Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малоярославецкого районного Собрания депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Михайленко Е.И, Пылевой Т.Н, Пчелкиной Е.В, Лукьяновой Н.И, ФИО5, Бессудновой А.П, Дементьевой М.Н, Долбиловой М.Г, Кармановой Н.М, Шапетько М.В. к Малоярославецкому районному Собранию депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" об оспаривании в части нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, возражения представителя административных истцов - Мальковой Л.П, против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в г. Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
22 июня 2020 года Малоярославецким районным Собранием депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" принято решение N 45, которым утверждено Положение о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район" в виде приложения N I к названному решению. В пункте 3 данного решения указано, что оно вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования) и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 марта 2019 года.
Решение от 22 июня 2020 года N 45 принято уполномоченным в соответствии со статьей 39 Устава муниципального района "Малоярославецкий район" представительным органом и опубликовано вместе с Положением в еженедельной газете Малоярославецкого района от 09 июля 2020 года N 27 (13524) и 30 июля 2020 года N 30 (13527) и в сетевом издании указанной газеты.
Согласно статье 2 положения от 22 июня 2020 года N 45 ежемесячная социальная выплата устанавливается в размерах: лицам, замещавшим должности муниципальной службы, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 положения - в размере 15% денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.
Размер ежемесячной социальной выплаты увеличивается на 1 процент денежного содержания муниципального служащего за каждый полный календарный год стажа муниципальной службы свыше стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению N 1 к настоящему Положению, но не более 25% денежного содержания муниципального служащего (пункт 1).
Лицам, замещавшим должности муниципальной службы, которым в соответствии с решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 16 декабря 2009 года N 58 "Об утверждении Положения "О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 года N 55 "Об утверждении Положения о ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", которым была назначена ежемесячная социальная выплата, устанавливается ежемесячная социальная выплата при наличии стажа муниципальной службы от 9 лет - в размере 15% денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.
Размер ежемесячной социальной выплаты увеличивается на 1 процент денежного содержания муниципального служащего за каждый полный календарный год стажа муниципальной службы, но не более 25% денежного содержания муниципального служащего (пункт 2).
Лицам, замещавшим должности муниципальной службы, которым в соответствии с решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 20 февраля 2019 года N 26 "Об утверждении Положения о ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", которым назначена ежемесячная социальная выплата, - в размере 15% денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.
Размер ежемесячной социальной выплаты увеличивается на 1 процент денежного содержания муниципального служащего за каждый полный календарный год стажа муниципальной службы свыше стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению N 1 к настоящему Положению, но не более 25% денежного содержания муниципального служащего (пункт 3).
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Малоярославецкому районному Собранию депутатов муниципального района "Малоярославецкий район", в котором просили признать недействующей с момента принятия статью 2 Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденного решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" от 22 июня 2020 года N 45.
Требования обоснованы тем, что оспариваемые ими нормы статьи 2 Положения противоречат Конституции Российской Федерации, закрепляющей принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица, а также противоречат подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пунктам 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 730, предусматривающему право сохранения ранее установленной ежемесячной социальной выплаты, пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", статье 4 Закона Калужской области от 25 февраля 2011 года N 120-03 "О дополнительных социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) государственные должности Калужской области, должности гражданской службы Калужской области, семьям, а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности, статье 2 Закона Калужской области N 192-03 "О внесении изменений в Закон Калужской области "О дополнительных социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) государственные должности Калужской области, должности гражданской службы Калужской области, семьям, а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 19 июня 2002 года N 11-П и от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определениях от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 05 июля 2005 года N 246-О и N 3О3-О.
Решением Калужского областного суда от 02 апреля 2021 года в удовлетворении административных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года решение Калужского областного суда от 2 апреля 2021 года отменено, принято по административному делу новое решение, которым признана недействующей с момента принятия статья 2 Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденного решением районного Собрания депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" от 22 июня 2020 года N 45.
