Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лобовой Л.В.
и судей Климовой С.В, Заскалько О.В, при помощнике судьи Казаковой А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Темиргазиевой Л.Э. на решение Никулинского районного суда города Москвы от 23 июля 2020 года, которым постановлено:
в иске Темиргазиевой Ление Энверовны, фио Редифе к Управлению социальной защиты населения ЗАО гор. Москвы о признании местом преимущественного проживания город Москву, признании незаконным решения ОСЗН, признании незаконным отказа в выплате пособий, признании права на получение справки установленной формы, обязании начислить и выплатить компенсационные выплаты, единовременную выплату, произвести перерасчет затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио и Коваленко Р. 11.02.2020 обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЗАО г..Москвы) об установлении факта преимущественного проживания Темиргазиевой Л.Э. в городе Москве, признании незаконным решения ОСЗН района Фили-Давыдково УСЗН ЗАО г..Москвы от 01.08.2016 N 916/16 об отказе в назначении и выплате единовременной компенсационной и денежной выплат, предусмотренных ст.ст. 8 и 9 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", признании за Темиргазиевой Л.Э. права на получение справки установленной формы, обязании начислить и выплатить единовременную компенсационную выплату как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании нахождения в приемной семье, в связи с достижением возраста 18 лет в размере сумма, обязании начислить и выплатить единовременную выплату при трудоустройстве в размере сумма, из которых сумма - единовременное денежное пособие, сумма - денежная компенсация на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования, а также обязании произвести Коваленко Р. перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг с мая 2015 года по июнь 2018 года и начислить единовременное пособие при передаче несовершеннолетней Темиргазиевой Л.Э. под предварительное попечительство в размере сумма, мотивируя обращение тем, что распоряжением ОСЗН района Фили-Давыдково УСЗН ЗАО г..Москвы от 06.10.2014 N 155-Р Коваленко Р. временно назначена попечителем несовершеннолетней Темиргазиевой Л.Э, 21.04.2018, сроком на 6 месяцев, а распоряжением от 30.04.2015 N 105-Р - ее опекуном и сторонами заключен договор о передаче Темиргазиевой Л.Э. на воспитание в приемную семью, 20.06.2016 фио обратилась к ответчику по вопросам назначения единовременных выплат детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на
воспитание в семью, при прекращении попечительства в связи с достижением возраста 18 лет и выпускникам общеобразовательных учреждений города Москвы при трудоустройстве, однако в ответах от 04.07.2016 N 1259/16, от 01.08.2016 N 916/16 разъяснено, что отказ связан с отсутствием у Темиргазиевой Л.Э. постоянной регистрации в городе Москве, что истцы полагают незаконным, нарушающим их право на получение мер социальной поддержки.
В судебном заседании истец Коваленко Р, действующая также в интересах истца Темиргазиевой Л.Э. по доверенности от 22.06.2018, выданной сроком на 5 лет (л.д. 15), требования поддержала, представитель ответчика иск не признала.
23.07.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят истцы фио, Коваленко Р. по доводам своей апелляционной жалобы от 25.08.2020.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом апелляционного рассмотрения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, апелляционным определением которой от 16.03.2021 решение Никулинского районного суда города Москвы от 23.07.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба истцов - без удовлетворения (л.д. 152-162).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2021 по кассационной жалобе истцов апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.03.2021 отменено в части спора по требованиям Темиргазиевой Л.Э. о признании незаконным решения ОСЗН района Фили-Давыдково УСЗН ЗАО города Москвы от 01.08.2016 N 916/16, обязании начислить и выплатить Темиргазиевой Л.Э. единовременную компенсационную выплату как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании нахождения в приемной семье в связи с достижением возраста 18 лет в установленном размере, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, в остальной части решение Никулинского районного суда города Москвы от 23.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда от 16.03.2021 оставлены без изменения (л.д. 185-194).
При новом рассмотрении дела в заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно надлежащим образом вручением судебного извещения истцам - 09.10.2021, ответчику - 07.10.2021 (л.д. 198-201).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований Темиргазиевой Л.Э. о признании незаконным решения N 916/16 от 01.08.2016 и обязании начислить и выплатить Темиргазиевой Л.Э. единовременную компенсационную выплату как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании нахождения в приемной семье в связи с достижением возраста 18 лет.
Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением ОСЗН района Фили-Давыдково УСЗН ЗАО города Москвы от 06.10.2014 N 155-Р (л.д. 28) Коваленко Р, паспортные данные, постоянно проживающая по адресу: адрес (л.д. 17), временно назначена попечителем несовершеннолетней Темиргазиевой Л.Э,... паспортные данные сроком на 6 месяцев в связи со смертью матери фио (л.д.19-21) и лишением отца фио родительских прав (л.д. 24-25); статус Темиргазиевой Л.Э. как лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подтвержден справкой ответчика от 15.11.2019 (л.д. 31).
Распоряжением этого же органа от 30.04.2015 N 105-Р Коваленко Р. назначена опекуном Темиргазиевой Л.Э, исполняющим свои обязанности на возмездной основе по договору о приемной семье, и с ней заключен договор N 5 от 07.05.2015 (л.д. 45-48) о передаче Темиргазиевой Л.Э. на воспитание в приемную семью до совершеннолетия приемного ребенка, в котором указано, что фио зарегистрирована по адресу: Республика Крым Сакский р-н село Митяево ул. Садовая д. 58, а фактически проживает по адресу: г. Москва Кутузовский пр-кт д. 76 кв. 75 (л.д. 29).
Согласно паспорту, выданному Темиргазиевой Л.Э. ГУ МВД России по г. Москвы 24.05.2018 (л.д. 217), она постоянно по месту жительства зарегистрирована с 09.08.2012 в Республике Крым р-н Сакский с. Митяево ул. Садовая д. 58 (л.д.16), при этом правообладателем на указанный объект недвижимости истец нее является (л.д. 52-53).
Решением исполнительного комитета Митяевского сельского совета Сакского района Республики Крым N 71 от 27.12.2013 за Темиргазиевой Л.Э. сохранено право пользования жилым помещением по месту жительства по адресу: Республика Крым Сакский р-н село Митяево ул. Садовая д. 58 и постановлением Администрации Сакского района Республики Крым от 16.06.2020 N 219 фио включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями ввиду отсутствия у нее права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Крым Сакский р-н село Митяево ул. Садовая д. 58 и невозможности в нем проживать (л.д. 86-87).
Также из материалов дела следует, что фио проживала в квартире опекуна Коваленко Р. и имела свидетельство по месту пребывания с 15.09.2014 по 30.06.2020 (л.д. 26-27, 127).
По достижении возраста 18 лет 20.06.2016 фио обратилась в ОСЗН района Фили-Давыдково УСЗН ЗАО г. Москвы с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, устроенным на воспитание в семью, при прекращении попечительства в связи с достижением возраста 18 лет (л.д. 49-50) и ответом указанного органа 04.07.2016 N 1259/16 ей сообщено об отсутствии права на получение выплаты ввиду отсутствия места жительства в городе Москве, которое определяется по данным органов регистрационного учета (л.д. 78); такой же ответ об отсутствии оснований для выплаты ввиду отсутствия постоянной регистрации дан ОСЗН района Фили-Давыдково УСЗН ЗАО г. Москвы 01.08.2016 за N 916/16 (л.д. 51).
Повторно 11.06.2019 фио обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги "Назначение и предоставление единовременной компенсационной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании нахождения в приемной семье, при прекращении попечительства в связи с достижением возраста 18 лет", предусмотренной ст. 9 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Отделом ОСЗН района Фили-Давыдково УСЗН ЗАО г. Москвы вынесено решение от 19.06.2019 N 230500101605 об отказе Темиргазиевой Л.Э. в предоставлении указанной государственной услуги как в связи с отсутствием места жительства в городе Москве, так и ввиду обращения за ее получением по истечении шестимесячного срока со дня достижения совершеннолетия (л.д. 57).
Разрешая спор в этой части и принимая решение об отказе в удовлетворении требований Темиргазиевой Л.Э. о признании незаконным решения ответчика и обязании начислить и выплатить единовременную компенсационную выплату как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании нахождения в приемной семье в связи с достижением возраста 18 лет в установленном размере, суд первой инстанции исходил из того, что Законом города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 376-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", которым утвержден порядок установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, согласно подп. "а" п. 3.12 которого основанием для отказа в назначении единовременной компенсации является отсутствие регистрации по месту жительства в городе Москве и, учитывая, что на дату обращения в ОСЗН района Фили-Давыдково у истца отсутствовала регистрация по месту жительства в городе Москве, то отказ ответчика произвести ему оспариваемые выплаты является правомерным.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не основан на нормах закона.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции РФ, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; п. 8 ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве.
