Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Медведкиной В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 22 июня 2021 года по делу N2-95/2021 по иску ФИО1 к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казённому учреждению "Центр социальной защиты населения" об обязании произвести индексацию денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции ФИО4,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с иском к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области и ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" об обязании выплачивать ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 01.01.2020 в размере 2377 руб. 88 коп. с индексацией на последующие годы; взыскании задолженности по выплатам денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 241929 руб. 73 коп. за период с 01.01.2007 по 31.12.2019; обязании выплатить ежегодную компенсацию на оздоровление за 2020 год в размере 3566 руб. 61 коп. с индексацией на последующие годы по уровню инфляции с 01.01.2021; взыскании задолженности по выплатам на оздоровление за период с 01.01.2007 по 31.12.2019 в размере 32749 руб. 10 коп, уточнив исковые требования.
В обоснование исковых требований указал, что принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, инвалидом не является, получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодную компенсацию на оздоровление. Индексация указанных компенсаций производилась уполномоченным органом ненадлежащим образом, по выплатам образовалась задолженность.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 27 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 22 июня 2021 года, отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Ответчик Комитет по социальной защите населения Ленинградской области представил возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части 1 статьи 14 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона N 1244-1.
В соответствии со ст. 40 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, с 1 января 2005 года ежегодно выплачивается компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.
В силу ст. 39 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в подпункте 1, 2 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии со ст. 5 Закона N 1244-1 предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Новый порядок исчисления размеров ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (далее - Закон N 122), согласно которому было предусмотрено исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом в силу ст.З Закона N 122-ФЗ и статьи 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ, в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 рублей 49 копеек), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно Законом N 122-ФЗ в положения статей 14 и 40 Закона N 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью 300 рублей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31 -ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом N 1244-1.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм, постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171, от 21 декабря 2007 года N 914, от 16 декабря 2009 года N 1024, от 21 декабря 2010 года N 1079, от 8 декабря 2011 года N 1019, от 4 декабря 2012 года N 1255, от 19 декабря 2013 года N 1189, от 18 декабря 2014 года N 1411 утверждены Правила индексации с 2004 года по 2015 год размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Указанными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом N1244-1 установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. После 1 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.
В связи с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ в ч.3 ст. 5 Закона N 1244-1, внесены изменения, согласно которым размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации с учетом указанного Закона N1244-1 своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год.
Соответствующими постановлениями Правительства РФ утверждены правила индексации, установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. После 01 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.
На основании Постановления Правительства РФ от 29 января 2020 года N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году", ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила 646 руб. 88 коп. В 2019 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 года N 32 размер компенсации составлял 628 руб. 04 коп.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, инвалидом не является.
ФИО1 с заявлением на выплату ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на выплату ежегодной компенсации на оздоровление впервые обратился ДД.ММ.ГГГГ, которые ему выплачивались ежегодно с указанного периода. В 2020 истец за получением выплат не обращался.
Согласно справке ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 назначена денежная компенсация на оздоровление за период с 2007 по 2019 года в размерах: 2007 год - 439 руб. 92 коп.; 2008 год - 476 руб. 49 коп.; 2009 год - 538 руб. 43 коп, 2010 год - 592 руб. 27 коп.; 2011 год - 630 руб. 77 коп.; 2012 год - 668 руб. 62 коп.; 2013 год - 705 руб. 39 коп.; 2014 год - 740 руб. 66 руб.; 2015 год - 781 руб.40 коп.; 2016 год - 836 руб. 10 коп.; 2017 год - 881 руб. 25 коп.; 2018 год - 903 руб. 28 коп.; 2019 год - 942 руб. 12 коп.
Согласно справке ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размерах: январь - май 2007 год по 262 руб. 57 коп.; июнь 2007 года - 287 руб. 47 коп, 194 руб. 22 коп.; июль 2007 года - февраль 2008 года по 287 руб. 47 коп.; март 2008 года - 307 руб. 59 коп, 40 руб. 24 коп.; апрель 2008 года - 307 руб. 59 коп.; май 2008 года - 311 руб. 90 коп, 21 руб. 55 коп.; июнь - октябрь 2008 по 311 руб. 90 коп.; ноябрь 2008 года - 317 руб. 65 коп, 57 руб. 50 коп.; декабрь 2008 года - 317 руб. 65 коп.; январь-февраль 2009 года по 341 руб. 47 коп.; март 2009 года - 344 руб. 65 коп, 6 руб. 36 коп.; апрель - октябрь 2009 года по 344 руб. 65 коп.; ноябрь 2009 года - 358 руб. 94 коп, 142 руб. 90 коп.; декабрь 2009 года - январь 2010 года по 358 руб. 94 коп.; февраль 2010 года - 394 руб. 83 коп, 35 руб. 89 коп.; март 2010 года - январь 2011 года по 394руб. 83 коп.; февраль 2011 года - 420 руб. 49 коп, 25 руб. 66 коп.; март 2011 года - январь 2012 года по 420 руб. 49 коп.; февраль 2012 года-445 руб. 72 коп, 25 руб. 23 коп.; март - декабрь 2012 года по 445 руб. 72 коп.; январь - декабрь 2013 года по 470 руб. 23 коп.; январь - декабрь 2014 года по 493 руб. 74 коп.; январь 2015 года - январь 2016 года по 520 руб. 90 коп.; февраль 2016 года - январь 2017 года по 557 руб. 36 коп.; февраль 2017 года - январь 2018 по 587 руб. 46 коп.; февраль 2018 года - январь 2019 года по 602 руб. 15 коп.; февраль - декабрь 2019 года по 628 руб. 04 коп.
Суд первой инстанции установил, что на момент назначения ФИО1 выплат, а также на момент обращения истца в суд с настоящим иском, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат разрешен, путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, поэтому оснований для индексации указанных сумм, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии установленных законом оснований для увеличения истцу денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление и об отсутствии задолженности по данным выплатам.
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных доказательств.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы, о том, что ответчики необоснованно производят индексацию выплачиваемых компенсаций на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление в ином порядке, чем предусмотрено указанным постановлением Конституционного Суда РФ, указав, что данные доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, пришли к обоснованному выводу, что выплачиваемые истцу компенсации соответствуют установленному законодательством порядку, с учетом установленного механизма индексации данных денежных сумм и выплаты истцу производятся в полном размере.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 22 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.