Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1932/2021; УИД: 24RS0017-01-2021-002036-39 по иску Эфтора Владимира Ильича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Красноярска, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Красноярскому краю о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе Эфтора Владимира Ильича на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска о 10 августа 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Эфтора В.И, принимавшего участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Эфтор В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Красноярска, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Красноярскому краю о защите пенсионных прав.
Требования мотивированы тем, что в связи с достижением 29 августа 2015 г. пенсионного возраста - 60 лет, 25 августа 2015 г. истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Красноярска (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска) с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости. Одновременно с заявлением был представлен необходимый пакет документов для назначения страховой пенсии по старости. ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска решением от 20 октября 2015 г. N незаконно отказало в назначении страховой части страховой пенсии по старости по заявлению Эфтора В.И. от 25 августа 2015 г.
Решением Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 4 февраля 2016 г. признано незаконным решение ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска от 20 октября 2015 г. N об отказе в назначении страховой пенсии по старости. Из содержания названного решения следовало, что Эфтору В.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у заявителя права на назначение страховой части пенсии по пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку на дату подачи заявления стаж для определения права на пенсию составил 4 г. 2 мес. 19 дней. Эфтор В.И. при подаче заявления в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска предоставил справку, выданную прокуратурой Красноярского края 5 августа 2015 г, N, согласно которой Эфтор В.И. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту также Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) с 30 декабря 2006 г. по настоящее время. При назначении пенсии включены периоды службы с 25 января 1977 г. по 29 декабря 2006 г, работы и иной деятельности: с 1 сентября 1972г. по 24 января 1977г. Таким образом, прокуратурой Красноярского края при определении размера пенсии за выслугу лет не учтен период прохождения службы в органах прокуратуры Красноярского края с 10 января 2007 г. по 8 апреля 2011 г, указанный период не учтен при вынесении обжалуемого решения.
Отделом Пенсионного фонда России Красноярского края проведена проверка пенсионного дела Эфтора В.И, в результате которой вынесена рекомендация ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска отменить решение об отказе в назначении страховой пенсии (за исключением фиксированной выплаты) Эфтора В.И, и вернуться к рассмотрению вопроса о ее назначении. 22 декабря 2015 г. ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска вынесено решение, согласно которому решение комиссии об отказе от 20 октября 2015г. N в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) отменено и Эфтору В.И. назначена страховая пенсия (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 августа 2015 г. Период работы с 10 января 2007 г. по 8 апреля 2011г. в должности старшего прокурора Прокуратуры Красноярского края засчитан в страховой стаж.
Справка от 5 августа 2015 г. N выдана Прокуратурой Красноярского края для решения вопроса об установлении страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения) территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. На запрос ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска по вопросу периодов службы Эфтора В.И, письмом от 22 сентября 2015 г. N Прокуратура Красноярского края сообщила, что пенсия за выслугу лет ему назначена с 20 декабря 2006 г. При таких обстоятельствах период службы с 10 января 2007 г. не может быть указан в справке N от 5 августа 2015 г. Пенсия с учетом последующего периода службы за выслугу лет Эфтору В.И. не назначалась.
Согласно извещению ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска от 30 декабря 2015 г. истцу с 29 августа 2015 г. назначена трудовая пенсия по старости в размере 2232, 06 рублей, в том числе, фиксированный базовый размер 0 руб. 00 коп. При этом на обращение истца им получено разъяснение о том, что индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015г. (ИПКс), равен размеру страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной по состоянию на 31 декабря 2014 г. по положениям Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 17 декабря 2001г. N 173-Ф3), деленному на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015г. (64, 10 руб.) - 26, 071. Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды с 1 января 2015 г. по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, составляет - 5, 186. Размер страховой пенсии по старости исчислен исходя из страхового стажа - 8 лет 05 месяцев 18 дней и страховых взносов, начисленных работодателем для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации за период работы с 6 июня 2011г. по 29 августа 2015г. - 1671, 16. Стоимость пенсионного коэффициента на 29 августа 2015г. определена в размере *1.41 рублей, размер страховой пенсии по старости на 29 августа 2015г. составил 2232, 06 (31, 257 х 71, 41 = 2232, 06 руб.).
