Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В., судей фио, фио, при помощнике судьи Грибковой М.Н., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционным жалобам Министерства Обороны РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства Обороны РФ на решение Пресненского районного суда адрес от 16 ноября 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования - удовлетворить.
Обязать Министерство Обороны Российской Федерации и ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства Обороны РФ в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по ВВО провести капитальный ремонт здания ПТОР (инв. N398), расположенного по адресу: адрес, -
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству Обороны РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" об обязании провести капитальный ремонт здания ПТОР (инв. N398), расположенного по адресу: адрес, мотивируя свои требования тем, что Военной прокуратурой Уссурийского гарнизона была проведена проверка соблюдения должностными лицами ЖКС N4 филиала ФГБУ адрес РФ по ВВО законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой было установлено, что используемое в интересах войсковой части 39225 здание ПТОР (инв. N398) не отвечает требованиям безопасности и нуждается в проведении капитального ремонта. Техническое состояние строительной конструкции здания свидетельствует об исчерпании его несущей способности и опасности обрушения, что может повлечь гибель и травмирование людей, причинение реального ущерба Минобороны. Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 N155 создано ФГБУ адрес РФ. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации от 13.04.2017 N1168 недвижимое имущество, в том числе, здание ПТОР (инв. N398) закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ адрес РФ. В соответствии с уставом ФГБУ адрес РФ и Положением о филиале ФГБУ адрес РФ (по адрес) функции содержания и текущего ремонта вышеуказанного имущества, расположенного в пределах ВВО, возложены на указанный филиал ФГБУ адрес РФ.
Представитель истца Военного прокурора Уссурийского гарнизона в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Минобороны РФ по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования не признал.
Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам жалобы просят представители ответчиков Минобороны РФ и ФГБУ "ЦЖКУ".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2021 года решение Пресненского районного суда адрес от 16 ноября 2020 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05 октября 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2021 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом апелляционном рассмотрении, выслушав представителя истца фио, представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности фио, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по адресу: адрес, расположено принадлежащее на праве собственности Министерству обороны Российской Федерации здание ПТОР (инв. N398), используемое в интересах войсковой части 39255.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года N155 с 01 апреля 2017 года создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основными целями деятельности которого являются содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2017 года N 860, объем полномочий ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - Учреждение) включает проведение как текущего, так и капитального ремонта зданий закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.
Военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС N4 филиала ФГБ адрес РФ по ВВО законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой установлено, что в техническом состоянии объекта недвижимости - здания ПТОР (инв. N398) имеются недостатки.
Согласно акту осмотра здания ПТОР (инв. N398), проведенного военной прокуратурой Уссурийского гарнизона с привлечением представителем воинской части и ЖКС N4 филиала ФГБУ адрес РФ по ВВО, в техническом состоянии объекта выявлены следующие недостатки: частичное разрушение конструктива бетонной отмостки, нарушение систем водоотвода фундамента, наличие деформаций стен здания, неисправности водоотводящих устройств, наличие протечек кровли, наличие деформации и повреждения конструкций водоотводящих устройств, нарушение состояние притворов входных дверей, локальное отслоение штукатурно-окрасочного слоя от поверхности стен, частичное разрушение пола, нарушение целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений, неисправность запорной арматуры систем водоснабжения.
По результатам осмотра сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта указанного здания.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч.3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", п.12 ст.1 ФЗ "Об обороне", Указом Президента РФ от 17 ноября 2008 года N1264 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", ст.ст.7-11 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п.4.1, п.4.4 ГОСТ 31937-2011, исходил из того, что на протяжении длительного периода времени здание ПТОР (инв. N398) эксплуатируется без проведения капитального ремонта, вследствие чего в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии и не отвечает установленным требованиям, и поскольку ответчики действия по ремонту не производят, надлежащим образом обязанность по содержанию имущества не осуществляют, возложил на ответчиков Минобороны России и ФГБУ адрес РФ в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по ВВО обязанность провести капитальный ремонт здания ПТОР (инв. N398).
Судебная коллегия согласиться с указанными выводами суда первой инстанции не может, исходя из следующего.
