Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дела по жалобе Валиева Ш.М. на постановление заместителя начальника МАДИ города Москвы от 18 января 2021 года N ***, на решение судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 21 апреля 2021 года по делу об административных правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, в отношении ИП Валиева ***, установил:
постановлением заместителя начальника МАДИ города Москвы от 18 января 2021 года N *** Евстратова Е.В. ИП Валиев Ш.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа по 30 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица МАДИ, Валиев Ш.М. подал на него жалобу в Нагатинский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 21апреля 2021 года данное постановление оставлено без изменения, жалобы заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд указанные акты должностного лица и судьи районного суда обжалуют Валиев Ш.М. по доводам поданной жалобы, согласно которым, решение суда постановлено с нарушением действующего законодательства, без соблюдения интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
В Московский городской суд Валиев Ш.М, будучи извещённым о времени и месте судебного заседания, не явился, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений статьи 25.4 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В Московский городской суд представитель МАДИ, будучи извещённым о времени и месте судебного заседания, не явился, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, в связи с чем, с учетом положений статьи 25.4 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения заявителя, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ наступает за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 3, абзацем 9 статьи 5 которого определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 1 статьи 20 того же Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в частности, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В соответствии с абзацем 6 пункта 4 статьи 20 того же Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Пунктом 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 предусмотрено, что водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N7, субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Статьей 23 Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров.
Из Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств Приложения N2 к Методическим рекомендациям, изложенным в Письме Минздрава Российской Федерации от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" следует, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения; предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию; предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт; предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения; целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.
В силу статей 2, 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя; осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, пунктами 2 и 3 которых установлено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, которые должны содержаться в путевом листе, в том числе сведения о дате (число, месяц, год) и времени (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния.
В пунктах 16 и 16.1 вышеназванного Приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 года N 158 определено, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов, дта и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 198-ПП утвержден Административный регламент исполнения Московской административной дорожной инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, которым исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы возложена на Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ).
В соответствии с пунктом 1.4 Административного регламента, предметом государственной функции является контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, обязательных требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, установленных частями 1.4 и 16 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 10 часов 40 минут 18 ноября 2020 года по адресу: г. Москва***, ИП Валиев Ш.М. в нарушении требований части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допустил нарушение требований о прохождении обязательного предрейсового медицинского осмотра водителя автомобиля легкового такси марки "Киа Рио" с государственным регистрационным знаком ***, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Факт совершения ИП Валиевым Ш.М. указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, определениями о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ИП Валиева Ш.М. от 18 ноября 2020 года; выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ИП Валиева Ш.М, основным видом деятельности которого является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем; актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования автомобиля марки "Киа Рио", государственный регистрационный знак ***, используемого в качестве легкового такси от 18 ноября 2020 года; протоколом об изъятии вещей и документов (транспортного средства) от 18 ноября 2020 года N ПИ ***; водительским удостоверением на имя Валиева Ш.М, СТС на указанное транспортное средство; информацией из общедоступных источников сети "Интернет" о том, что ИП Валиев Ш.М. имеет разрешении *** действительное с 28 июня 2019 года до 27 июня 2024 года на транспортное средство марки "Киа Рио", государственный регистрационный знак ***, используемого для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; фотоматериалом; протоколом об административном правонарушении от 11 декабря 2020 года N *** в отношении ИП Валиева Ш.М, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ КоАП РФ, указаны нормативные правовые акты, нарушение которых вменяется ИП Валиеву Ш.М, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии Валиева Ш.М, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ, статьей 25.2 КоАП РФ, с протоколом ИП Валиев Ш.М. ознакомлен, копия протокола ему вручена, о чем имеются его собственноручные подписи, протокол
содержит все сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, в том числе подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства оформлены должностными лицами МАДИ города Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в осуществлении перевозок пассажиров и багажа, с нарушением требований о проведении обязательных, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
В соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей.
Из анализа приведенной нормы следует, что субъектами административных правонарушений, предусмотренных части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, являются перевозчики, то есть лица, непосредственно организующее и осуществляющее перевозки пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Учитывая, что в данном случае перевозчиком - лицом, непосредственно организующим и осуществляющим перевозки пассажиров, багажа, грузов транспортным средством марки "Киа Рио", государственный регистрационный знак ***, является ИП Валиев Ш.М, который выехал в рейс без прохождения ежедневного обязательного предрейсового медицинского осмотра, действия заявителя образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Постановление от 18 января 2021 года N ***, которым ИП Валиев Ш.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника МАДИ города Москвы, с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в их подробно приведены обстоятельства совершения перечисленных правонарушений, указаны нормы Закона и Правил, нарушение которых вменяется обществу, вынесены в отсутствие законного представителя общества, копия их для сведения направлена в адрес общества, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден, нормы материального права истолкованы и применены правильно.
В ходе рассмотрения настоящего дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, исследованные судом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного решения, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины заявителя в совершении описанного выше административного правонарушения, не установлено.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел и порядок рассмотрения соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, действия режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, не установлено.
В случае невозможности уплаты административного штрафа заявитель, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с заявлением по правилам статьи 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 21 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2статьи 12.31.1 КоАП РФ, в отношении ИП Валиева Ш.М. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.