Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Воронежской таможни на решение Правобережного районного суда города Липецка от 8 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 27 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Шенмайера А. к Воронежской таможне, Лебедянскому таможенному посту Воронежской таможни о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя Воронежской таможни Болдарева И.Л, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
установила:
Шенмайер А. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом изменения исковых требований просил признать незаконными действия Воронежской таможни (Лебедянского таможенного поста), выразившиеся в отказе в регистрации пассажирской таможенной декларации на автомобиль JEEP CRD LIMITED BL AS 1067, ввезенный в связи с переселением на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее также Государственная программа); обязать Воронежскую таможню (Лебедянский таможенный пост) совершить таможенные операции, связанные с выпуском в свободное обращение автомобиля JEEP CRD LIMITED BL AS 1067 с применением льгот по уплате таможенных платежей в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, на указанное транспортное средство Шенмайера А, как участника Государственной программы.
В обоснование административного иска указал, что 22 июля 2020 года он с семьей прибыл в таможенный орган в городе Липецке, где представитель таможенного органа забрал документы на автомобиль (технический паспорт, документы на транзитный ввоз), попросил выйти из автомобиля, после чего автомобиль был поставлен в бокс. В письменном ответе таможенного органа на его обращение указано, что срок ввоза транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных пошлин (18 месяцев) истек. На повторное обращение в таможенный орган о выдаче автомобиля, паспорта транспортного средства и регистрации пассажирской таможенной декларации получен письменный отказ в регистрации последней. Считает действия таможни незаконными.
Решением Правобережного районного суда города Липецка от 8 июля 2021 года административный иск удовлетворен частично. Признаны незаконными действия Воронежской таможни, выразившиеся в отказе в регистрации пассажирской таможенной декларации на автомобиль JEEP CRD LIMITED BL AS 1067. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 27 сентября 2021 года решение районного суда отменено в части отказа в удовлетворении требований, на Воронежскую таможню возложена обязанность совершить таможенные действия, связанные с выпуском в свободное обращение автомобиля JEEP CRD LIMITED BL AS 1067 с применением в отношении него льгот по уплате таможенных платежей в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на указанный автомобиль Шенмайера А, как участника Государственной программы на основании свидетельства участника Государственной программы СС- N, выданного 29 августа 2017 года, по пассажирской таможенной декларации от 21 октября 2020 года в установленный законом срок. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 ноября 2021 года, Воронежская таможня просит отменить состоявшиеся судебные постановления, отказать в удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на законности отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации, поскольку графы 3 и 4 декларации подлежат заполнению только в случае декларирования товаров для личного потребления, но не транспортных средств. Утверждает, что освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется в течение 18 месяцев с даты выдачи свидетельства участника Государственной программы; по мнению ФТС России данный срок исчисляется со дня проставления отметки на второй странице названного свидетельства, но в данном случае указанный срок истек.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Федеральным законом от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" на органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по содействию добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1)
Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и приведенным федеральным законом (пункт 1 статьи 14ункт 1 статьи 14).
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Целями Государственной программы являются: стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; содействие социально-экономическому развитию регионов; решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения (пункт 7).
Участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (подпункт "а" пункта 19, пункт 44 в редакции на день возникновения спорных правоотношений).
При ввозе Шенмайером А. в Российскую Федерацию личного имущества порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, в том числе товаров для личного пользования, были урегулированы Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (статья 266) и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования".
Подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к названному решению предусмотрено, что иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Евразийского экономического союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении условий, одним из которых является осуществление ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза из страны предыдущего проживания не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 29 августа 2017 года в Генеральном консульстве Российской Федерации во Франкфурте-на-Майне Шенмайеру А. выдано Свидетельство участника Государственной программы СС- N. В качестве членов в свидетельстве указаны супруга Шенмайер А. и сын Шенмайер Д.
Согласно миграционной карте N Шенмайер А. въехал на территорию Российской Федерации 17 июля 2020 года. Ранее 17 июля 2020 года Шенмайер А. не мог въехать на территорию Российской Федерации ввиду полученной травмы и лечения в Германии в период с ноября 2018 года по март 2019 года, необходимости получения визы для выезда в Россию, а позднее - ввиду введения государствами Европейского союза, в том числе Германией, ограничений, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции.
В последующем, 22 июля 2020 года, в зону таможенного контроля Правобережного таможенного поста Липецкой таможни (после реорганизации - Лебедянский таможенный пост Воронежской таможни) доставлено транспортное средство - автомобиль JEEP CRD LIMITED BL AS 1067, 2014 года выпуска, VIN: N. Вместе с транспортным средством представлены документы с отметками пограничного таможенного органа: транзитная декларация N и свидетельство о регистрации транспортного средства, выданного в Германии.
Из объяснений Шенмайера А. следует, что представителем таможенного органа было дано разъяснение о необходимости оплатить таможенные пошлины, налоги, стоимость которых превышала один миллион рублей, без оплаты пассажирская таможенная декларация не будет зарегистрирована и рассмотрена.
Между Шенмайером А. и обществом с ограниченной ответственностью "Международный Таможенный Сервис" заключен договор от 23 июля 2020 года N 2020/69 на оказание услуг по хранению транспортного средства на складе временного хранения в период его таможенного оформления.
