Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Смирновой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО5 Зои ФИО1 на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 01 июня 2021 года по делу N2-69/2021 по иску ФИО5 Зои ФИО1 к Комитету по социальной защите населения "адрес", Ленинградскому областному государственному казённому учреждению "Центр социальной защиты населения" об обязании произвести индексацию денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО5, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с иском к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области и Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения" (далее также - КСЗН ЛО и ЛОГКУ "ЦСЗН"), в котором просила возложить на ответчиков обязанность выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01 января 2020 г. в размере 3566 рублей 64 копейки с индексацией на последующие годы; взыскать с ответчиков образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 212 077 рублей 75 копеек за период с 01 января 2007 г. по 31 декабря 2019 г.; возложить на ответчиков обязанность выплатить ежегодную денежную компенсацию на оздоровление за 2020 г. в размере 5944 рублей 40 копеек с индексацией на последующие годы по уровню инфляции с 01 января 2021 г.; взыскать образовавшуюся задолженность по выплатам на оздоровление за период с 01 января 2007 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 50 414 рублей 13 копеек.
В обоснование исковых требований указал, что принимала участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г, является инвалидом I группы вследствие увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС. Имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом получает выплату в возмещение вреда здоровью в связи с инвалидностью, компенсацию на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодную компенсацию на оздоровление, которые должны выплачиваться с учетом индексации по уровню инфляции.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 февраля 2007 года произведен перерасчет указанных сумм с учетом индексации и возложено на ответчиков обязанность производить ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 01 сентября 2006 г. в размере 1467 рублей 52 копейки, выплатить ежегодную денежную компенсацию на оздоровление за 2006 г. в размере 2445 рублей 86 копеек. Однако, по мнению истца, в последующем индексация указанных сумм ответчиками производилась ненадлежащим образом с нарушением закона, в связи с чем, с 01 января 2007 г. по указанным выше компенсациям образовалась задолженность, подлежащая взысканию с ответчиков.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 27 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 01 июня 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО5 к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения" об обязании произвести индексацию денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как следует из материалов дела, решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 февраля 2007 года удовлетворен иск ФИО5 к Комитету социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ об обеспечении выплаты в надлежащем размере ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, а также задолженности по этим компенсациям.
Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ обязан указывать ФИО5 в Списках на ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1 сентября 2006 года с размером компенсации 1 467 руб. 52 коп.
Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ обязан указать ФИО5 в ближайшем Списке на ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с задолженностью 36 314 руб. 66 коп. за период с 1 января 2001 года по 1 сентября 2006 года.
Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ обязан указать ФИО5 в списке на ежегодную выплату денежной компенсации на оздоровление с размером компенсации 2 445. 86 коп, и с задолженностью за 2001-2003 годы - 5 619 руб. 88 коп.
Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ обязан указывать с 1 января 2006 года в ежемесячной заявке на финансирование расходов на выплату льгот и компенсаций по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подаваемой в Отделение по "адрес" Управления федерального казначейства по "адрес", расходы на обеспечение выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом выплаты ФИО5 компенсации в размере 1 467 руб. 52 коп.
Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ обязан указать в заявке на финансирование расходов на выплату льгот и компенсаций по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подаваемой в Отделение по "адрес" Управления федерального казначейства по "адрес", расходы на обеспечение выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом задолженности перед ФИО5. в размере 36 314 руб. 66 коп. за период с 1 января 2001 года по 1 сентября 2006 года.
Комитет социальной защиты населения администрации МО Сосновоборский городской округ обязан указать в заявке на финансирование расходов на выплату льгот и компенсаций по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подаваемой в Отделение по "адрес" Управления федерального казначейства по "адрес", расходы на оздоровление с учетом выплаты ФИО5 компенсации в размере 2 445 руб. 86 коп. и задолженности за 2001-2003, 2005-2006 годы в размере 5 619 руб. 88 коп.
Вступившим в законную силу судебным актом установлено, что ФИО5 принимала участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, является инвалидом I группы, причина инвалидности - "увечье связано с аварией на ЧАЭС".
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего
Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части 1 статьи 14 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона N 1244-1.
В соответствии со статьей 40 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, с 1 января 2005 года ежегодно выплачивается компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.
В соответствии со статьей 39 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в подпункте 1, 2 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы в размере 400 рублей.
Частью 3 статьи 5 Закона N 1244-1 предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов ш сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Новый порядок исчисления размеров ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (далее - Закон N 122), согласно которому предусмотрено исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом в силу статьи 3 Закона N 122-ФЗ и статьи 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ, в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 рублей 49 копеек), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно Законом N 122-ФЗ в положения статей 14 и 40 Закона N 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью 300 рублей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом N 1244-1.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм, постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171, от 21 декабря 2007 года N 914, от 16 декабря 2009 года N 1024, от 21 декабря 2010 года N 1079, от 8 декабря 2011 года N 1019, от 4 декабря 2012 года N 1255, от 19 декабря 2013 года N 1189, от 18 декабря 2014 года N 1411 утверждены Правила индексации с 2004 года по 2015 год размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Названными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом N 1244-1 установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. После 1 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с учетом представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, пришел к выводу, что выплачиваемые истцу компенсации соответствуют установленному законодательством порядку, с учетом установленного государством механизма индексации данных денежных сумм, и выплаты истцу производятся в полном размере.
На момент обращения истца в суд, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
29 января 2020 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году", согласно которому ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила 646 рублей 88 копеек. В 2019 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 года N 32 размер компенсации составлял 628 рублей 04 копейки.
При этом истцу в соответствии с решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 февраля 2007 года по делу N2-65/07 ежемесячно производится выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1 467 рублей 52 копеек.
Также согласно представленным доказательствам истцу в период с 2007 года по 2019 год производилась выплата ежегодной компенсации на оздоровление, на основании поданных заявлений с учетом индексации в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии установленных законом оснований для увеличения истцу денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление.
Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных доказательств, поскольку при разрешении спора судом правильно определен характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Установив, что истцу в период с 2007 по 2019 год ежегодная компенсация на оздоровление выплачивалась на основании поданных заявлений с учетом индексации, в соответствии с действующим законодательством, а компенсация на оздоровление и компенсация на приобретение продовольственных товаров, выплачивалась на основании судебного решения от 28 февраля 2007 года, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 01 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО5 Зои ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.