Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Калугина Д.М.
при секретаре Кулагиной А.А, с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании недействующим со дня принятия решения Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 11 апреля 2019 года N 134 "О корректировке генерального плана городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан", в части включения в границы населенного пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в городе Белорецк в квартале 258 в части выделов 2, 4, 5, 6, 14, 10, 11, 13; в квартале 246 в выделах 8, 16, 24; в квартале 267 в части выделов 12, 20, 39; в квартале 215 в части выделов 13, 31, 33, 34, 36; в квартале 216 в части выделов 16-19; в квартале 217 в части выделов 1-2; в квартале 218 в выделе 6, в части выделов 5, 10-12, в части 23-24, в квартале 234 в части выделов 1, 2, 12-14, 17; в квартале 235 в части выделов 9, 13; в квартале 247 в части выделов 1, 2, 7, 9, 11-14, 16; в квартале 259 в части выделов 9, 10, в части выделов 11, 15-17; в квартале 268 в части выделов 1, 2, 5; в квартале 281 в выделах 58, 59, в части выделов 11, 12, 31, 49, 53, 57 Белорецкого участкового лесничества Республики Башкортостан, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, по апелляционному представлению прокуратуры Республики Башкортостан, апелляционной жалобе Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, заключение прокурора отдела Генерального прокурора Российской Федерации ФИО11 полгавшим необходимым решение суда первой инстанции изменить, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
11 апреля 2019 года Советом городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан принято решение N 134 "О корректировке генерального плана городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан" (далее - решение о корректировке генерального плана, генеральный план).
Данный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан http://beloretsk.bashkortostan.ru/activiti/6091/, но не размещен в ФГИС ТП.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим решение Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 11 апреля 2019 года N 134 "О корректировке генерального плана городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан", в части включения в границы населенного пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в городе Белорецк в квартале 258 в части выделов 2, 4, 5, 6, 14, 10, 11, 13; в квартале 246 в выделах 8, 16, 24; в квартале 267 в части выделов 12, 20, 39; в квартале 215 в части выделов 13, 31, 33, 34, 36; в квартале 216 в части выделов 16-19; в квартале 217 в части выделов 1-2; в квартале 218 в выделе 6, в части выделов 5, 10-12, в части 23-24, в квартале 234 в части выделов 1, 2, 12-14, 17; в квартале 235 в части выделов 9, 13; в квартале 247 в части выделов 1, 2, 7, 9, 11-14, 16; в квартале 259 в части выделов 9, 10, в части выделов 11, 15-17; в квартале 268 в части выделов 1, 2, 5; в квартале 281 в выделах 58, 59, в части выделов 11, 12, 31, 49, 53, 57 Белорецкого участкового лесничества Республики Башкортостан, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтенными объектами недвижимости с границами, определенными материалами лесоустройства. По результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенные основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан земель лесного фонда. Генеральный план в части включения в границы городского поселения лесных участков принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, так как не было обеспечено обязательное согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией, как собственником земель лесного фонда, перевода лесных участков в земли населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства ФИО7, участвовавшая в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ФИО8, ФИО9 исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Решением Верховного Суда республики Башкортостан от 28 июля 2021 года административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворено.
Признано не действующим со дня принятия решение Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 11 апреля 2019 года N 134 "О корректировке генерального плана городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан", в части включения в границы населенного пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в городе Белорецк в квартале 258 в части выделов 2, 4, 5, 6, 14, 10, 11, 13; в квартале 246 в выделах 8, 16, 24; в квартале 267 в части выделов 12, 20, 39; в квартале 215 в части выделов 13, 31, 33, 34, 36; в квартале 216 в части выделов 16-19; в квартале 217 в части выделов 1-2; в квартале 218 в выделе 6, в части выделов 5, 10-12, в части 23-24, в квартале 234 в части выделов 1, 2, 12-14, 17; в квартале 235 в части выделов 9, 13; в квартале 247 в части выделов 1, 2, 7, 9, 11-14, 16; в квартале 259 в части выделов 9, 10, в части выделов 11, 15-17; в квартале 268 в части выделов 1, 2, 5; в квартале 281 в выделах 58, 59, в части выделов 11, 12, 31, 49, 53, 57 Белорецкого участкового лесничества Республики Башкортостан, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
В апелляционном представлении прокуратуры Республики Башкортостан
ставится вопрос об отмене судебного акта и возврате дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Прокурор Республики Башкортостан полагает, что при рассмотрении административного дела, судом первой инстанции не привлечены к участию в деле Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и администрация городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, в связи с чем суд разрешилспор о правах лиц, не привлеченных к участию в деле.
Также, указывает, что судом принято решение без исследования запрошенных у административного истца актуальных материалов лесоустройства, не допрошен в ходе рассмотрения административного дела инженер, подготовивший заключение.