Полагая, что данный ответ является недостаточно мотивированным, истец отправил жалобу в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Красноярскому краю, в которой просил проверить правильность произведенного ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска расчета и начисления ему страховой пенсии по старости, на которую поступил ответ на обращение N, в котором с приведением подробного расчета указано, что размер пенсии истца с 29 августа 2015г. составляет 2232, 06 рублей. Указано, что расчет пенсии произведен в соответствии с нормами и условиями действующего пенсионного законодательства, и ее размер определен правильно.
Истец полагал, что вышеуказанные ответы на его обращения ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска и ОПФ РФ по Красноярскому краю являются необоснованными и содержат не соответствующие действительности сведения о том, что при определении размера пенсии за выслугу лет якобы зачтен период прохождения им службы в органах прокуратуры Красноярского края с 10 января 2007 г. по 8 апреля 2011 г.
Истцом получена справка о назначенных ему пенсиях и социальных выплатах МИЦ ПФР от 17 февраля 2020г. N, в которой указаны периоды работы и (или) иной деятельности, включенные (засчитанные) в страховой стаж при установлении страховой пенсии. Продолжительность стажа, учтенного при установлении страховой пенсии, составляет 8 лет 5 мес. 18 дн. Вместе с тем, в нарушение требований части 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г..Красноярска при расчете страховой пенсии по старости период работы с 10 января 2007 г..по 8 апреля 2011 г..не учтен, и, соответственно, при исчислении размера страховой пенсии истца по старости в расчет не включен, и поэтому размер страховой пенсии занижен. Необоснованность ответов ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г..Красноярска и ОПФ РФ по Красноярскому краю на обращения истца и наличие в ответах не соответствующей действительности информации, выявлены истцом после получения 8 февраля 2021 г..через Портал государственных услуг Российской Федерации сведений о состоянии ИЛС. При изучении и анализе сведений о состоянии ИЛС установлено, что в нарушение требований статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г..N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в нем отсутствуют многие необходимые сведения, учитываемые для назначения и расчета страховой пенсии по старости. В сведениях о состоянии ИЛС не учтен стаж службы истца в прокуратуре Красноярского края с 10 января 2007 г..по 8 апреля 2011 г, то есть, 4 года 2 месяца 29 дней, необоснованно указан показатель величины индивидуального пенсионного коэффициента" - 0.000.
Сопоставление ответов на обращения истца в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г..Красноярска от 10 мая 2016г. N и ОПФ РФ по Красноярскому краю от 8 июля 2016г. N с документом - сведения о состоянии ИЛС, позволяет сделать вывод о том, что УПФР в Железнодорожном районе г..Красноярска расчет назначенной Эфтору В.И. страховой пенсии произведен неверно, поскольку не учтен стаж службы в прокуратуре Красноярского края с 10 января 2007г. до 8 апреля 2011г, то есть, 4 года 2 месяца 29 дней.
Как следует из расчета, представленного в ответе на обращение ОПФ РФ по Красноярскому краю от 8 июля 2016 г. N, индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) за период службы в прокуратуре Красноярского края с 10 января 2007 г. по 8 апреля 2011 г. пенсионным органом не рассчитывался и в страховой стаж не засчитан, преобразование приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент не производилось, коэффициент 1, 8 за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода не учтен, и поэтому размер страховой пенсии истца по старости занижен.
Включение в страховой стаж периода прохождения службы в органах Прокуратуры Красноярского края с 10 января 2007 г. по 8 апреля 2011 г, и применение для исчисления страховой пенсии по старости коэффициента 1, 8, влечет увеличение размера страховой пенсии по старости и возлагает на пенсионный орган обязанность произвести перерасчёт назначенной истцу страховой пенсии по старости.
Согласно подсчетам, суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) истца по состоянию на 1 января 2015 г. составил 26, 071, то есть, как указано в предоставленном ответе на обращение ОПФ РФ по Красноярскому краю от 8 июля 2016г. N.
