Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Булатовой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 23 ноября 2021 года гражданское дело по иску Демидовой О.А. к Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Поворинская районная больница" о признании незаконными действий учреждения, взыскании стимулирующих выплат, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Демидовой О.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 9 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Демидова О.А. обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области (далее по тексту - БУЗ ВО) "Поворинская районная больница" о признании незаконными действий учреждения, взыскании стимулирующих выплат, компенсации морального вреда.
Решением Поворинского районного суда Воронежской области от 23 апреля 2021 года признаны незаконными действия БУЗ ВО "Поворинская районная больница" по невыплате Демидовой О.А. стимулирующих выплат за период с марта 2015 года по декабрь 2017 года.
Взысканы с БУЗ ВО "Поворинская районная больница" в пользу Демидовой О.А. стимулирующие выплаты в размере 391751 руб. 40 коп, компенсация морального вреда в размере 3000 руб, в местный бюджет государственная пошлина в размере 9417 руб. 51 коп.
10 августа 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 9 сентября 2021 года решение Поворинского районного суда Воронежской области от 23 апреля 2021 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Демидовой О.А. к БУЗ ВО "Поворинская районная больница" о признании незаконными действий по невыплате стимулирующих выплат, взыскании денежных средств в размере 497787 руб. 56 коп. отказано.
В кассационной жалобе Демидова О.А. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 9 сентября 2021 года отменить, в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 1 марта 2015 года по 16 июля 2020 года Демидова О.А. работала в БУЗ ВО "Поворинская районная больница" в должности санитарки и сестры-хозяйки, которые относятся к младшему медицинскому персоналу.
В БУЗ ВО "Поворинская районная больница" до 1 октября 2019 года действовало Положение об оплате труда работников, утвержденное главным врачом БУЗ ВО "Поворинская РБ" 1 марта 2015 года.
Согласно пункту 2.1 Положения, оплата труда работников учреждения включает в себя оклад (должностной оклад), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.
Из пунктов 1.9, 1.9.1, 1.9.2 Положения следует, что при установлении систем оплаты труда работников учреждения работодатель обеспечивает наличие показателей и критериев для стимулирования труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждений в целом; применение демократических процедур при оценке эффективности работы различных категорий работников при принятии решения об установлении им выплат стимулирующего характера (создание соответствующей комиссии с участием представительного органа работников).
В пункте 5.10 Положения об оплате труда указано, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником.
Условиями трудового договора, заключенного 5 мая 2015 года между Демидовой О.А. и БУЗ ВО "Поворинская РБ", стимулирующие выплаты и их размер не предусмотрены.
Согласно пункту 6 "б" дополнительного соглашения N 270/17 об изменении трудового договора N 832 от 10 сентября 2013 года, заключенного между работодателем и работником, в связи с переводом работника от 2 мая 2017 года, работнику производятся выплаты стимулирующего характера: стимулирующие выплаты по итогам работы - устанавливаются ежемесячно с учетом достижения целевых показателем эффективности (критерии оценки) комиссией учреждения в соответствии с Положением об оплате труда за достижение целевых показателей и критериев эффективности деятельности работника в пределах фонда оплаты труда; персональный повышающий коэффициент к окладу - устанавливается с учетом выполнения показателей определенных Положением об оплате труда ежемесячно.
Дополнительным соглашением N 873/19 об изменении трудового договора N 832/13 от 10 сентября 2013 года, заключенным между работодателем и работником 18 сентября 2019 года, раздел трудового договора 1V "Оплата труда" изложен в новой редакции: работнику установлен должностной оклад, ставка заработной платы 8120 руб. в месяц, выплаты компенсирующего характера, в пункте 1 "в" указано о стимулирующих выплатах по итогам работы, которые устанавливаются с учетом выполнения критериев оценки выплат стимулирующего характера за интенсивность и качество работы приказом учреждения в соответствии с Положением об оплате труда.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения, в редакции 2015 года, в целях стимулирования работников учреждений к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу работникам учреждений могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера. Размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что за период с сентября 2018 года до дня увольнения истца вопрос о стимулирующих выплатах рассматривался на заседаниях комиссии по оценке эффективности деятельности работников больницы и установлению выплат стимулирующего характера, что подтверждается протоколами, определенный размер стимулирующих выплат истца в заявленные период не противоречит пункту 5.2 Положения об оплате труда работников учреждения от 10 декабря 2014 года и пункту 5.9 Положения об оплате труда, утвержденного приказом от 25 июля 2019 года, стимулирующие выплаты ответчиком истцу произведены, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании стимулирующих выплат за период с мая 2019 года по июнь 2020 года.
