Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой О.Н, судей Харитонова А.С. и Хаянян Т.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Адлерского районного суда города Сочи от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2021 года, по гражданскому делу по иску администрации города Сочи к ФИО2, ООО "Сакура" о сносе самовольной постройки, заслушав доклад судьи Ивановой О.Н, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия
Установила:
Администрация города Сочи обратилась в суд с иском к ФИО2, ООО "Сакура" о признании трехэтажного объекта капитального строительства самовольной постройкой, его сносе, признании отсутствующим права собственности, взыскании судебной неустойки за неисполнение судебного акта. В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно выписке из ЕГРН от 09 июля 2020 года, земельный участок, площадью 545 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: г. ФИО5, "адрес", находится в собственности ФИО8 На момент проведения внеплановой выездной проверки N 152 от 29 июля 2020 года установлено, что на земельном участке расположен трехэтажный капитальный объект незавершенного строительства, площадью не менее 600 кв.м. Информация о выдаче уведомления, разрешения на строительство, ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, отсутствует.
В ходе проведенной проверки земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 09 июля 2020 года земельный участок, расположенный по адресу: г..ФИО5, "адрес", находится в собственности ФИО2, имеет следующие характеристики: площадь - 1501 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения гражданами садоводства и огородничества, по документу - садоводство. Согласно сведениям департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи от 14 июля 2020 года, информация о выдаче уведомления, разрешения на строительство (реконструкцию), акта ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, отсутствует. В акте проверки N 153 (земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты") указано, что на нем располагается один трехэтажный дом. Фактически на момент проверки N, на данном земельном участке располагались 2 трехэтажных капитальных объекта незавершенного строительства, на момент проверки N 152, на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", строения отсутствовали. В акте N 152 была допущена техническая ошибка с указанием наличия трехэтажного капитального объекта незавершенного строительства. По результатам проверок N 152 и N 153 выявлены признаки самовольных построек. Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" на кадастровом учете не состоит. Фактически из указанного земельного участка сформированы 3 участка с кадастровыми номерами "данные изъяты". На земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" зарегистрирован трехэтажный жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты", который является предметом проверки N. На земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" зарегистрирован трехэтажный жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты", который является предметом проверки N.
Объект капитального строительства имеет признаки самовольной постройки, указанные п. 1 ст. 222 ГК РФ, в связи с чем, истец просил признать его самовольной постройкой, снести трехэтажный объект капитального строительства, с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 453 кв.м, расположенный по адресу: г..Сочи, "адрес", на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", признать отсутствующим право собственности у ФИО2 и ООО "Сакура" на трехэтажный объект капитального строительства путем аннулирования записи о государственной регистрации права в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ N; взыскать неустойку за неисполнение судебного акта.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 19 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2021 года, в удовлетворении исковых требований администрации города Сочи отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе истец, не соглашаясь с вынесенными судебными актами, указывает, что суд при вынесении судебного постановления не создал условий для полного, всестороннего исследования доказательств по делу. Актами проверки от 29 июля 2020 года установлено строительство трехэтажного жилого дома на стадии возведения каркаса. Согласно выписке из ЕГРН жилой дом поставлен на кадастровый учет 09 июля 2020 года. Ответчиками не предоставлено доказательств того, что ими начаты работы по строительству дома до 04 августа 2018 года, после принятия Федерального Закона N 340-ФЗ от 03 августа 2018 года, в связи с чем, ответчик обязан был в порядке, установленном ст. 51.1. ГрК РФ, подать в уполномоченные органы уведомление о планируемом строительстве. Информация о выдаче уведомления, разрешения на строительство, ввода в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства, по сведениям департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 14 июля 2020 года, отсутствует. Ст. 51.1.
