, N, площадью 38 605 кв.м, N, площадью 3 976 кв.м, N площадью 39 608 кв.м, расположенных по адресу: "адрес" подлежат удовлетворению, с предоставлением Мифтахутдинову А.Х. возмещения в размере 25 459 178 рублей, при этом право собственности Мифтахутдинова А.Х. на спорные земельные участки подлежит прекращению, с возложением обязанности на Мифтахутдинова А.Х. в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу представить банковские реквизиты для перечисления суммы возмещения.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о несоответствии заключения судебной экспертизы ООО "Юридическое агентство "Юнэкс", положенного в основу решения суда в части установления выкупной цены, суд апелляционной инстанции указал, что по делу было проведено две судебные экспертизы, которыми установлена стоимость земельных участков в одном ценовой сегменте. Заключение эксперта, содержащее вывод о стоимости возмещения изымаемого для государственных нужд земельного участка с учетом его рыночной стоимости, может считаться допустимым доказательством в случае, когда оно выполнено с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов.
Судом первой инстанции, со ссылкой на пункты 10, 22 Федерального стандарта оценки N 7 "Оценка недвижимости", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 611, указано о соответствии проведенной по делу повторной судебной оценочной экспертизы требованиям действующего законодательства, при этом стоимость изымаемых земельных участков определена с учетом требований пункта 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 299 (далее - ФСО N 3), при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
В силу пункта 11 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 297 (далее - ФСО N 1) основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
В пункте 10 ФСО N 1 указано, что объект-аналог - объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Министерство имущественных отношений Российской Федерации разработало и утвердило распоряжением от 6 марта 2002 г. N 568-р Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков (далее - Методические рекомендации) в целях использования их при проведении оценки рыночной стоимости земельных участков.
Согласно пункту 1 раздела IV Методических рекомендаций метод сравнения продаж применяется при наличии информации о ценах сделок с земельными участками, являющимися аналогами оцениваемого; при отсутствии информации о ценах сделок с земельными участками допускается использование цен предложения (спроса).
Данный метод предполагает следующую последовательность действий: определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами (далее - элементов сравнения); определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировка по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающая их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
При этом наиболее важными факторами стоимости земельных участков, как правило, являются: местоположение и окружение; целевое назначение, разрешенное использование, права иных лиц на земельный участок; физические характеристики (рельеф, площадь, конфигурация и др.); транспортная доступность; инфраструктура (наличие или близость инженерных сетей и условия подключения к ним, объекты социальной инфраструктуры и т.п.).
Из содержания заключения повторной судебной экспертизы N, проведенной ООО "Юридическое агентство "Юнэкс" следует, что определение рыночной стоимости земельных участков проводилось в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков", утвержденными распоряжением Минимущества Российской Федерации N-р от ДД.ММ.ГГГГ, с использованием затратного, сравнительного и доходного подходов. При этом в качестве объектов-аналогов использованы земельные участки сельскохозяйственного назначения, наиболее сопоставимые с объектами исследования и схожие по основным параметрам в Зеленодольском районе Республики Татарстан. При расчете рыночной стоимости земельных участков их площади суммировались, а стоимость определялась как единого земельного участка, поскольку все земельные участки территориально расположены в одном кадастровом квартале, вдоль автомобильной дороги и в непосредственной близости друг от друга, а также имеют единый вид разрешенного использования (сельскохозяйственного назначения).
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения ходатайства истца о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы, указав, что оснований сомневаться в достоверности заключения повторной судебной экспертизы, выводы по которой положены в основу решения суда, у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку оно составлено компетентным специалистом, обладающим специальными познаниями, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Указанное экспертное заключение в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов, содержит подробное описание произведенных исследований и основанные на их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы со ссылкой на использованные справочные материалы и нормативные документы, которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов. Выводы эксперта основаны на соответствующих данных, представленных в его распоряжение материалов и натурного осмотра объектов.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы истца о том, что экспертное заключение N ООО "Юридическое агентство "Юнэкс" составлено с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а, следовательно, не может являться надлежащим доказательством по делу, не нашли подтверждения в ходе кассационного производства.
Суд первой инстанции, приняв за основу выводы эксперта проведенной по делу судебной экспертизы ООО "Юридическое агентство "Юнэкс", постановилобжалуемое решение, которое по итогам рассмотрения апелляционной жалобы оставлено без изменения судом апелляционной инстанции, с чем соглашается судебная коллегия, поскольку заключение эксперта содержит полные, исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, в частности: экспертом был проведен анализ рынка продаж земельных участков сельскохозяйственного назначения, наиболее сопоставимым с объектами исследования и расположенных в Зеленодольском районе Республики Татарстан, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки. Содержащиеся в экспертном заключении сведения и мотивы эксперта дают надлежащее представление об объектах-аналогах и иных их характеристик, учтенных экспертом при расчете выкупной цены за спорные земельные участки.
В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, содержащими все необходимые сведения, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки. Выводы эксперта подробные, мотивированные, к экспертному заключению приобщены фотоматериалы, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Заключение эксперта N ООО "Юридическое агентство "Юнэкс" составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение данного исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения, необходимые для определения рыночной стоимости объектов, в отношении которых проводится экспертиза.
В связи с этим доводы кассационной жалобы о несоответствии проведенной по делу судебной экспертизы N ООО "Юридическое агентство "Юнэкс" требованиям действующего законодательства, неверности ее выводов и необоснованности суждений, а также решений судебных инстанций, принявшей результаты проведенной экспертизы, являются необоснованными.
У суда кассационной инстанции после проверки исследовательской части экспертизы и выводов эксперта на соответствие требованиям действующего законодательства, основания не согласиться с позицией судов не имеется, равно как и отсутствуют основания для переоценки их выводов.
Довод кассационной жалобы о том, что обжалуемое решение не содержит сведений об отклонении ходатайства представителя истца о вызове в судебное заседание для дачи пояснений эксперта-оценщика ООО "Юридическое агентство "Юнэкс" Чураева А.Р, о проведении дополнительной и повторной экспертиз, подлежит отклонению, поскольку судом первой инстанции данные ходатайства были разрешены, в их удовлетворении отказано, о чем указано в протоколе судебного заседания Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 г.
Доводы жалобы о несоблюдении процессуальных прав истца и принципа осуществления правосудия, выразившиеся в том, что истец был лишен процессуального права на представление доказательств по делу в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о назначении дополнительной экспертизы, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные. В данном случае у судов не возникло сомнений в правильности и обоснованности судебной экспертизы ООО "Юридическое агентство "Юнэкс", в связи с чем, оснований для ее назначения не имелось. Нарушений норм процессуального закона судами в данном случае не допущено.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Изложенные в жалобе доводы не влекут отмены судебных актов, принятых при правильном применении норм материального права, при отсутствии нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В связи с окончанием кассационного производства определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 г. о приостановлении исполнения решения Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 июля 2021 г. по гражданскому делу N 2-26/2021 подлежит отмене в соответствии с частью 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 24 февраля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 июля 2021 г, принятое определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 г.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи М.В. Романов
О.И. Никонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.