Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рассказовой Г.В, судей Печуриной Ю.А, Фофонова А.С, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ПРОФЭКСПЕРТ" о разъяснении судебного акта, разъяснении порядка исполнения судебного акта.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия
установила:
решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 7 августа 2020 года заявленные требования административного истца ООО "Карджин" удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 35220+/-131 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2015 года в сумме 6 715 000 рублей.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 года решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 августа 2020 года изменено в части, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", общей площадью 35 220+/- кв.м. по состоянию на 1 января 2015 года в размере 17 155 000 рублей. В остальной части решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 7 августа 2020 года оставлено без изменения. С Правительства Республики Северная Осетия-Алания в пользу ООО "Профэксперт" взысканы расходы по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 44 800 рублей.
Экспертная организация ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" обратилась в Третий апелляционный суд общей юрисдикции с заявлением о разъяснении порядка и способа исполнения апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 года. Согласно информации УФНС по РСО-Алания, в Федеральной базе данных сведения по Правительству РСО-Алания, как о самостоятельном юридическом лице, отсутствуют. В исполнительном листе сведения о должнике являются необходимыми реквизитами. Фактическое исполнение судебного акта прямо зависит от его резолютивной части.
Участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 185, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив поданное заявление, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 355 КАС РФ в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Согласно абзацу 4 пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", в случае удовлетворения требований физических и юридических лиц об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по возмещению судебных расходов возлагается судом непосредственно на орган власти, организацию, чьи решение, действия (бездействие) оспаривались. При этом подтвержденное судебным актом требование о возмещении судебных расходов также исполняется за счет средств соответствующего бюджета, а не за счет казны публично-правового образования.
Согласно статье 1 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 28.05.1998 N 6-3 "О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания" (далее - Конституционный закон Республики Северная Осетия-Алания N 6-3), Правительство является органом государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, коллегиальным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.
В соответствии со статьей 46 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания N 6-3 Администрация Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания обеспечивает деятельность Правительства.
Из поступивших по запросу суда апелляционной инстанции ответов Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания от 28 декабря 2021 года, Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10 января 2022 года, следует, что Правительство Республики Северная Осетия-Алания не является юридическим лицом, своих счетов в органах Федерального казначейства не имеет.
Положением об Администрации, утвержденным Указом Главы Республики Северная Осетия - Алания от 20.04.2016 года N120, установлено, что Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства и осуществляющим контроль за исполнением решений Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства.
Пунктом 6 Положения об Администрации установлено, что Администрация выполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Администрации и реализацию возложенных на нее задач, а также согласовывает с руководителями соответствующих государственных органов распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по финансовому обеспечению деятельности Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Положение о Министерстве финансов), утвержденным постановлением Правительства от 13.09.2010 N 248, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство финансов) является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, который осуществляет нормативное правовое регулирование и функции по разработке и реализации государственной политики в финансовой сфере, включая бюджетную и налоговую.
Пунктом 14.9 Положения о Министерстве финансов установлено, что к полномочиям Министерства финансов относится осуществление исполнения судебных актов по искам к Республике Северная Осетия-Алания о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Республики Северная Осетия-Алания или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Республики Северная Осетия-Алания актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств республиканского бюджета).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П, из права на судебную защиту вытекает общий принцип, в силу которого правосудие нельзя было бы признать отвечающим требованиям равенства и справедливости, если расходы, понесенные в связи с судебным разбирательством, ложились бы на лицо, вынужденное прибегнуть к этим расходам в рамках судебного механизма обеспечения принудительной реализации своих прав, свобод и законных интересов. При этом не исключается дифференциация федеральным законодателем правил распределения судебных расходов, которые могут иметь свою специфику, в частности в зависимости от объективных особенностей конкретных судебных процедур и лежащих в их основе материальных правоотношений.
С учетом изложенного, в связи с отсутствием у административного ответчика лицевых счетов в органах Федерального казначейства, судебная коллегия, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 2021 г. N 37-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля", полагает возможным разъяснить в настоящем случае порядок исполнения апелляционного определения от 20 января 2021 года, указав, что взыскание судебных расходов исполняется Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания за счет казны Республики Северная Осетия-Алания.
Руководствуясь статьями 185, 355 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заявление ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" о разъяснении порядка исполнения апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 года удовлетворить, указав, что взыскание судебных расходов, установленных апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 года, исполняется Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания за счет казны Республики Северная Осетия-Алания.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.