Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Романовой Е.М., рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело N 3а-79/2021 по частной жалобе ГБУ Владимирской области "Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области" на определение Владимирского областного суда от 20 октября 2021 года, которым удовлетворено частично заявление Дачного потребительского кооператива "ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА" о взыскании судебных расходов по административному делу по административному исковому заявлению Дачного потребительского кооператива "ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА" о пересмотре и установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
дачный потребительский кооператив "ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА" (далее - ДПК "ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА") обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"), равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 мая 2019 года.
Решением Владимирского областного суда от 16 июня 2021 года административный иск удовлетворен, судом установлена кадастровая стоимость названного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 мая 2019 года.
1 сентября 2021 года административный истец ДПК "ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА" посредством почтовой связи обратился в суд с заявлением о возмещении судебных расходов по оплате проведения судебной экспертизы в размере 25 000 рублей, услуг представителя в размере 40 000 рублей и составления заявления о взыскании судебных расходов в размере 5 000 рублей, а всего в размере 70 000 рублей.
Определением Владимирского областного суда от 20 октября 2021 года заявление ДПК "ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА" о возмещении судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением административного дела N 3а-79/2021, удовлетворено частично. С ГБУ Владимирской области "Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области" в пользу ДПК "ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА" взысканы расходы по оплате проведения судебной экспертизы в размере 25 000 рублей и услуг представителя в размере 9 000 рублей, а всего в размере 34 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявления ДПК "ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА" отказано.
Не согласившись с данным определением, административным ответчиком ГБУ Владимирской области "Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области" подана частная жалоба, в которой он просит отменить определение Владимирского областного суда от 20 октября 2021 года, в удовлетворении заявления административного истца о взыскании судебных расходов отказать. Полагает, что ГБУ Владимирской области "Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области" право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости по основаниям возникновения и по содержанию не оспорено. Считает, что само по себе несовпадение кадастровой и рыночной стоимости не означает нарушение прав административного истца. Решение Владимирского областного суда от 16 июня 2021 года не может расцениваться как принятое против административного ответчика, который не имеет противоположных с административным истцом юридических интересов, поскольку ГБУ Владимирской области "Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области" действовало в рамках законных полномочий. Владимирским областным судом не установлены нарушения методологии при определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, ошибок в расчете кадастровой стоимости не выявлено.
Относительно частной жалобы Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области представил отзыв, согласно которому просит определение Владимирского областного суда от 20 октября 2021 года отменить как незаконное и основанное на неправильном применении норм материального и процессуального права. Решение Владимирского областного суда от 16 июня 2021 года не может расцениваться как принятое против административного ответчика, административный истец вынужден в полной мере нести судебные расходы. Само по себе принятие судом решения о пересмотре кадастровой стоимости не является свидетельством ошибочности, незаконности и недостоверности ранее состоявшейся государственной кадастровой оценки объекта недвижимости. Полагает, что судебные расходы по оплате услуг представителя подлежат уменьшению. Кроме того, административным истцом не указан размер ожидаемой налоговой выгоды от снижения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Административный истец ДПК "ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА", в свою очередь, представил возражения относительно частной жалобы, согласно которым просит определение Владимирского областного суда от 20 октября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о возложении судебных расходов на ГБУ Владимирской области "Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области" в пользу административного истца, претендующего на такое возмещение.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции о взыскании судебных расходов в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, отзыва и возражений на частную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Решением Владимирского областного суда от 16 июня 2021 года административный иск ДПК "ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА" удовлетворен, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 мая 2019 года в размере 5 522 649 рублей 30 копеек.
В соответствии с актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости ГБУ Владимирской области "Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области" N 28 от 2 марта 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 28 019 591 рублей 75 копеек по состоянию на 24 мая 2019 года (т.1 л.д.9, 213-214, т.2 л.д.1).
Удовлетворяя заявление административного истца ДПК "ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА" о возмещении судебных расходов, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что административный иск удовлетворен, а разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером N превышает 50%, что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости.
Как усматривается из обжалуемого судебного акта и административного дела, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания судебных расходов с административного ответчика ГБУ Владимирской области "Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области", как органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от N 28 от 2 марта 2020 года.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) и пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления N 28 вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем по данной категории дел, подлежит разрешению в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
При этом, согласно абзацу 2 пункта 20 приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 (редакция от 16 мая 2013 года, с изменениями от 26 апреля 2018 года) "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (Зарегистрирован в Минюсте России 1 июня 2012 года N 24426) в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Судебные расходы, согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относит в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с частью 3 статьи 108 названного кодекса эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.
В силу статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения (часть 11).
Разрешая вопрос о распределении понесенных по делу судебных расходов, суд первой инстанции обоснованно руководствовался вышеприведенными положениями закона.
Возражений от сторон по вопросу соответствия данной суммы действительной стоимости проведенной экспертизы, объему произведенных экспертной организацией работ, их расчету представлено не было.
С учетом характера рассмотренного судом спора, предметом которого явилось установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости, обстоятельством, подлежащим установлению в целях разрешения вопроса о распределении судебных расходов, являлось выяснение вопроса о том, допущена ли в результате массовой кадастровой оценки объекта недвижимости ошибка, повлекшая нарушение прав соответствующего лица, либо удовлетворение заявленных административным истцом требований сводилось к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.
Исходя из вышеизложенной правовой позиции, поскольку по результатам рассмотрения административного дела установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N (80, 3%) существенно превысила его рыночную стоимость, что может свидетельствовать о допущенной ошибке при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении, расходы по оплате проведения судебной экспертизы подлежат взысканию с административного ответчика в полном объеме.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела, к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле.
Перечень судебных издержек, предусмотренный указанным кодексом, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные административным истцом в связи с собиранием доказательств до предъявления административного искового заявления в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Например, истцу могут быть возмещены в том числе расходы на проведение досудебного исследования состояния имущества, на основании которого впоследствии определена цена предъявленного в суд иска.
Из заявления о возмещении судебных расходов следует, что административный истец просит взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 рублей и составления заявления о взыскании судебных расходов в размере 5 000 рублей.
Первый апелляционный суд общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что расходы по оплате услуг представителя с учетом рассмотрения административного дела данной категории, подачи заявления о взыскании судебных расходов по данной категории административных дел в размере 9 000 рублей исходя из сложности дела подлежат возмещению с административного ответчика ГБУ Владимирской области "Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области" в пользу административного истца.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
При этом в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1555-О разъяснено, что нарушение прав лица суд может установить, как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований. Если в споре о пересмотре кадастровой стоимости суд установит, что стоимостные расхождения доказывают нарушение прав лица, он определит (в пределах иска) и меры восстановления нарушенного права.
При таких обстоятельствах Первый апелляционный суд общей юрисдикции находит определение Владимирского областного суда от 20 октября 2021 года законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Первый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Владимирского областного суда от 20 октября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу ГБУ Владимирской области "Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд.
Судья Е.М. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.