В соответствии с п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Согласно положениям п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996г. N61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. N1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (подп. 71 п. 7 положения).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008г. N1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежащим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания и ремонта.
Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
Статьей 26 Федерального Закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что реализация мероприятий в области обороны является расходными обязательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 71 п. 7 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Понуждение Министерства обороны Российской Федерации к проведению капитального ремонта является ограничением права на реализацию возложенных на него функцией и на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа (поскольку вопрос о признании спорного объекта нуждающимся в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны Российской Федерации), что нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип
разделения властей и по сути является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на адрес, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Возлагая на собственника имущества по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность произвести капитальный ремонт имущества, суд не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил собственник либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круга лиц, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно капитальным ремонтом собственником своего имущества.
В силу ст. 216 ГК РФ, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии со ст. ст. 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" установлено, что эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
В соответствии с п.п. 12 - 14 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства.
Пунктом 21 Устава ФГБУ "ЦЖКУ", с учетом внесенных в него изменений, утв. Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны Российской Федерации от 30 июля 2018 года N2025, установлено, что учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): капитальный и текущий ремонт недвижимого имущества закрепленного за ним на праве оперативного управления либо переданного в безвозмездное пользование.
Таким образом, обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание переданного имущества. Обязанность по проведению капитального ремонта на ФГБУ "ЦЖКУ" может быть возложена только в силу вещного права, доказательств наличия которого у ФГБУ "ЦЖКУ" не представлено.
Из материалов дела следует, что здание ПТОР (инв. N398) состоит на балансе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Актом от 31 марта 2017 года здание передано в эксплуатационное обслуживание ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации, которое не включает в себя проведение капитального ремонта здания, то есть ФГБУ "ЦЖКУ" не наделено полномочиями, предусмотренными п. 21 Устава (осуществление капитального ремонта здания штаба).
Доказательства передачи Министерством обороны Российской Федерации полномочий по капитальному ремонту здания ПТОР (инв. N398) ФГБУ "ЦЖКУ", равно как и включение ремонта указанного объекта в план капитального ремонта, выделения денежных средств на его ремонт, суду не представлены. В отсутствие доказательств передачи здания ПТОР (инв. N398) в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ", оснований для возложения на него обязательств по проведению капитального ремонта здания ПТОР (инв. N398) не имеется.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - ФЗ N 384) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также в строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований ФЗ N 384 и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 ФЗ N 384 перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно ст. 36 ФЗ N 384, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 23 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/794 указало, что при определении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" следует руководствоваться: Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279; Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312; Письмом Минфина СССР от 29 мая 1984 г. N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".
Согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Пунктом 4.1 "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенного в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 г. N 1984-ст (далее - Правила), установлено, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.
В соответствии с п. 5.1.1 Правил, цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом в обоснование заявленных требований представлен акт осмотра объектов имущественного комплекса (зданий и сооружений), в котором указано, что здание ПТОР (инв. N398) требует капитального ремонта. Вместе с тем, указанный документ не может являться основанием для возложения обязанности по проведению капитального ремонта, поскольку разрешения данного вопроса не входит в компетенцию лиц, составивших данный акт. Заключений специалистов либо иных доказательств, свидетельствующих о возможности обрушения здания, несоответствии состояния здания требованиям строительных, пожарных, санитарных или иных норм и правил не представлено.
В материалах дела отсутствуют достоверные сведения о степени износа здания ПТОР (инв. N 398) для установления необходимости проведения капитального ремонта.
Доводы прокурора о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан ничем объективно не подтверждены, а основаны только на том, что здание ПТОР (инв. N398) нуждается в ремонте, что само по себе не указывает на наличие угрозы гибели и (или) травмированию людей.
Таким образом, доводы военного прокурора, а также выводы суда первой инстанции о необходимости проведения капитального ремонта здания ПТОР (инв. N 398) материалами дела не подтверждены.
Учитывая вышеизложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку обстоятельства, на которые ссылается истец, не доказаны надлежащим образом, вследствие чего, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 16 ноября 2020 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству Обороны РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" об обзании провести капитальный ремонт - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.