Как следует из ст. 2 указанного Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлениями к ответчику как первоначально 20.06.2016, так и повторно 11.06.2019, дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 9 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 в прежней редакции предусматривала, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства предоставляется единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 376-ПП в целях реализации Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" и обеспечения иных мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утверждены положения о порядке установления и выплаты предусмотренные указанным законом, в том числе Порядок установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства (приложение 8), которое устанавливает, что самостоятельным основанием для отказа в назначении таких выплат и компенсаций является отсутствие регистрации по месту жительства в городе Москве у лица, указанного в п. 1.1 настоящего Порядка, обратившегося за их выплатой (п. 3.12 Порядка), а также установлено, что единовременная компенсация назначается, если обращение за ней последовало в течение 6 месяцев со дня достижения совершеннолетия (п. 3.6 Порядка) и ее размер определяется на дату достижения ребенком 18 лет (п. 3.8 Порядка).
Действительно, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определяет понятия места жительства и места пребывания.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, при этом местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными; раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан.
Таким образом, решение вопроса о праве гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительных гарантиях по социальной поддержке, не может быть обусловлено исключительно наличием или отсутствием у него регистрации по месту жительства, так как федеральное законодательство не предусматривает такого критерия отнесения граждан с категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства, в связи с чем вопрос о предоставлении таких социальных гарантий должен рассматриваться в каждом конкретном случае с учетом возможности получения определенной социальной группы граждан соответствующих мер социальной поддержки.
Поскольку фио была передана в семью опекуна Коваленко Р, с которой заключен договор о передаче несовершеннолетней на воспитание в приемную семью до совершеннолетия, и уполномоченным органом установлено место жительство Темиргазиевой Л.Э. в квартире опекуна в период с 15.09.2014 по 30.06.2020 в г. Москве, то сохранение за Темиргазиевой Л.Э. права на жилое помещение в Республике Крым, равно как и наличие регистрации в ином субъекте Российской Федерации не должно влечь нарушение права Темиргазиевой Л.Э, как лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение единовременной компенсационной выплаты по достижении возраста 18 лет и окончании попечительства, в том числе учитывая, что факт невозможности проживания по адресу постоянной регистрации в Республике Крым установлен постановлением Администрации Сакского района Республики Крым от 16.06.2020 N 219.
При таких данных, отказ в предоставлении дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных Законом г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" при обращении истца 20.06.2016 не может быть признан законным и основанным на положениях Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Также судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом случае истечение 6- месячного срока со дня достижения совершеннолетия для обращения за выплатой, установленного п. 3.6 Порядка установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 376-ПП, основанием для отказа в назначении такой выплаты не является, поскольку обращение за ее назначением последовало в пределах 6-месячного срока со дня достижения совершеннолетия, учитывая, что 21.04.2016 истец достигла возраста 18 лет, а 20.06.2016 обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, т.е. реализовала право на обращение в установленный срок, при этом отказ в назначении спорной выплаты был связан только отсутствием у истца места жительства в городе Москве, что признано незаконным, при повторном же обращении к ответчику 11.06.2019 истцу было отказано в назначении выплаты как ввиду отсутствия места жительства в городе Москве, так и ввиду пропуска 6-месячного срока на обращение со дня совершеннолетия и по получении решения от 19.06.2019 истец обратилась в суд за защитой нарушенных социальных прав 11.02.2020.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда города Москвы от 23 июля 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Темиргазиевой Л.Э. о признании незаконным отказа в назначении единовременной компенсационной выплаты как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании нахождения в приемной семье в связи с достижением возраста 18 лет, обязании назначить и выплатить единовременную компенсационную выплату, принять по делу в этой части новое решение, которым обязать Управление социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы назначить и выплатить Темиргазиевой Ление Энверовне, паспортные данные, единовременную компенсационную выплату как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании нахождения в приемной семье в связи с достижением возраста 18 лет в установленном размере.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.