Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" - Мелентьевой М.А. на вступившие в законную силу постановление Белоярского районного суда Свердловской области от 13 июля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 13 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Белоярского районного суда Свердловской области от 13 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 13 октября 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - ООО "Элемент-Трейд", юридическое лицо, общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа размере 200 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты защитник ООО "Элемент-Трейд" Мелентьева М.А. просит их отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
16 ноября 2021 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статей 6.3 КоАП РФ выражается, в том числе, в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Такие правонарушения посягают на общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу статьи 2 Федерального закона N52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу статьи 11 Федерального закона N52-ФЗ "индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
На основании части 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
При рассмотрении дела установлено, что при проведении в период с 22 мая по 15 июня 2020 года эпидемиологического расследования в связи с угрозой распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Асбеста и Белоярском районе было осуществлено обследование помещений магазина "Монетка", расположенном по адресу: Свердловская область, Белоярский район, д.Поварня, ул. Патрушева, 111, принадлежащего ООО "Элемент-Трейд".
В ходе указанного расследования 03 июня 2020 года установлено следующее: в помещениях указанного магазина не обеспечено обеззараживание воздуха с постоянным нахождением работников путем использования бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование; не осуществлен контроль за соблюдением работниками масочного режима (у работников маски опущены на подбородок, органы дыхания не защищены); не обеспечено наличие термометра для проведения ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением контроля температуры тела работников; не оборудовано при входе на предприятие торговли для персонала место для обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей с дозаторами; не обеспечена своевременность и полнота прохождения работниками организации торговли "данные изъяты" периодических (профилактических) медицинских осмотров с нормативно установленной кратностью один раз в год, при этом вплоть до момента проведения данные работники допускались до работы, связанной с обращением (оборотом) пищевых продуктов, без прохождения ими таких медицинских осмотров и без наличия сведений об их результатах, что явилось нарушением положений статей 11, 29, 31, 32, 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", пунктов 1.5, 2.4, 3.1, 3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий", пунктов 2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов
13.1, 13.2, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", пунктов 2.1, 2.2, 3.12, 3.14, 3.16, 4.6, Постановления N 05/02-2 от 10 апреля 2020 года Главного Государственного санитарного врача по Свердловской области "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области", пунктов 1.3, 1.4, 2.3, 2.8 Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в предприятиях торговли (МР 3.1/2.3.5.0191-20), Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников (письмо N 02/3853-2020-27 от 10.03.2020), пункта 1.3 Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации N 6 от 13 марта 2020 года "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19", пункта 1.5 Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации N 7 от 18 марта 2020 года "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19".
По данному факту в отношении ООО "Элемент-Трейд" 15 июня 2020 года составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, который соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Установив обстоятельства дела, судьи пришли к обоснованным выводам о наличии в действиях ООО "Элемент-Трейд" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Элемент-Трейд" данного административного правонарушения подтвержден совокупностью материалов дела.
Приводимые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств.
Представленные в дело доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Установленные судебными инстанциями и по существу не оспариваемые ООО "Элемент-Трейд" нарушения достаточны для квалификации деяний данного общества по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Доказательств своевременного принятия ООО "Элемент-Трейд" всех зависящих мер для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения требований не представлено.
Вопреки доводам жалобы, оснований для переквалификации совершенного ООО "Элемент-Трейд" деяния с части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса не имеется, поскольку вмененные нарушения, связаны с нарушением обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.
При назначении ООО "Элемент-Трейд" административного наказания судьей районного суда требования статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Изложенные в настоящей жалобе доводы о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ на наличие оснований для изменения судебных актов не указывают. Обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие которых является необходимым для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, в настоящем случае (исходя из конкретных обстоятельств дела и характера правонарушения), вопреки позиции заявителя, не усматривается.
Доводы заявителя о снижении размера административного штрафа, изложенные в настоящей жалобе, оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не содержат.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана полная и объективная оценка доводам жалобы.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление Белоярского районного суда Свердловской области от 13 июля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 13 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" - Мелентьевой М.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.