Вместе с тем, в страховой стаж по решению суда, как основание для назначения второй пенсии принят период службы в прокуратуре Красноярского края с 10 января 2007 г. по 8 апреля 2011 г, 4 года 2 месяца 29 дней. Однако, ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска, данный стаж не учтен для исчисления размера пенсии и не конвертирован в баллы индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), согласно требованиям законодательства 1, 8 за каждый год работы.
По подсчетам истца, размер его пенсии с 29 августа 2015 г. должен составлять 2777, 99 рублей, но не 2232, 06 рублей, как ему назначено к выплате. Недоплаченная часть страховой пенсии по старости, по расчетам истца, ежемесячно составляет 545, 93 рублей. За истекший период с момента назначения страховой пенсии по старости, то есть, с 29 августа 2015 г. по 29 марта 2021 г. (67 месяцев) недоплата без учета предусмотренной законом корректировки как работавшему пенсионеру до 31 мая 2019 г. и последующей индексации страховой пенсии по старости составила 36577, 31 рублей. Будучи получателем страховой пенсии по старости с 29 августа 2015 г, истец продолжал работать до 31 мая 2019 г, и ему корректировка размера страховой пенсии по старости производилась с 11 августа 2016 г.
Истец полагает, что ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска по основаниям, предусмотренным статьями 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязано осуществить истцу полное возмещение причиненных убытков, путем проведения перерасчёта назначенной ему страховой пенсии по старости и выплаты разницы, предусмотренной законом корректировки как работающему пенсионеру, до 31 мая 2019 г, и последующей индексации назначенной страховой пенсии по старости, как не работающему пенсионеру. При этом необходимо обязать ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска принять размер его страховой пенсии по старости с 29 августа 2015 г. в сумме 2777, 99 рублей ежемесячно, а размер недоплаченной ежемесячной страховой пенсии по старости в сумме 545, 93 рублей за период с 29 августа 2015 г.
Также, по мнению истца, ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска обязано проиндексировать сумму невыплаченной страховой пенсии по индексу потребительских цен. В результате инфляционных процессов своевременно невыплаченные истцу денежные суммы утратили свою покупательную способность. Это причинило истцу убытки, которые должны быть ему полностью возмещены.
В указанной связи (с учетом уточненных требований) истец просил признать расчет Государственного зарождения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г..Красноярска начисления назначенной ему страховой пенсии по старости от 30 декабря 2015г, не соответствующим Федеральному закону от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; признать право Эфтора В.И. на перерасчет размера страховой пенсии по старости с 29 августа 2015г.; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г..Красноярска зачесть в страховой стаж Эфтора В.И. неучтенный при расчете размера страховой пенсии по старости период работы с 10 января 2007 г..по 8 апреля 2011 г, то есть 4 года 2 месяца 29 дней, в должности старшего прокурора Прокуратуры Красноярского края, как относящийся к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж на основании пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с исчислением размера страховой пенсии по старости по коэффициенту 1, 8 за каждый полный год работы; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г..Красноярска произвести перерасчет страховой пенсии по старости Эфтора В.И, при этом обязать принять размер страховой пенсии по старости Эфтора В.И. с 29 августа 2015 г..в сумме 2777, 99 рублей ежемесячно, а размер недоплаченной ежемесячно страховой пенсии по старости в сумме 545, 93 рублей за период с 29 августа 2015 г..; взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г..Красноярска (межрайонное) образовавшуюся задолженность в виде недоплаченной части страховой пенсии по старости за период с 29 августа 2015 г..по 29 мая 2021 г..в размере 37669, 17 рублей (Тридцать семь тысяч шестьсот шестьдесят девять руб. 17 коп.) без учета предусмотренной законом корректировки, как работавшему
пенсионеру до 31 мая 2019 г, и последующей индексации страховой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г..Красноярска произвести с 29 августа 2015 г..перерасчет размера страховой пенсии по старости Эфтора В.И. с учетом зачтенного периода работы с 10 января 2007 г..по 8 апреля 2011 г, то есть 4 года 2 месяца 29 дней, в должности старшего прокурора Прокуратуры Красноярского края, с начислением недоплаченной части образовавшейся задолженности при начислении предусмотренной законом корректировки как работавшему пенсионеру до 31 мая 2019г. и последующей индексации страховой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г..Красноярска (межрайонное) произвести с 29 августа 2015г. расчет размера страховой пенсии по старости Эфтора В.И. с начислением по правилам Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги по Красноярскому краю за период с 29 августа 2015 г..по 29 мая 2021 г..; обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю внести исправления в индивидуальный лицевой счет - Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 8 февраля 2021 г, форма СЗИ-ИЛС, Эфтора В.И. в части учета периода работы с 10 января 2007 г..по 8 апреля 2011 г, то есть 4 года 2 месяца 29 дней, в должности старшего прокурора отдела Прокуратуры Красноярского края, как относящийся к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж на основании пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за который при расчете пенсии устанавливаются индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы), а также сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации, до 1 января 2015г. и сведения о размере индивидуального пенсионного