Более того, рассматривая вопрос о дате, с которой нормативный правовой признан не действующим, суд первой инстанции не учел, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, порождал правовые последствия, на его основе реализовывались права граждан, которым предоставлялись земельные участки.
В апелляционной жалобе административный ответчик Совет городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан также ставит вопрос об отмене решения Верховного Суда республики Башкортостан от 28 июля 2021 года и принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Полагает, что корректировка генерального плана произведена с соблюдением действующего законодательства. В рамках корректировки генерального плана, присоединение земель лесного фонда не осуществлялось, следовательно, согласование уполномоченных федеральных органов исполнительной власти не требовалось. Иные согласования, необходимые для утверждения корректировки генерального плана административным ответчиком были приобщены к материалам дела. Отсутствие публикации в ФГИС ТП не является нарушением согласования, не предусмотрена Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Также считает, что в рамках вынесения решения судом не был учтен факт не предоставления в материалы дела административным истцом актуальных материалов лесоустройства, что может служить основанием нарушения принципа всестороннего объективного рассмотрения дела в суде. Также указанный факт свидетельствует о неправомерности заключения выданного ФГБУ "Рослесинфорг", и несоответствие доказательств, представленных административным истцом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО12 полагал необходимым решение суда изменить в части даты, с которой нормативный правовой акт признан не действующим, в остальной части просил решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе: 2) земли населенных пунктов; 5) земли лесного фонда.
Таким образом, земли населенных пунктов и земли лесного фонда относятся к разной категории земель.
В статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Положениями подпункта 1 пункта 1, пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Исходя из положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Частью 8 статьи 24, пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно абзацу третьему пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Лесного кодекса РСФСР, введенного в действие Постановлением ВЦИК от 25 июля 1923 года, а также статей 4, 13, 15, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, статей 4, 29, 92 Лесного кодекса РСФСР 1977 года, статей 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года, статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, в связи с чем необходимо согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для включения таких участков в границы городского поселения.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
11 апреля 2019 года Советом городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан принято решение N 134 "О корректировке генерального плана городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан".
Данный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан http://beloretsk.bashkortostan.ru/activiti/6091/, но не размещен в ФГИС ТП.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Представительным органом города Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан является Совет городского поселения (статьи 17, 18 Устава городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, статья 1 Регламента Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решение от 11 апреля 2019 года N 134 "О корректировке генерального плана городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан" является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Названным решением установлены границы городского поселения - город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Судом первой инстанции также установлено, что 17 марта 2005 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок из категории земель: земли лесного фонда, общая площадь 1 770 660 000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", номер объекта: N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан.
По сведениям Государственного лесного реестра лесной участок кадастровый номер N по адресу: "адрес" целевое назначение лесов: защитные леса; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - зеленые зоны; леса, расположенные в зеленых зонах; является собственностью Российской Федерации, имеет следующее назначение: заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (кроме кварталов 217, 218, 234, 247, 259, 268), осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (только 216), ведение сельского хозяйства (кроме кварталов 217, 218, 234, 247, 259, 268), осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (кроме кварталов 217, 218, 234, 247, 259, 268); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (кроме кварталов 217, 218, 234, 247, 259, 268); осуществление религиозной деятельности, что подтверждается соответствующей выпиской N от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты"
На момент подготовки оспариваемого решения о корректировки генерального плана действовал Приказ Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 в редакции от 5 февраля 2018 года "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования" (далее - Порядок согласования, Порядок).
В пункте 2.1 Порядка согласования предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Кодекса для проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа (далее - проект генерального плана).
Орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП (далее - уведомление) в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. Уведомление может быть оформлено согласно рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Порядку) (пункт 1.4 Порядка согласования).
Далее Минэкономразвития России в трехдневный срок с момента получения уведомления от органа, уполномоченного на подготовку документа территориального планирования, рассматривает проект документа территориального планирования в соответствии с условиями, содержащимися в пунктах 2.3 и 2.4 Порядка и уведомляет отраслевые федеральные органы, госкорпорации об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в ФГИС ТП в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.4 Порядка (пункт 2.6 Порядка согласования).
На основании заключений отраслевых федеральных органов, госкорпораций на проект документа территориального планирования Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 Порядка (пункт 2.9 Порядка согласования).
Пунктами 5.4.2, 5.4.3 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, предусмотрено, что Рослесхоз был уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта.
