Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шевцовой Т.С, судей Александровой М.В, Воробьевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступневой Татьяны Викторовны к администрации Черниговского района Приморского края, администрации Черниговского сельского поселения Приморского края о признании права собственности на земельный пай
по кассационной жалобе Ступневой Татьяны Викторовны
на решение Черниговского районного суда Приморского края от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ступнева Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Черниговского муниципального района Приморского края о признании права собственности на земельную долю в ТОО "Черниговское" согласно причитающейся ей доли из земельного участка площадью 10 620 га, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование иска она указала, что с 26 июня 1991 года по 20 ноября 1992 года истец работала помощником бригадира в совхозе "Черниговский" и состояла в списке работников совхоза на 1992 год проекта перераспределения земель совхоза "Черниговский" Черниговского района Приморского края. В фонд перераспределения зачислены земли совхоза "Черниговский" общей площадью 10 620 га, из состава фонда перераспределения земель в коллективно-долевую собственность ТОО "Черниговское" отведено 5 112 га, а также из фонда перераспределения земель ТОО "Черниговское" в аренду отведено 4 693 га сроком на 5 лет.
К участию в деле привлечена администрация сельского поселения Черниговского района Приморского края в качестве третьего лица.
Решением Черниговского районного суда Приморского края от 25 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Ступневой Т.В. отказано.
В кассационной жалобе Ступнева Т.В. ставит вопрос об отмене решения Черниговского районного суда Приморского края от 25 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 апреля 2021 года, просит направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы указала, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полагает, что имелись основания для признания за ней права собственности на земельную долю, т.к. истцу предоставлена копия проекта перераспределения земель совхоза, где она числится в списке работников на 1992 год. Отсутствует документ, исключающий Ступневу Т.В. из списка работников совхоза "Черниговский". В 2017 году администрация Черниговского сельского поселения опубликовала на своем сайте список невостребованных земельных паев, в том списке есть ее фамилия. Заявитель не согласна с выводом суда апелляционной инстанции о том, что она на момент вынесения постановления от 2 июня 1993 года членом совхоза не являлась, поскольку истец была официального трудоустроена, в список работников была включена под номером 94, данный список был приложен к проекту перераспределения земель совхоза.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 и разработанного на основании Указа от 27.12.1991 N 323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" местные администрации обязаны были обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" в редакции Указов Президента РФ от 24.12.1993 N 2287, от 25.01.1999 N 112 свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим Указом.
Исходя из пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" в редакции, действовавшей до 25.01.1999, каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
При проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.
Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По делу установлено, что постановлением главы администрации Черниговского района Приморского края от 02.06.1993 года N 135 "О предоставлении в пользование земель сельскохозяйственного назначения Т.О.О. "Черниговское" закреплены за сельскохозяйственным предприятием ТОО "Черниговское" земли общей площадью "данные изъяты" га, в том числе сельскохозяйственных угодий "данные изъяты" га, из них: пашни "данные изъяты" га, сенокосов "данные изъяты" га, пастбищ "данные изъяты" га. Отведено в коллективно-долевую собственность ТОО "Чергниговское" "данные изъяты" га, в том числе сельскохозяйственных угодий "данные изъяты" га, из них пашни "данные изъяты" га, сенокосов "данные изъяты" га и пастбищ "данные изъяты" га из состава угодий фонда перераспределения земель. Отведено в аренду сроком на пять лет товариществу с ограниченной ответственностью "Черниговское" "данные изъяты" га земель, в том числе сельскохозяйственных угодий "данные изъяты" га, из них пашни "данные изъяты" га, пастбищ "данные изъяты" га из фонда перераспределения земель.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию указанному в данной статье. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В таком случае орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В данном случае Ступневой Т.В. свидетельство о праве собственности на земельную долю совхоза "Черниговский" не выдавалось.
В силу части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
Постановление главы администрации Черниговского района Приморского края от 02 июня 1993 г. "О предоставлении в пользование земель сельскохозяйственного назначения ТОО "Черниговское" не содержит пофамильный список лиц, которым выделяются земельные доли.
По делу установлено, что Ступнева Т.В. работала в совхозе "Черниговский" с 26.01.1991 года по 20.11.1992 года, то есть до зачисления 02.06.1993 года в фонд перераспределения земель совхоза на общей площади "данные изъяты" га и отведения в коллективно-долевую собственность ТОО "Черниговское" "данные изъяты" га из состава угодий фонда перераспределения земель, на момент вынесения постановления работником совхоза не являлась, в связи с чем право на получение земельной доли не имела.
В связи с отсутствием доказательств наличия у истца права на земельную долю сельскохозяйственного назначения суды пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Содержание жалобы не подтверждает нарушение норм права, по существу сводится к несогласию заявителя с оценкой доказательств, данной судами, и установленными фактическими обстоятельствами дела.
Само по себе несогласие с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ступневой Татьяны Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.