ГрК РФ введена федеральным законом от 03 августа 2018 года N 340-ФЗ, начинает применяться с 04 августа 2018 года. Ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 340-ФЗ (в редакции от 02 августа 2019 года, действующей на момент строительства ответчиком спорного объекта недвижимости, согласно которой правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2021 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения ст. 51.1, ч. 16-21 ст. 55 ГрК РФ (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. Следовательно, собственники земельного участка, начавшие строительство после 04 августа 2018 года, согласно ст. 51.1. ГрК РФ обязаны подавать в уполномоченные органы уведомление о планируемом строительстве. Для установления законности строительства жилого дома на садовом земельном участке, необходимо установить дату начала строительства. Актом проверки от 29 июля 2020 года установлено строительство трехэтажного дома на стадии возведения каркаса.
Судом не проверены все необходимые исследования по установлению фактических обстоятельств по делу, не установлено предпринимал ли ответчик надлежащие меры к легализации жилого дома, направлял ли в уполномоченные органы уведомление о планируемом строительстве, что послужило принятию судом неправомерного решения. Суд необоснованно ссылается на Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регламентирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету. Регистрация права собственности в упрощенном порядке не освобождает ответчика от соблюдения им строительных и градостроительных норм при строительстве объекта капитального строительства. Согласно п. 23 Постановления Пленума ВС РФ N 10 от 29 апреля 2010 года в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Регистрация права собственности на объект недвижимости не является свидетельством соблюдения ответчиком строительных и градостроительных норм при строительстве жилого дома. Судами не учтено, что согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, но эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Все объекты недвижимости, построенные на территории г..Сочи, должны соответствовать Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным решением Городского собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202.
Земельный участок, расположенный по адресу: г..ФИО5, "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", имеет следующие характеристики: площадь 388 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - садоводство. С учетом максимального коэффициента использования территории по всем зонам - 0, 6, в связи с чем, суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений (существующих, и тех, которые могут быть построены дополнительно) на указанном земельном участке должна составлять не более 232, 8 кв.м, однако, ответчиками построен жилой дом общей площадью 453 кв.м, что значительно превышает разрешенные параметры на 220, 2 кв.м. Также судом не проверены соответствие спорного объекта иным установленным параметрам Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в части площади застройки, площади озеленения, расстояния к границе земельного участка и другим. Судом не установлено соответствие спорного строения строительным и градостроительным нормам, отсутствуют гарантии безопасности строящегося объекта, тем самым создана угроза жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, которые приобретут квартиры в строящемся объекте. Просит отменить постановленные по делу судебные акты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции, применив к спорным правоотношениям положения п. 2 ст. 209, п.п. 1, 2 ст. 263, ст. 222 ГК РФ, п. 1.1. ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" пришел к выводу, что для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанные объекты до 01 марта 2026 года не требуется наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять жилой дом, строительство которого начато или осуществлено до или после 04 августа 2018 года, до или после 19 декабря 2020 года, в упрощенном порядке или в уведомительном порядке, в связи с чем, жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 453 кв.м, зарегистрирован на ответчиков в соответствии с нормами действующего законодательства, и не может быть признан самовольным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, сославшись дополнительно на пп. 2 п. 1 ст. 40, ст. 42, п. 3 ст. 85 ЗК РФ, ст. 2 ГрК РФ, п. 1 ст. 219 ГК РФ указав, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанные объекты до 01 марта 2026 года не требуется наличия уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Несмотря на то, что жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" возведен самовольно, в отсутствие разрешения на строительство, спорный объект завершен строительством и зарегистрирован на праве общей долевой собственности за ответчиками, что не может быть безусловным основанием для сноса строения.
Одной из важнейших задач гражданского судопроизводства является правильное разрешение гражданских дел (ст. 2 ГК РФ). Суд в силу ч. 2 ст. 10 указанного Кодекса, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом и создает условия для установления фактических обстоятельств при рассмотрении и разрешении гражданских дел, что является необходимым для достижения задачи гражданского судопроизводства по правильному разрешению гражданских дел.
Гражданское процессуальное законодательство возлагает обязанность на суд непосредственно исследовать доказательства по делу (ч. 1 ст. 157 ГПК РФ), а в ч. 1 ст. 67 ГПК РФ эта обязанность указана в качестве правила оценки доказательств судом - по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 ГПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04 августа 2020 года Управлением муниципального земельного контроля администрации города Сочи было составлено уведомление о выявлении самовольной постройки, в котором указано, что по результатам проведенной 29 июля 2020 года проверки на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес" выявлен факт возведения (создания) объекта капитального строительства с количеством этажей - 3, без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений, что подтверждается актом проверки земельного участка от 29 июля 2020 года N 153/20.
