Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Аткарского муниципального района Саратовской области к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 28 октября 2020 года N 309/2020-326 по апелляционной жалобе администрации Аткарского муниципального района Саратовской области по Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 10 сентября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителя администрации Аткарского муниципального района Саратовской области - Соболева С.А, представителя комитета по управлению имуществом Саратовской области - Ярыш И.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
администрация Аткарского муниципального района Саратовской области обратилась в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 28 октября 2020 года N 309/2020-326 (далее - решение комиссии), которым по заявлению собственника акционерного общества "Аткарский маслоэкстракционный завод" (далее - АО "Аткарский МЭЗ", общество) кадастровая стоимость земельных участков определена в следующем размере:
земельный участок с кадастровым номером N - 5 860 000 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N - 1 970 000 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N - 557 000 рублей;
земельный участок с кадастровым номером N - 496 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что отчет об оценке оценщика "данные изъяты" Б.М.В. от ДД.ММ.ГГГГ N, на основании которого решением комиссии кадастровая стоимость земельных участков была определена равной их рыночной стоимости, не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), в расчетах допущены существенные ошибки, повлиявшие на результат итоговой стоимости объектов оценки.
Решением Саратовского областного суда от 10 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе администрацией Аткарского муниципального района Саратовской области ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Аткарского муниципального района Саратовской области - Соболев С.А. (с использованием систем видео-конференц-связи) просил апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель комитета по управлению имуществом Саратовской области - Ярыш И.А. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2.1 статьи 245 КАС РФ органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.
В силу положений части 22.1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ), регламентирующей порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 ноября 2017 года 562-П "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Саратовской области" с 10 ноября 2017 года проведение государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке".
На основании распоряжения министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 10 ноября 2017 года N 1019-р "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области в 2018 году" проведена государственная кадастровая оценка земельных участков категории земель населенных пунктов на территории Саратовской области.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 20 ноября 2018 года N 1026-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Саратовской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года.
Из материалов дела следует, что АО "Аткарский МЭЗ" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N.
Кадастровая стоимость данных земельных участков, определенная распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 20 ноября 2018 года N 1026-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Саратовской области" по состоянию на 1 января 2018 года, составляла:
земельного участка с кадастровым номером N - 20 641 958, 88 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 5 965 308, 48 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 1 573 674, 83 рубля;
земельного участка с кадастровым номером N - 1 402 492, 5 рубля.
9 октября 2020 года АО "Аткарский МЭЗ" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N по основанию установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости с приложением документов, перечень которых установлен частью 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В частности, АО "Аткарский МЭЗ" был представлен отчет об оценке оценщика "данные изъяты" Б.М.В. от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым рыночная стоимость данных земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года составляет:
земельного участка с кадастровым номером N - 5 860 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 1 970 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 557 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 496 000 рублей.
Решением комиссии от 28 октября 2020 года N 309/2020-326 заявление АО "Аткарский МЭЗ" было удовлетворено, кадастровая стоимость земельных участков определена в вышеназванном размере, отраженном в отчете об оценке оценщика "данные изъяты" Б.М.В. от ДД.ММ.ГГГГ N.
Обжалуя решение комиссии, администрация Аткарского муниципального района Саратовской области исходила из того, что отчет об оценке оценщика "данные изъяты" Б.М.В. от ДД.ММ.ГГГГ N не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, что в расчетах допущены существенные ошибки, повлиявшие на определение итоговой величины рыночно стоимости объектов оценки.
Проанализировав положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", дав надлежащую оценку доводам административного истца исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемое решение об удовлетворении заявления АО "Аткарский МЭЗ" принято в соответствии с компетенцией комиссии, ее правомочным составом, при соблюдении установленного порядка ее деятельности и при наличии на то законных оснований.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
В силу положений статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2).
В состав комиссии входят один представитель уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, один представитель органа регистрации прав и один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации. В состав комиссии могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии. В состав комиссии должно быть включено не менее пяти членов (часть 8).
К заявлению об оспаривании прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа (часть 9).
Комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании направляет уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются (часть 13).
Комиссия вправе принять: решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости; решение об отклонении заявления об оспаривании (часть 15).
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов (часть 17).
Порядок работы комиссии устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки. Порядок создания комиссии устанавливается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (части 20, 21).
Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 17 ноября 2017 года N 620, а порядок создания комиссии на территории Саратовской области - распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 1078-р.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24 декабря 2018 года N 1140-р такая комиссия на территории Саратовской области была создана и был утвержден ее состав.
Рассматривая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что требования статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, Приказа Минэкономразвития России от 17 ноября 2017 года N 620, распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 7 декабря 2018 года N 1078-р, распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24 декабря 2018 года N 1140-р при рассмотрении заявления АО "Аткарский МЭЗ" и при принятии по нему положительного решения были соблюдены.
Так, судом первой инстанции достоверно установлено, что к заявлению АО "Аткарский МЭЗ" были приложены все необходимые документы, в связи с чем оно подлежало рассмотрению по существу.
В установленный Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ срок администрации Аткарского муниципального района Саратовской области было направлено уведомление о поступлении заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты рассмотрения.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии от 28 октября 2020 года, на котором было рассмотрено заявление АО "Аткарский МЭЗ", в заседании комиссии приняло участие 9 из 13 членов комиссии, которые были надлежащим образом извещены о заседании комиссии, что соответствует требованиям абзаца второго пункта 2 и абзаца первого пункта 3 Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 17 ноября 2017 года N 620.
Решением комиссии от 28 октября 2020 года N 309/2020-326 было установлено, что содержание отчета об оценке оценщика "данные изъяты" Б.М.В. от ДД.ММ.ГГГГ N соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, требованиям к составлению и содержанию отчета об оценке, требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки.
Выводы суда первой инстанции о соответствии содержания отчета об оценке оценщика "данные изъяты" Б.М.В. от ДД.ММ.ГГГГ N вышеназванным требованиям подробно мотивированы в решении и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Данные выводы также подтверждаются экспертным заключением "данные изъяты" ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N, подготовленным по результатам проведения судебной экспертизы, в соответствии с которым содержание вышеназванного отчета об оценке было признано соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, нарушений, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, экспертом не выявлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно исходил из того, что с учетом представленного комплекта документов комиссия по результатам рассмотрения заявления АО "Аткарский МЭЗ" принять решение об его отклонении была не вправе.
Следовательно, является верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемым решением комиссии не нарушены права и законные интересы административного истца, поскольку при его принятии комиссией соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного органа, порядок принятия оспариваемого решения, а содержание оспариваемого решения и основания для его принятия не противоречат нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом дана неверная оценка соответствия отчета об оценке оценщика "данные изъяты" Б.М.В. от ДД.ММ.ГГГГ N требованиям Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, опровергаются имеющейся в материалах дела совокупностью доказательств, проанализировав которые суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии отчета об оценке требованиям ФСО N 3.
Отклоняя указанные доводы, судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что каких-либо конкретных замечаний к содержанию отчета об оценке, которые свидетельствовали бы о его несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе ФСО N 3, апелляционная жалоба не содержит и судебной коллегией не установлено.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд при назначении судебной экспертизы не рассмотрел предложенную административным истцом экспертную организацию, не выносил определения о снятии предложенного административным истцом вопроса о действительной рыночной стоимости земельных участков, что судебная экспертиза проводилась свыше установленного судом срока, о незаконности обжалуемого решения не свидетельствуют, поскольку являются формальными и вышеприведенных выводов суда первой инстанции как о законности принятого комиссией решения, так и об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска по существу не опровергают.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Саратовского областного суда от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Аткарского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Саратовский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 декабря 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.