В кассационной жалобе, поданной 25 ноября 2021 года Малоярославецким районным Собранием депутатов муниципального района "Малоярославецкий район", через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебного акта апелляционной инстанции, ставится вопрос о его отмене, оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны в судебных инстанциях, указывая на то, что установленный в статье 2 положения порядок увеличения размера ежемесячной выплаты на 1% денежного содержания муниципального служащего за каждый календарный год стажа муниципальной службы сверх требуемого, а также установление предельного размера такой выплаты не более 25% денежного содержания муниципального служащего, не являются произвольными и произведены в соответствии с действующим законодательством с учетом социально-экономического положения и возможностей бюджета муниципального района. Суд апелляционной инстанции не провел анализ бюджета муниципального образования в целом, в связи с чем, дана неверная оценка возможности финансирования приоритетных задач по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения. При этом судом второй инстанции не учтен факт значительного увеличения расходов бюджета. Факт отсутствия задолженности по социальным доплатам перед лицами, которым назначены муниципальные пенсии за выслугу лет и доплаты к страховой пенсии не может свидетельствовать об отсутствии затруднений у муниципального образования по обеспечению приоритетных бюджетных обязательств и достаточности бюджетных средств. Были значительно увеличены расходы бюджета: помимо социально-демографических мер, также необходимость противоэпидемиологических и антикризисных мер, направленных на преодоление последствий пандемии, которые повлекли снижение поступлений в бюджет с начала 2020 года. Согласно решению районного Собрания "Об исполнении бюджета муниципального района "Малоярославецкий район" за 2020 год от 26 мая 2021 года N 47 дефицит бюджета составил 15 824 992 рубля 22 копейки.
От Михайленко Е.И. и представителя административных истцов Мальковой Л.П. поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу, возражения представителя административных истцов, заключение прокурора судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены.
Как следует из материалов дела, Михайленко Е.И, замещавшей муниципальную должность муниципальной службы в Малоярославецкой районной администрации, распоряжением врио главы администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 02 апреля 2019 года N 85-1к с 05 марта 2019 года установлена ежемесячная социальная выплата в соответствии с ранее действовавшим положением о ежемесячной социальной выплате, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденным решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 20 февраля 2019 года N 26 в размере 20 104 рубля 78 копеек, составляющей 42, 2% от среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
С учетом принятого оспариваемого Положения от 22 июня 2020 года N 45 Михайленко Е.И. с 01 октября 2019 года социальная выплата установлена в размере 13 774 рубля 14 копеек, что составляет 23, 1% от среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
Кармановой Н.М, замещавшей муниципальную должность муниципальной службы в Малоярославецкой районной администрации, распоряжением главы администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 31 октября 2016 года N 140-1к с 20 октября 2016 года установлена ежемесячная социальная выплата в соответствии с ранее действовавшим положением о ежемесячной социальной выплате, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденным решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 года N 55 в размере 15 337 рублей 45 копеек, что составляет 50% от среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
С учетом принятого оспариваемого Положения от 22 июня 2020 года N 45 Кармановой Н.М. с 01 октября 2019 года социальная выплата установлена в размере 8 882 рубля 49 копеек, что составляет 25 % от среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
Долбиловой М.Г, замещавшей муниципальную должность муниципальной службы в Малоярославецкой районной администрации, распоряжением главы администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 30 марта 2018 года N 58-1к с 01 октября 2018 года установлена ежемесячная социальная выплата в соответствии с ранее действовавшим Положением о ежемесячной социальной выплате, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденным решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 года N 55 в размере 24 521 рубль 99 копеек, что составляет 44% от среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
С учетом принятого оспариваемого Положения от 22 июня 2020 года N 45 Долбиловой М.Г. с 01 октября 2019 года социальная выплата установлена в размере 12 890 рублей 47 копеек, что составляет 25 % от среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
Дементьевой М.Н, замещавшей муниципальную должность муниципальной службы в Малоярославецкой районной администрации, распоряжением главы администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 30 марта 2018 года N 58-1к с 01 октября 2018 года установлена ежемесячная социальная выплата в соответствии с ранее действовавшим Положением о ежемесячной социальной выплате, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденным решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 года N 55 в размере 14638 рублей 54 копейки, что составляет 50% от ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
С учетом принятого оспариваемого Положения от 22 июня 2020 года N 45 Дементьевой М.Н. с 01 октября 2019 года социальная выплата установлена в размере 7 559 рублей 66 копеек.