В материалах дела имеется распоряжение (приказ) Управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи от 22 июля 2020 года N о проведении проверки в отношении ФИО2 по адресу: "адрес", "адрес".
В акте проверки земельного участка от 29 июля 2020 года N 153/20 указано, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес", находящийся в собственности ФИО2, имеет следующие характеристики: площадь 1501 кв.м, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения садоводства и огородничества, по документам - садоводство. Согласно сведениям департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации Сочи от 14 июля 2020 года, информация о выдаче уведомления, разрешения на строительство (реконструкцию), ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, отсутствует. В ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что на земельном участке расположен трехэтажный капитальный объект незавершенного строительства. При производстве замеров площади застройки установлено, что ориентировочно, общая площадь объекта составляет не менее 480 кв.м.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 23/001/170//2020-8735 от 09 июля 2020 года следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1501 кв.м, по адресу: "адрес", назначение объекта - садоводство, является ФИО2 Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N КУВИ-002/2020-34045225 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 388+/-7 кв.м, по адресу: "адрес", назначение объекта - садоводство, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, создан образованием трех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровый номер присвоен ДД.ММ.ГГГГ. Собственником указанного земельного участка являются ФИО2- общая долевая собственность, 29/30 и ООО "Сакура" - общая долевая собственность, 1/30.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N КУВИ-002/2020-34045225 от ДД.ММ.ГГГГ следует, право собственности на жилой дом, площадью 453 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", с количеством этажей-3, год завершения строительства-2020, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2, общая долевая собственность, 14/15 и ООО "Сакура", общая долевая собственность, 1/15.
Конституционное право граждан на охрану частной собственности относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством охраны имущества, находящегося в собственности граждан.
В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.(п. 2 ст. 260 ГК РФ).
П. 2 ст. 263 ГК РФ предусматривает, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и или недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяется ст. 222 ГК РФ.
Из п. 2 ст. 260 ГК РФ следует, что на основании закона и в установленном порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу с подпункта 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из ст. 42 ЗК РФ следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, размещение тех или иных объектов недвижимости, осуществляется исходя из правового режима земельного участка, требований градостроительных регламентов, иных норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
П. 8 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В ст. 2 ГрК РФ установлено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов; требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Граждане обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки; проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений в соответствии с градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами.
В соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, помимо прочего, относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Объекты недвижимости, построенные на территории г. Сочи, должны соответствовать Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202.
Судами не дана оценка доводам администрации, о том, что показатель коэффициента является основной характеристикой плотности и загруженности земельного участка и инфраструктуры, и является обязательным для соблюдения застройщиком; земельный участок, расположенный по адресу: г. "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", имеет следующие характеристики: площадь - 388 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- садоводство. С учетом максимального коэффициента использования территории по всем зонам г. Сочи- 0, 6, суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений (существующих, и тех которые могут быть построены дополнительно) на указанном земельном участке должна составлять не более 232, 8 кв.м, в то время, как ответчиками построен жилой дом, площадью 453 кв.м.
Из ч. 1 ст. 51 ГрК РФ следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании п.п. 1-1.1, 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества; строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; иных случаях, если в соответствии с настоящим кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Федеральным законом от 03 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Градостроительный кодекс РФ внесена ст. 51.1, согласно которой установлен новый уведомительный порядок о планируемом строительстве, обязательный для исполнения с момента вступления в законную силу указанного Федерального закона - с 04 августа 2018 года.
Так, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 51.1. ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 340 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные акты российской Федерации" (в редакции от 02 августа 2019 года, действовавшей в данной редакции до 19 декабря 2020 года) правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2021 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Из указанной нормы права следует, что собственники земельного участка вправе подавать уведомление о планируемом объекте строительства только в том случае, если строительство начато до вступления в силу Федерального закона от 03 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные акты российской Федерации", то есть до 04 августа 2018 года.