По результатам выполненной ФГБУ "Рослесинфорг" проверки было осуществлено графическое наложение материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, установленные оспариваемым генеральным планом, и выявлено включение в границы населенного пункта города Белорецк лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а именно: в квартале 258 в части выделов 2, 4, 5, 6, 14, 10, 11, 13; в квартале 246 в выделах 8, 16, 24; в квартале 267 в части выделов 12, 20, 39; в квартале 215 в части выделов 13, 31, 33, 34, 36; в квартале 216 в части выделов 16-19; в квартале 217 в части выделов 1-2; в квартале 218 в выделе 6, в части выделов 5, 10-12, в части 23-24, в квартале 234 в части выделов 1, 2, 12-14, 17; в квартале 235 в части выделов 9, 13; в квартале 247 в части выделов 1, 2, 7, 9, 11-14, 16; в квартале 259 в части выделов 9, 10, в части выделов 11, 15-17; в квартале 268 в части выделов 1, 2, 5; в квартале 281 в выделах 58, 59, в части выделов 11, 12, 31, 49, 53, 57 Белорецкого участкового лесничества Республики Башкортостан, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (том 1 л.д.28-52).
Судом первой инстанции установлено, что проект корректировки генерального плана и материалы по его обоснованию не были размещены в федеральной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП), уведомление в Министерство регионального развития Российской Федерации не было направлено, согласование проекта документа территориального планирования с Рослесхозом не производилось.
Исходя из части 8 статьи 24, части 1 и части 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в Определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда Белорецкого лесничества определено на основе сведений государственного лесного реестра, информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и в лесоустроительном планшете данного лесничества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заключение Башкирского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" приблизительное и графическое наложение картографического материала не несет правового обоснования наложения границ городского поселения город Белорецк на земли лесного фонда являлось предметом проверки в суде первой инстанции и обоснованно отклонено им, поскольку доказательств несоответствия указанных данных материалы дела не содержат.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что то обстоятельство, что Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года N122, и Методические рекомендации по проведению инвентаризации лесов, утвержденные приказом Рослесхоза от 10 ноября 2011 года N472, допускают погрешность определения площади лесного участка, не свидетельствует о недостоверности заключения Башкирского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" о переселении (наложении) границы населенного пункта с землями лесного фонда в результате издания оспариваемого генерального плана городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. Судом первой инстанции учтено, что специалисты Башкирского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" действуют на основании лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального значения, результаты которых имеют общегосударственное межотраслевое значение. Работы по картографическому наложению границ населенного пункта на земли лесного проводятся по данным материалам ведомственного картографического фонда Рослесхоза и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Доказательств того, что лесные участки согласно установленному законом порядку были переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов либо в иную категорию, материалы дела не содержат.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства, суд первой инстанции установил, что решение об утверждении корректировки генерального плана городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан принято административным ответчиком с нарушением установленного порядка согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенных пунктов лесных участков, в оспариваемой части противоречит приведенным выше нормам федерального законодательства, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для признания решения Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 11 апреля 2019 года N 134 "О корректировке генерального плана городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан" недействующим в части включения в границы населенного пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в городе Белорецк.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы представления прокурора о непривлечении в качестве заинтересованных лиц Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан судебной коллегией признаются необоснованными, поскольку доказательств нарушения прав указанных лиц, прокурором, участвующим в деле не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы действующего законодательства применил верно.
При проверенных судом апелляционной инстанции обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении норм материального права и без нарушения норм процессуального права.
Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции относительно даты, с которой оспариваемый акт признан судом первой инстанции недействующим.
В соответствии с разъяснениями, содержащими пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Однако, установив, что нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Согласно материалам дела, решение Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан N 134 "О корректировке генерального плана городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан" принято 11 апреля 2019 года, а потому на его основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем доводы апелляционного представления прокурора о необходимости признания указанного нормативного правового акта не действующим с момента вступления решения суда в законную силу являются обоснованными, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июля 2021 года изменить.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 11 апреля 2019 года N 134 "О корректировке генерального плана городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан", в части включения в границы населенного пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в городе Белорецк в квартале 258 в части выделов 2, 4, 5, 6, 14, 10, 11, 13; в квартале 246 в выделах 8, 16, 24; в квартале 267 в части выделов 12, 20, 39; в квартале 215 в части выделов 13, 31, 33, 34, 36; в квартале 216 в части выделов 16-19; в квартале 217 в части выделов 1-2; в квартале 218 в выделе 6, в части выделов 5, 10-12, в части 23-24, в квартале 234 в части выделов 1, 2, 12-14, 17; в квартале 235 в части выделов 9, 13; в квартале 247 в части выделов 1, 2, 7, 9, 11-14, 16; в квартале 259 в части выделов 9, 10, в части выделов 11, 15-17; в квартале 268 в части выделов 1, 2, 5; в квартале 281 в выделах 58, 59, в части выделов 11, 12, 31, 49, 53, 57 Белорецкого участкового лесничества Республики Башкортостан, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.