Бессудновой А.П, замещавшей муниципальную должность муниципальной службы в Малоярославецкой районной администрации, распоряжением главы администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 30 марта 2018 года N 58-1к с 01 октября 2018 года установлена ежемесячная социальная выплата в соответствии с ранее действовавшим положением о ежемесячной социальной выплате, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденным решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 года N 55 в размере 25 740 рублей 83 копейки, что составляет 44% ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
Шапетько М.В, замещавшей муниципальную должность муниципальной службы в Малоярославецкой районной администрации, распоряжением главы администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 30 марта 2018 года N 58-1к с 01 октября 2018 года установлена ежемесячная социальная выплата в соответствии с ранее действовавшим Положением о ежемесячной социальной выплате, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденным решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 года N 55 в размере 27 737 рублей 40 копеек, что составляет 50% от ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
С учетом принятого оспариваемого Положения от 22 июня 2020 года N 45 Шапетько М.В. с 01 октября 2019 года социальная выплата установлена в размере 14 507 рублей 30 копеек, что составляет 25% от ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
ФИО5, замещавшей муниципальную должность муниципальной службы в Малоярославецкой районной администрации, распоряжением главы администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 30 марта 2018 года N 58-1к с 01 октября 2018 года установлена ежемесячная социальная выплата в соответствии с ранее действовавшим Положением о ежемесячной социальной выплате, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденным решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 года N 55 в размере 11 951 рубль 12 копеек, что составляет 50% от ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
Лукьяновой Н.И, замещавшей муниципальную должность муниципальной службы в Малоярославецкой районной администрации, распоряжением главы администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 30 марта 2018 года N 58-1к с 01 октября 2018 года установлена ежемесячная социальная выплата в соответствии с ранее действовавшим Положением о ежемесячной социальной выплате, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденным решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 года N 55 в размере 15 380 рублей 04 копейки, что составляет 50% от ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
С учетом принятого оспариваемого Положения от 22 июня 2020 года N 45 Лукьяновой Н.И. с 01 октября 2019 года социальная выплата установлена в размере 6 492 рубля 29 копеек, что составляет 25% от ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
Пчелкиной Е.В, замещавшей муниципальную должность муниципальной службы в Малоярославецкой районной администрации, распоряжением главы администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 30 марта 2018 года N 58-1к с 01 октября 2018 года установлена ежемесячная социальная выплата в соответствии с ранее действовавшим Положением о ежемесячной социальной выплате, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденным решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 года N 55 в размере 21 605 рублей 41 копейка, что составляет 50% от ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
С учетом принятого оспариваемого Положения от 22 июня 2020 года N 45 Пчелкиной Е.В. с 01 октября 2019 года социальная выплата установлена в размере 10 750 рублей 62 копейки, что составляет 25% от ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
Пылевой Т.Н, замещавшей муниципальную должность муниципальной службы в Малоярославецкой районной администрации, распоряжением главы администрации муниципального района "Малоярославецкий район" от 30 марта 2018 года N 58-1к с 01 октября 2018 года установлена ежемесячная социальная выплата в соответствии с ранее действовавшим Положением о ежемесячной социальной выплате, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального района "Малоярославецкий район", утвержденным решением Малоярославецкого районного Собрания депутатов от 18 декабря 2013 года N 55 в размере 26 006 рублей 18 копеек, что составляет 50% от ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
С учетом принятого оспариваемого положения от 22 июня 2020 года N 45 Пылевой Т.Н. с 01 октября 2019 года социальная выплата установлена в размере 11157 рублей, что составляет 25% от ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности.