Судами не дана оценка доводам истца о том, что для законности строительства жилого дома на садовом земельном участке, в целях применения указанных законов к спорным правоотношениям, необходимо установить дату начала строительства. При этом ответчик ссылался на то, что на момент составления акта 29 июля 2020 года установлено строительство трехэтажного жилого дома только на стадии каркаса, что не может свидетельствовать о том, что строительство объекта начато до принятия Федерального закона от 03 августа 2018 года N 340-ФЗ. Кроме того, судами не принято во внимание, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" было зарегистрировано 04 марта 2020 года, 04 сентября 2020 года земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" поставлен на кадастровый учет и зарегистрировано право собственности, право собственности на жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" зарегистрировано 09 июля 2020 года).
Из ч. 12 ст. 70 Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ (введенной Федеральным законом от 02 августа 2019 года N 267-ФЗ) следует, что до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
08 декабря 2020 года был принят Федеральный закон N 404-ФЗ "О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и ст. 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", согласно которому увеличен период применения указанных положений до 01 марта 2026 года, а также изменения в часть 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, продлевающие период применения данного положения до 01 марта 2026 года, распространяющие их применение на жилые дома, возведенные (возводимые) на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и, соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций необоснованно сделан вывод о том, что застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять жилой, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04 августа 2018 года, до или после 19 декабря 2020 года: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со ст. 51.1 и частями 16-21 ст. 55 ГК РФ, статьей 16 Закона N 340-ФЗ.
Ссылка судами на Федеральный закон N 404-ФЗ "О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и ст. 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 08 декабря 2020 года незаконна, поскольку указанный закон применяется с 19 декабря 2020 года. Как следует из материалов дела и указано выше, правоотношения возникли до принятия данного закона.
Кроме того, судами не учтено, что согласно ст. 1 Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Регистрация права собственности на индивидуальный жилой дом в упрощенном порядке не освобождает ответчика от соблюдения им требований законодательства, строительных и градостроительных норм при строительстве объекта капитального строительства.
В п. 1 ст. 222 ГК РФ установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п.2 ст. 222 ГК РФ).
Таким образом, положения ст. 222 ГК РФ, закрепляющие в том числе признаки самовольной постройки и последствия такой постройки (пункты 1 и 2), обеспечивают необходимый баланс публичных и частных интересов; при этом обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении вопроса о сносе самовольной постройки или ее сохранении необходимо установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Следовательно, в предмет доказывания по искам о сносе самовольного строения входит установление наличия (отсутствия) признаков самовольного строительства, указанных в ст. 222 ГК РФ, в том числе отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства; соответствие возведенного строения виду разрешенного использования земельного участка; обстоятельства создания такой постройки; отсутствие разрешения на строительство; допущенные при создании постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил при возведении постройки, а также нарушение прав и охраняемых законом интересов других лиц сохранением самовольной постройки, включая вопрос, создает ли такой объект угрозу жизни и здоровью граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство (определения от 03 июля 2007 года N 595-О-П, от 17 января 2012 года N 147-О-О, от 29 марта 2016 года N 520-О, от 29 мая 2018 года N 1174-О N 1175-О, от 25 октября 2018 года N 2689-О, от 20 декабря 2018 года N 3172-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 29 января 2015 года N 101-0 и от 27 сентября 2016 года N 1748-0 указал, что п. 3 ст. 222 ГК РФ направлен на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, отсутствие разрешения на строительство как единственное основание для сноса, не может бесспорно свидетельствовать о невозможности сохранения постройки. Значимым обстоятельством в данном случае является установление факта обращения лица, создавшего самовольную постройку, в уполномоченные органы в целях ее легализации, в частности за получением разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию (абзац 2 пункта 26 постановления Пленума N 10/22).