На письменное заявление Шенмайера А. от 30 сентября 2002 года по вопросу дальнейших действий представлен ответ Воронежской таможни от 16 октября 2020 года, согласно которому в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется в соответствии с главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные пошлины, налоги взимаются по единым ставкам; таможенные платежи начисляются таможенным органом, производящим выпуск таких товаров на основании сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании.
Получив указанный ответ, 21 октября 2020 года Шенмайер А. предоставил в таможенный орган пассажирскую таможенную декларацию на автомобиль JEEP CRD LIMITED BL AS 1067, приложив необходимые документы.
В регистрации пассажирской таможенной декларации было отказано на основании подпункта 4 пункта 5 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и подпункта 4 пункта 6 Решения Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 года N 311.
Разрешая спор и удовлетворяя административного иск частично, районный суд исходил из того, что Шенмайеру А. было отказано в регистрации пассажирской таможенной декларации от 21 октября 2020 года по формальным основаниям, ошибочно проставленная отметка в графе 3.2 пассажирской таможенной декларации не может повлечь нарушение публичных интересов. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований и удовлетворяя требования о возложении обязанности совершить таможенные действия, связанные с выпуском в свободное обращение автомобиля JEEP CRD LIMITED BL AS 1067 с применением в отношении него льгот по уплате таможенных платежей, суд апелляционной инстанции указал, что транспортное средство ввезено Шенмайером А. на таможенную территорию Евразийского экономического союза 22 июля 2020 года, то есть не позднее 18 месяцев с даты прибытия Шенмайера А. на постоянное место жительства в Российскую Федерацию 17 июля 2020 года; пассажирская таможенная декларация представлена Шенмайером А. 21 октября 2020 года. В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии обстоятельств ввоза Шенмайером А. транспортного средства для личного пользования условиям подпункта "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами судов о незаконности действий таможенного органа
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, для отказа в регистрации таможенной декларации мотивированно отклонены судами.
Согласно подпункту 4 пункта 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации если в таможенной декларации не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 года N 124 "О таможенном декларировании товаров для личного пользования" утвержден Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации и совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации.
Порядком предусмотрено, в частности, что в графах 3.1 - 3.10 сведения о наличии товаров, подлежащих таможенному декларированию, указываются путем проставления в соответствующих полях знака "x" или "v" (пункт 20). В графе 4 указываются дополнительные сведения о товарах, наличие которых указано в графах 3.2 - 3.10, и (или) иных товарах, подлежащих таможенному декларированию (пункт 21).
В поданной 21 октября 2020 года Шенмайером А. пассажирской таможенной декларации проставлена отметка в графе 3.2, при этом в графе 4 отсутствует информация о товарах, ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин. В графе 5 в соответствии с установленным порядком заполнены сведения о ввозимом автомобиле JEEP CRD LIMITED BL AS 1067.
Согласно части 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (пункт 35). Транспортные средства для личного пользования являются одной из категорий товаров для личного пользования (пункты 46, 50).
С учетом приведенных положений закона отсутствие в графе 4 пассажирской таможенной декларации дополнительных сведений о товарах, подлежащих таможенному декларированию, при наличии в графе 5 сведений о ввозимом автомобиле, означает, что пассажирская таможенная декларация предоставлена только на перемещаемое транспортное средство, указанное в графе 5. Какой-либо неопределенности относительно состава декларируемых товаров в поданной Шенмайером А. пассажирской таможенной декларации не допущено, все сведения о товарах и об избранной таможенной процедуре, необходимые для выпуска товаров, таможенному органу заявлены.
Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного акта в кассационном порядке и мнение заявителя кассационной жалобы о порядке исчисления 18-месячного срока, предусмотренного подпунктом "б" пункта 6 приложения N 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Шенмайер А. прибыл на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в качестве участника Государственной программы 17 июля 2020 года в период действия соответствующего свидетельства, потому на день ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортного средства (22 июля 2020 года) названный 18-месячный срок не истек.
Утверждения заявителя кассационной жалобы о том, что указанный срок следует исчислять со дня выдачи свидетельства участника Государственной программы, как документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в России, не основано на законе.
Выдача названного свидетельства подтверждает участие лица в Государственной программе, его право на ввоз личного имущества через государственную границу Российской Федерации на определенных условиях, но не подтверждает переселение иностранного физического лица на постоянное место жительства в России. Такое толкование соответствует положениям Государственной программы (пункт 18 в действующей редакции, пункт 46).
Отклоняются судебной коллегией и доводы о том, что названный срок в данном случае следует исчислять с даты проставления отметки миграционного органа на странице 2 свидетельства участника Государственной программы, выданного Шенмайеру А. Исходя из содержания текста данной отметки, миграционным органом зафиксирован факт постановки Шенмайера А. на учет в качестве участника Государственной программы, а не постановки на постоянный регистрационный учет по месту жительства на территории Российской Федерации, как, в частности, указано в письме ФТС России от 18 января 2012 года N 01-11/01674. В этой связи проставление такой отметки, не содержащей данных о месте жительства, не свидетельствует о переселении иностранного физического лица на постоянное место жительства в России.
Приведенные в кассационной жалобе ссылки на письма ФТС России получили надлежащую судебную оценку в апелляционном определении. Названные письма, отражающие мнение таможенного органа, нормативными документами не является, не содержат правил, обязательных для граждан, и в силу положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации не могут являться основанием для ограничения их прав.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
При таких данных не имеется оснований для пересмотра принятых по делу решения суда (в части, оставленной в силе апелляционным определением) и апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Правобережного районного суда города Липецка от 8 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 27 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.