адм. дело N33а-5425/2021
р/с N2а-161/2020
17 ноября 2021 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административных истцов фио, фио в лице законного представителя фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио - фио на решение Таганского районного суда адрес от 20 ноября 2020 года, которым постановлено:
"Административные исковые требования фио, фио в лице законного представителя фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио к Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в адрес, Городской комиссии по вопросам градостроительства землепользования и застройки при Правительстве Москвы о признании незаконным решения об отмене публичных слушаний, признании незаконным решения (действия) об организации общественных обсуждений, - оставить без удовлетворения",
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в адрес, Городской комиссии по вопросам градостроительства землепользования и застройки при Правительстве Москвы о признании незаконным решения об отмене публичных слушаний, признании незаконным решения (действия) об организации общественных обсуждений, мотивируя свои требования тем, что назначение общественных обсуждений вместо публичных слушаний по проектам планировки территории в целях реализации программы реновации жилищного фонда в адрес Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2018 года N 282-ПП не предусмотрено, кроме того, соответствующее информационное обеспечение для участия всех граждан в общественных обсуждениях отсутствовало, чем были нарушены права и законные интересы административных истцов, гарантированные нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административных истцов.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административных истцов фиоВ, фио, фио, представителя административных истцов - фио, представителя Префектуры адрес - фио, представителя Правительства Москвы - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Таганского районного суда адрес от 20 ноября 2020 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов настоящего административного дела следует, что решением Комиссии при Правительстве Москвы по вопросам градостроительства, землепользования и застройки в адрес от (17 марта 2020 года N 259 (п.13) года назначены публичные слушания по проекту планировки территории кварталов 798, адрес Пресненский адрес в целях реализации программы реновации жилищного фонда в адрес, проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории кварталов 798, 800 адрес. Экспозиция планировалась в период с 30 марта 2020 года по 05 апреля 2020 года, собрание 07 апреля 2020 года.
В связи с особой эпидемиологической обстановкой и во исполнение Указа Мэра Москвы от 16 марта 2020 года N 21-УМ, 26 марта 2020 года, решением Комиссии при Правительстве Москвы по вопросам градостроительства, землепользования и застройки в адрес публичные слушания по описанным выше проектам отменены, с опубликованием соответствующего сообщения 27 марта 2020 года в окружной газете "Москва-Центр" (выпуск N 12 (842) от 27 марта 2020 года) и на официальном сайте Префектуры адрес.
На заседании Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы 27 марта 2020 года принято решение о проведении общественных обсуждений по указанным проектам.
С учетом данного решения Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы принято оспариваемое решение от 27 марта 2020 года о проведении общественных обсуждений по вышеуказанным проектам.
Информационные материалы по проекту планировки территории кварталов 798, 800 адрес и проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки адрес в отношении территории по адресу: проект планировки территории кварталов 798, 800 адрес были размещены на сайте проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://ag.mos.ru в разделе "Общественные обсуждения".
Экспозиция проекта была открыта 13 апреля 2020 года на официальном сайте и проведена в период с 13 апреля 2020 года по 26 апреля 2020 года.
В течение всего периода проведения экспозиции проекта участники общественных обсуждений, прошедшие идентификацию в соответствии с частью 12 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ и Порядком организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N448-ПП от 30 апреля 2019 года, были вправе внести замечания и предложения по обсуждаемым проектам, путем заполнения формы на официальном сайте.
В протоколе общественных обсуждений от 15 мая 2020 года N23/20 по проектам планировки территории кварталов 798, 800 адрес отражены предложения и замечания участников обсуждений, что согласуется с объяснениями административных истцов фио, фио о том, что они реализовали возможность принять участие в общественных обсуждениях на официальном сайте в сети Интернет.
Отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем случае оспариваемые решения об отмене публичных слушаний и проведении общественных обсуждений приняты в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также Законом адрес от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс адрес", нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов действиями и решениями административных ответчиков не допущено.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 68 Закона адрес от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс адрес" публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях адрес, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях адрес, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по адрес.
В силу частей 2 - 4 той же статьи участниками публичных слушаний являются: жители адрес, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений; правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания; депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания; депутаты Московской городской Думы. Каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке. Публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.
В силу пункта 6 статьи 9 Закона адрес кодекс адрес" положение о городской комиссии и ее состав, положение об окружных комиссиях утверждаются Правительством Москвы. Составы окружных комиссий утверждаются уполномоченными территориальными органами исполнительной власти адрес.
Распоряжением Правительства Москвы от 20 августа 2013 года N 448-РП созданы окружные (в административных округах адрес) комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы.
Положение об окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, действовавшее на момент принятия спорных решений, утверждено Постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 2009 года N 270-ПП "О создании Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы и об утверждении Положений о Городской и окружной комиссиях по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы".
В соответствии с пунктом 2.3.15. Положения о префектуре административного округа утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти адрес", префектура административного округа в установленном порядке утверждает состав и организует работу Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы.
Как следует из положений статей 4.1, 10, 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (с последующими изменениями, в том числе в ред. Указов Мэра Москвы от 08 июня 2020 года N68-УМ и от 09 июля 2020 года N77-УМ) принят в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В силу подпункта "а" пункта 10 статьи 4.1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Как установлено положениями статьи 19 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Таким образом, ограничительные меры в виде запрета на проведение массовых мероприятий направлены прежде всего на защиту населения, их здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что решения об отмене публичных слушаний и проведении общественных обсуждений приняты в соответствии с вышеназванными положениями норм действующего законодательства, при этом доводы административных истцов об отсутствии надлежащего информационного обеспечения для участия в общественных обсуждениях являются необоснованными, ввиду их субъективности, оснований для признания оспариваемых решений незаконными и нарушающими права административных истцов не имеется.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует, оснований полагать оспариваемые решения незаконными и нарушающими права административных истцов не имеется.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганского районного суда адрес от 20 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.