коэффициента в соответствии с действующим законодательством; взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г..Красноярска (межрайонное) в пользу Эфтора В.И. понесенные им судебные расходы в виде издержек, связанных с рассмотрением дела в сумме 2830 рублей; обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Красноярскому краю обеспечить контроль за соблюдением пенсионного законодательства при проведении Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г..Красноярска (межрайонное) перерасчета размера страховой пенсии по старости Эфтора В.И. в соответствии с заявленными им исковыми требованиями.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 10 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 октября 2021 г, постановлено:
"Исковые требования Эфтора Владимира Ильича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Красноярска, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Красноярскому краю о защите пенсионных прав - оставить без удовлетворения в полном объеме".
В кассационной жалобе истец Эфтор В.И. просит отменить решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска о 10 августа 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 октября 2021 г, как незаконные и необоснованные, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (Железнодорожный районный суд г. Красноярска), в ином составе суда.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Эфтора В.И, принимавшего участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением комиссии ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска от 20 октября 2015 г. Эфтору В.И. отказано в назначении страховой части пенсии по старости в связи с отсутствуем у заявителя права на назначение страховой части пенсии. При подаче заявления в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска истцом была предоставлена справка, выданная прокуратурой Красноярского края 5 августа 2015 г. N, в соответствии с которой Эфтор В.И. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с 30 декабря 2006 г. по настоящее время.
При назначении пенсии включены периоды службы: с 25 февраля 1977г. по 29 декабря 2006 г, работы и иной деятельности: с 1 сентября 1972г. по 24 января 1977 г.
При этом Прокуратурой Красноярского края при определении размера пенсии за выслугу лет не учтен период прохождения службы в органах прокуратуры Красноярского края с 10 января 2007 г. по 8 апреля 2011 г, и при вынесении решения от 20 октября 2015 г. ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска указанный период не зачтен Эфтору В.И. в страховой стаж период прохождения службы в прокуратуре Красноярского края.
22 декабря 2015 г. ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска после проведенной ОПФ РФ проверки вынесло решение, в соответствии с которым решение комиссии об отказе от 20 октября 2015 г. N в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) отменено и Эфтору В.И. назначена страховая пенсия (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 августа 2015 г. Период работы с 10 января 2007 г. по 8 апреля 2011 г. в должности старшего прокурора Прокуратуры Красноярского края засчитан в страховой стаж.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", с учетом установленных по делу обстоятельств, проверив произведенный ответчиком расчет начисленной истцу пенсии, пришел к выводу об отсутствии нарушений ответчиком пенсионных прав истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 года, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим Законом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 г. и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.
Согласно части 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 и 10 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", составляет 1, 8.
Таким образом, из содержания указанных норм законодательства в их системной взаимосвязи следует, что коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода, в том числе периода осуществления трудовой деятельности в должности прокурора, предусмотренный пунктом 12 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при преобразовании приобретенных в указанный период пенсионных прав, в индивидуальный пенсионный коэффициент, применяется, только при расчете страхового стажа лицам, не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Установив, что истцу с 30 декабря 2006 г. назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", служба в органах прокуратуры с 10 января 2007 г. по 8 апреля 2011 г. включена пенсионным в страховой стаж при назначении истцу страховой пенсии, расчет размера получаемой истцом страховой пенсии исчислен истцу в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в суде первой инстанции и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска о 10 августа 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Эфтора Владимира Ильича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.