Суд первой инстанции, разрешая спор, указал на выводы Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении вопроса о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, о том, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (Определения от 1 декабря 1999 года N 189-О, от 11 мая 2006 года N 88-О и от 3 апреля 2007 года N 332-О-П).
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и само по себе это не противоречит Конституции Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные выводы Конституционного Суда Российской Федерации в полной мере относятся и к вопросу компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, и, соответственно, Малоярославецкое районное Собрание депутатов муниципального района "Малоярославецкий район" было вправе регулировать размеры ежемесячной социальной выплаты указанной категории граждан, в том числе и в сторону их уменьшения, что само по себе не может рассматриваться как изменение уровня правовых гарантий, предусмотренных федеральным законодательством. Вместе с тем, такое регулирование не может носить произвольный характер.
Так, определение размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего должно осуществляться в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Калужской области, исчисляться индивидуально исходя из среднемесячного денежного содержания по занимаемой должности и учитывать продолжительность соответствующего стажа. Исчисление ежемесячной социальной выплаты производится с учетом стажа, а также среднемесячного денежного содержания (по замещаемой (замещавшейся) должности государственной гражданской службы Калужской области).
Малоярославецкое районное Собрание депутатов в оспариваемой статье 2 Положения от 22 июня 2020 года N 45 установиларазмеры ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район" в соответствии критериями, предусмотренными в отношении государственных гражданских служащих Калужской области, в виде учета стажа муниципальной службы и среднемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учет стажа муниципальной службы при расчете размеров ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы не обязательно должен быть в полной мере идентичным тому, который установлен для государственных гражданских служащих, и может быть осуществлен органом местного самоуправления иным образом в зависимости от возможностей местного бюджета.
Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.
Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципального района "Малоярославецкий район" по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Калужской области.
Само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил назначения, снятия, исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных областным законодательством, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих муниципального района "Малоярославецкий район" Калужской области по сравнению с государственными гражданскими служащими Калужской области.
Судом первой инстанции учтено, что установление в оспариваемой норме Положения, порядка увеличения размера ежемесячной социальной выплаты на 1% денежного содержания муниципального служащего за каждый полный календарный год стажа муниципальной службы сверх требуемого, а также установление предельного размера такой выплаты не более 25% денежного содержания муниципального служащего, не являются произвольными и произведены в соответствии с действующим законодательством с учетом социально-экономического положения и возможностей бюджета муниципального района. Административный ответчик в данном случае реализовал, предусмотренное действующим законодательством право представительного органа местного самоуправления регулировать вопросы определения условий предоставления права на дополнительное материальное обеспечение за выслугу лет, порядок ее выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы. И поскольку правовое регулирование вопросов дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, относится к компетенции органов местного самоуправления, то порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет должны определяться с учетом возможностей местного бюджета.
Судом первой инстанции установлено, что изменение порядка определения размеров ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район", обусловлено материальным положением указанного муниципального образования, не является в данном случае произвольным, и направлено на обеспечение равенства муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной ежемесячной социальной выплаты.