Судом первой инстанции сделан вывод, что право собственности на жилой дом, с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 453 кв.м. зарегистрировано в соответствии с требованиями ст. 70 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при этом ФЗ от 08 декабря 2020 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в статью 70 Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" внесены следующие изменения, увеличен период применения указанных положений до 01 марта 2026 года, а также изменения в часть 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, не только продлевающие период применения данного положения, но и распространяющие их применение на жилые дома, возведенные (возводимые) на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения в границах населенного пункта личного подсобного хозяйства, если указанные здания соответствуют параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Данные выводы противоречат разъяснениям п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в котором установлено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Кроме того, судами не были проверены, соответствует ли спорный объект капитального строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, на который ссылается суд первой инстанции.
Судами, в нарушение требований закона, не дана оценка доводам истца о том, что для установления законности строительства жилого дома на садовом земельном участке, необходимо установить дату начала строительства, а также имеющимся противоречиям в доказательствах, поскольку актом проверки от 29 июля 2020 года установлено строительство трехэтажного жилого дома на стадии возведения строительства, что подтверждается и находящейся в деле фототаблицей, приложенной к акту проверки земельного участка от 29 июля 2020 года (л.д. 20, 30), в то время, как ранее 09 июля 2020 года уже было зарегистрировано собственности на спорный жилой дом, площадью 453 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", и указан год завершения строительства - 2020. (л.д. 40-44) Доказательства того, что ответчиками начаты работы по строительству дома до 04 августа 2018 года, в материалах дела отсутствуют.
Судами не дана оценка тому, что на листе N 1, раздела 5 "Описание местоположения объекта недвижимости" - здание с кадастровым номером "данные изъяты" имеется схема расположения спорного объекта недвижимости на земельном участке, из которого усматривается примыкание здания к границе смежного земельного участка. (л.д. 44) На листе N 1, раздела 5 "Описание местоположения земельного участка" с кадастровым номером "данные изъяты" имеется план (чертеж, схема) земельного участка, из которого усматривается, что здание, находящееся на земельном участке 7896 примыкает к границе смежного земельного участка 7897. (л.д. 39)
При рассмотрении спора по настоящему делу суды допустили нарушение норм процессуального права, устанавливающих правила доказывания в гражданском процессе и правила исследования и оценки доказательств, необоснованно возложили бремя доказывания только на истца, не истребовав с ответчиков разрешительную документацию, факт обращения в уполномоченные органы в целях легализации самовольной постройки, в частности за получением разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, подтверждение желания сохранить постройку, доказательства того, что возведенное строение соответствует установленным требованиям и его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что противоречит правовой позиции Верховного Суда РФ о бремени доказывания по искам о сносе самовольной постройки (Определения Верховного Суда РФ от 26 февраля 2019 г. N 24-КГ18-14, от 11 января 2021 г. N 305-ЭС20-18007).
Суд апелляционной инстанции подтвердил выводы суда первой инстанции о том, что ссылка администрации на признак самовольности возведенного жилого дома - отсутствие разрешения на строительство является неактуальной. Вместе с тем данные выводы не соответствуют нормам права и не основаны на требованиях закона. (л.д. 92, 137)
В силу требований ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Суды в нарушение требований закона, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, не установили юридически значимые обстоятельства, касающиеся наличия или отсутствия нарушений сохранением самовольной постройки прав и охраняемых законом интересов других лиц, соблюдения установленных градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а также существенности допущенных нарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 ГПК РФ, то есть должно быть законным и обоснованным.
Из ч. 1 ст. 196 ГПК РФ следует, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61 и 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 56, 67, 71, 195- 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Ч. 4 ст. 198 ГПК РФ предусмотрено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текста обжалуемых судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанции выполнены не были.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 390 ГПК РФ правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, суд кассационной инстанции не наделен, а допущенные при разрешении спора нарушения являются значимыми и не могут быть преодолены на стадии кассационного разбирательства, постановленное по делу решение суда первой инстанции и апелляционное определение надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, а также все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, лицам, участвующим в деле, представить все имеющиеся у них доказательства, подтверждающие их доводы или возражения по существу исковых требований, исследовать и оценить относимость и допустимость всех представленных в дело доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда города Сочи от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2021 года - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.