Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П, судей Певиной Е.А, Шумовой Н.А.
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Собко Александра Васильевича на решение Советского районного суда города Новосибирска от 18 августа 2021 года, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N13 по г. Новосибирску о взыскании с Собко Александра Васильевича задолженности по страховым взносам и пени, удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П, объяснения Собко А.В, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 13 по г. Новосибирску обратилась в суд с административным иском к Собко Александру Васильевичу, в котором просит взыскать с Собко А.В. задолженность в размере 14134, 23 руб, в том числе: страховые взносы за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в размере 11 176, 93 руб. и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 2 902, 39 руб.; за период с 18 июля 2020 по 13 августа 2020 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии - 43, 59 руб.; пени по страховым вносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд 11, 32 руб.
В обоснование иска, с учетом уточнения, указано, что в период с 28.02.2020 по 02.07.2020 административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ являлся плательщиком страховых взносов, должен уплатить страховые взносы за 2020 год за период деятельности 4 месяца 2 дня: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в размере 11 176, 93 руб. и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 2 902, 39 руб.
В связи с несвоевременной уплатой налогоплательщиком страховых взносов за период с 18.07.2020 по 13.08.2020 начислены пени, и в адрес должника направлено требование от 14.08.2020 N 39904.
В связи с неисполнением требования в установленный в нем срок мировым судьей по заявлению налогового органа был выдан судебный приказ от 29.01.2021, который определением от 19.02.2021 был отменен.
Решением Советского районного суда г. Новосибирска от 18 августа 2021 года административный иск удовлетворен. Судом постановлено взыскать с Собко Александра Васильевича в пользу МИФНС России N13 по г. Новосибирску задолженность в размере 14 134, 23 руб, в том числе:
11 176, 93 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2020 год;
2 902, 39 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2020 год;
43, 59 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии;
11, 32 руб. - пени по страховым вносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС.
Взыскать с Собко Александра Васильевича государственную пошлину в доход бюджета в сумме 565, 37 руб.
С решением суда не согласился Собко А.В, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, прекращении производства по делу.
В обоснование апелляционной жалобы указано на то, что военные пенсионеры имеют право, а не обязанность на страховую пенсию (не фиксированную) по старости. Апеллянт полагает, что поскольку он является получателем военной пенсии, имеет полный пакет социального обеспечения и находится на полном государственном обеспечении, то он в добровольном порядке решает платить ему страховые взносы или нет.
Кроме того, в его случае невозможно набрать индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30 баллов, иметь 15 лет трудового стажа и дожить до 65 лет, в связи с чем он не видит смысла делать добровольные отчисления на страховую часть пенсии. ИП было открыто и просуществовало всего несколько месяцев с нулевым балансом.
Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из наличия законных оснований для взыскания с административного ответчика заявленной в иске задолженности по страховым взносам, с чем суд апелляционной инстанции оснований не согласиться не имеет, а доводы апелляционной жалобы не принимает в связи со следующим.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
По смыслу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется в случае оплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным налоговым законодательством сроки либо в случае неоплаты в установленные законом сроки суммы налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.
Согласно п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, составляет в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составляет 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 28.02.2020 по 02.07.2020 Собко А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, является плательщиком страховых взносов, которые обязан был оплатить в срок не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ).
По причине неуплаты в установленный законом срок страховых взносов у Собко А.В. образовалась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2020 год в сумме, рассчитанной пропорционально периоду осуществления предпринимательской деятельности в 2020 году - 11 176, 93 руб, а также на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2020 год - 2 902, 39 руб.
В связи с несвоевременной уплатой налогоплательщиком страховых взносов инспекцией начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 43, 59 руб.; пени по страховым вносам на обязательное медицинское страхование в размере 11, 32 руб.
По состоянию на 14.08.2020 Собко А.В. через личный кабинет выставлено требование N39904 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год и пени со сроком уплаты до 30.09.2020.
29.01.2021 мировым судьей 5-го судебного участка Советского района г. Новосибирска был выдан судебный приказ о взыскании с Собко А.В. недоимки по страховым взносам за 2020 год и пени, который отменен 19.02.2021 в связи с поступившими от ответчика возражениями. Настоящее административное исковое заявление подано в суд 27.05.2021.
Приведенные обстоятельства дела, подтвержденные доказательствами, свидетельствуют о том, что, налоговым органом доказано наличие оснований для взыскания с Собко А.В. страховых взносов и пени, а также соблюдение порядка взыскания задолженности и сроков обращения в суд. Расчеты страховых взносов и пени, представленные в материалы дела, являются верными, апеллянтом не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы Собко А.В. об отсутствии у него обязанности оплаты страховых взносов в связи с тем, что он является военным пенсионером, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно не приняты.
Действующее законодательство не освобождает индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, от уплаты страховых взносов.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 24.06.2-14 N 1471-О, постановления от 28.01.2000 N 5-П конституционное право на социальное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации) включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 2 пункта 1 статьи 6) и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (пункт 2 части 1 статьи 5 и часть 1 статьи 14), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включают в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой), в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывают их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отнесение индивидуальных предпринимателей и адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (определения от 24 мая 2005 года N 223-О, от 29 сентября 2011 года N 1179-О-О и от 25 января 2012 года N 226-О-О).
Учитывая цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовую природу и предназначение страховых взносов и исходя из обязанности гарантировать всем лицам, уплачивающим страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, независимо от выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, федеральный законодатель предусмотрел для лиц, получающих пенсии по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", возможность одновременного получения назначенной пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть четвертая статьи 7 указанного Закона Российской Федерации).
Данное правовое регулирование закрепляет правовой механизм, гарантирующий адвокатам, получающим пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предоставление страхового обеспечения в виде части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение и приводящее в нарушение предписаний статьи 35 Конституции Российской Федерации к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанного.
Распространяя приведенную правовую позицию на самозанятых граждан из числа военных пенсионеров, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О подчеркнул, что их участие в обязательном пенсионном страховании и возложение на них обязанности уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации должно гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. Возложение на таких граждан обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации конституционно допустимо лишь при наличии надлежащего правового механизма, гарантирующего им наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных сумм страховых взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости.
Соответствующий правовой механизм был установлен Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", которым лицам, проходившим военную службу по контракту, и приравненным к ним в области пенсионного обеспечения лицам при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, закрепленных статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", было предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Тем самым в системе обязательного пенсионного страхования застрахованным лицам, приобретшим названный статус после назначения им пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, была предоставлена возможность реализации пенсионных прав, формирование которых обеспечивалось уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В отношении самозанятых граждан из числа военных пенсионеров была осуществлена необходимая корреляция их статуса в качестве страхователей - плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц - получателей трудовых пенсий в размере, соотносимом с уплаченными ими в Пенсионный фонд Российской Федерации и отраженными на их индивидуальных лицевых счетах страховыми взносами.
Поскольку правовой механизм участия самозанятых граждан из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования был сохранен в действующем законодательстве, подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречат Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения.
Доводы апеллянта о фактическом неосуществлении им деятельности индивидуального предпринимателя также не освобождают его от обязанности уплаты страховых взносов, поскольку в силу закона таковая не зависит от фактического осуществления (неосуществления) предпринимателем хозяйственной деятельности и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя.
Кроме того, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
В целом доводы подателя жалобы основаны на неправильном толковании им действующих норм права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, потому не свидетельствуют о наличии оснований к отмене судебного акта.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Новосибирска от 18 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Собко А.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.