Из указанного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что критерии определения размеров ежемесячной социальной выплаты, установленные в оспариваемой норме представительным органом местного самоуправления, согласуются с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений, предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности, вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности, и не могут рассматриваться как противоречащие требованиям и нормам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, установив, что положения оспариваемых норм не противоречат Конституции Российской Федерации, действующему федеральному и региональному законодательству, в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В части требования заявителей о незаконности статьи 3 решения от 22 июня 2020 года N 45, согласно которой настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования) и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 апреля 2019 года в силу противоречия Конституции Российской Федерации, закрепляющей принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица, суд первой инстанции сослался на статью 44 Устава местного самоуправления о порядке вступления в силу нормативных актов и пришел к выводу, что оспариваемые положения в равной мере распространяются на всех лиц, которые являлись муниципальными служащими и имеют право на получение ежемесячной социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии у административного ответчика права на изменение размера выплат административным истцам.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отметил, что судом первой инстанции не учтено, что из представленных административными истцами документов о финансовом положении муниципального района "Малоярославецкий район" следует, что кредиторская задолженность перед лицами, которым назначены муниципальные пенсии за выслугу лет и доплаты к страховой пенсии, отсутствует. Обстоятельств, указывающих, что при осуществлении выплат у муниципалитета имелись затруднения, недостаток необходимых бюджетных средств, не установлено, сокращение численности аппарата муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, реорганизация муниципальных предприятий не производилось. Получение дотаций муниципального образования на другие виды расходов, наличие бюджетных кредитов само по себе не является основанием для изменения размеров социальных выплат.
Суд второй инстанции усмотрел в оспариваемой норме правовую неопределенность в установлении и применении расчета социальных выплат, который не соответствует статье 4 Закона Калужской области N 120-03 от 25 февраля 2011 года: имеются разногласия в части начисления процентов денежного содержания, увеличения содержания за каждый полный год и величины предельной суммы денежного содержания муниципальных служащих.
Проанализировав содержание оспариваемой нормы, суд второй инстанции пришел к выводу, что оспариваемое нормативное Положение в системе действующего правового регулирования не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, так как его содержание не обеспечивает однозначное понимание и толкование, и приводит к возможности его произвольного применения, что является основанием для отмены такого нормативного акта в оспариваемой части.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции решение Калужского областного суда от 2 апреля 2021 года отменил с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований административных истцов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции в части требования заявителей о незаконности статьи 3 решения от 22 июня 2020 года N 45, согласно которой настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования) и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 апреля 2019 года, в силу противоречия Конституции Российской Федерации, закрепляющей принцип недопустимости придания обратной силы закону, пришел к тому, что заявителями данные требования в суде первой инстанции не заявлялись ввиду чего указал на то, что требование в данной части не может быть предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем обжалуемый судебный акт суда второй инстанции приведенным требованиям не соответствует. Предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу судом не выполнены, что привело к неправильному применению судом апелляционной инстанции норм материального права и вынесению незаконного судебного акта.
Выводы суда апелляционной инстанции о правовой неопределенности в установлении и применении расчета социальных выплат; о том, что оспариваемое нормативное положение в системе действующего правового регулирования не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, так как его содержание не обеспечивает однозначное понимание и толкование, и приводит к возможности его произвольного применения, не содержат под собой указания на обстоятельства, которые привели суд к таким выводам.
С учетом согласия суда апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о соответствии оспариваемого акта требованиям нормативных актов имеющих большую юридическую силу в части полномочий административного ответчика по определению порядка и условий оспариваемой ежемесячной социальной выплаты, установленный судом апелляционной инстанции факт отсутствия задолженности муниципального бюджета перед лицами, получающими доплаты к пенсиям, сам по себе при отсутствии оценки финансового положения органа местного самоуправления и расходной части его бюджета в целом не может свидетельствовать о достаточности указанных судом второй инстанции оснований для признания незаконным оспариваемых норм.
При таких данных, суд кассационной инстанции считает доводы кассационной жалобы заслуживающими внимания.
Кроме того, вывод суда апелляционной инстанции о том, что требование о незаконности статьи 3 решения от 22 июня 2020 года N 45 "Об утверждении Положения о дополнительных социальных гарантиях лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Малоярославецкий район" о придании обратной силы оспариваемым положениям нормативного правового акта административными истцами не заявлялись в суде первой инстанции, не соответствует обстоятельствам административного дела, так как такое требование заявлялось стороной административных истцов и было предметом оценки суда первой инстанции, о чем указано выше.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции неправомерно оставил без рассмотрения и оценки требование заявителей в указанной части.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что обжалуемый судебный акт - апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, он подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 года отменить, дело направить в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции на новое рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.