Удовлетворяя требования о взыскании с ответчика в пользу истца стимулирующих выплат за период с марта 2015 года по декабрь 2017 года, суд первой инстанции исходил из того, что комиссия по оценке эффективности деятельности работников ответчика была создана только 3 сентября 2018 года, стороной ответчика не представлены доказательства, подтверждающие факт выплаты заработной платы Демидовой О.А. в полном объеме за период с марта 2015 года по декабрь 2017 года, соблюдения работодателем Положения об оплате труда работников, утвержденного 1 марта 2015 года, в частности, пунктов 1.9, 1.9.1, 1.9.2, и того обстоятельства, что выплата заявленных сумм истцу не предусмотрена либо Демидова О.А. лишена данных выплат, указал, что не включение работодателем порядка и условий стимулирующих выплат в трудовой договор не лишает права на их получение как части заработной платы.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, перейдя к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, проанализировав условия трудового договора и дополнительных соглашений к нему, Положения об оплате труда, расчетные листки, протоколы заседания комиссии, выписки из актов ведомственного контроля и плановой комплексной проверки использования средств ОМС, НСЗ ТФОМС ВО, установив, что условиями трудового договора не предусмотрена оплата стимулирующих выплат и их размер, до января 2018 года стимулирующие выплаты ответчиком работникам не начислялись и не выплачивались, в связи с отсутствием денежных средств на их выплату, с января 2018 года стимулирующие выплаты истцу произведены в полном объеме с учетом фонда оплаты труда и наравне с иными сотрудниками, пришел к выводу об отсутствии нарушения прав истца действиями ответчика на своевременную и в полном объеме оплату труда.
В судебном постановлении приведено толкование норм материального права, в частности, статей 2, 8, 21, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значимые для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилсудебное решение, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано Правительству Российской Федерации принять до 1 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев, в частности, повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года.
Согласно Методике расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением N 5 к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года, утвержденной указанным распоряжением Правительства Российской Федерации, показатель средней заработной платы по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
Разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, предусмотрено, что достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 и от 1 июня 2012 года N 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 для соответствующей категории работников.
Судебная коллегия, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходила из того, что по условиями заключенного с истцом трудового договора и действующих у работодателя локальных нормативных актов, регулирующих вопросы оплаты труда и премирования работников до 2018 года, оплата стимулирующих выплат не являлась гарантированной, отнесена к выплатам стимулирующего характера и производится работодателем при наличии определенных условий в пределах фонда оплаты труда. В период после 2018 года истцу выплачивались причитающиеся ему денежные средства в размере, определенном трудовым договором, в редакции дополнительного соглашения к нему, и в порядке, установленном локальным актом работодателя, регулирующим вопросы оплаты труда работников. При этом суд учел, что система оплаты труда, установленная внутренними локальными актами ответчика, не ухудшает положение истца по сравнению с трудовым законодательством и другими работниками.
Не являются основанием для отмены вступившего в законную силу судебного постановления доводы кассационной жалобы в той части, что в соответствии с пунктом 2.1 Положения об оплате труда работников БУЗ Воронежской области "Поворинская районная больница" оплата труда включает в себя и оплату стимулирующего характера, поскольку из анализа раздела 5 Положения, определяющего порядок и условия установления выплат стимулирующего характера следует, что данные выплаты могут устанавливаться, условия их осуществления принимаются учреждением самостоятельно в пределах фонда оплаты труда, который в период до 2018 года не позволял их устанавливать и выплачивать. В целях исполнения приведенного выше Указа Президента, необходимые выплаты стимулирующего характера истцу работодатель выплатил.
Доводы кассационной жалобы о том, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для перехода к рассмотрению гражданского дела по правилам производства суда первой инстанции, являются необоснованными.
В соответствие с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения
В силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции учредитель ответчика Департамент здравоохранения Воронежской области и Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области не были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, тогда как их права и обязанности непосредственно затронуты решением суда, данное обстоятельство послужило основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с привлечением к участию в деле третьих лиц.
Доводы кассационной жалобы о том, что выплаты стимулирующего характера являются неотъемлемой частью заработной платы истца, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, им была дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с результатами которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Демидовой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.